Война за водные ресурсы в Средней Азии, которую спрогнозировал президент Узбекистана Ислам Каримов в ходе своего официального визита в Астану, произвела немалое впечатление на людей, наблюдающих за ситуацией. В информационном поле Казахстана началась полемика. Однако за рамками обсуждения этого, безусловно, громкого тезиса в исполнении узбекского лидера, осталась подавляющая часть визита - например, в тени громкого заявления остался разговор об итогах официальных переговоров лидеров двух крупнейших стран региона.

Но прежде чем рассматривать их, надо определиться с важным условием обсуждения: а именно - с какой точки зрения следует подходить к оценке результата. Например, одним из ракурсов может служить обычная статистика. В этом контексте итоги переговоров вряд ли можно назвать дипломатическим прорывом. Согласно официальным сообщениям, президентами было подписано всего пять документов, один из которых - совместное заявление. Четыре оставшихся - всего лишь характеризуют "добрососедские" отношения двух республик, поскольку касаются даже не приграничного сотрудничества, а приведения в некоторый порядок документов о перемещении граждан обеих стран через границы государств.

Но даже эти соглашения, если помнить о, мягко скажем, сдержанных отношениях между лидерами обеих республик - Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова, можно назвать неплохим результатом. В конце концов, даже малая либерализация на границах республик может существенно повлиять на приграничное сотрудничество. И как раз здесь становится важным третий контекст межгосударственных отношений. Согласно данным узбекских источников, близких к переговорам, два президента, хоть и повздорили по вопросам водной энергетики (отсюда раздражение Ислама Каримова), тем не менее, сумели договориться по важному вопросу, который может заложить основу для формирования политической ситуации нового типа в Средней Азии.

Дело в том, что речь идет не только о консолидации позиций по водно-энергетическим проблемам, что даже на уровне устных договоренностей, учитывая взаимное раздражение, довольно немало. По данным собеседников ИА REGNUM, Астана и Ташкент готовы начать более тесное сотрудничество. Сам его формат, условно названный "Франция и Германия Средней Азии", говорит о многом. В качестве доказательства приводится еще один совместный документ, подписанный на более низком уровне - внешнеполитических ведомств обеих республик. В нем говорится о масштабной ревизии документов, касающихся двусторонних отношений обеих республик - дескать, для чего нужен пересмотр архивов, если не планируется масштабной "перезагрузки"?

Ислам Каримов - внешнеполитическая проблема Астаны

Традиционно за политической кухней в Казахстане в информационном поле можно наблюдать только в комплексе мнений - их диапазон должен быть максимально широким: только так можно понять, что же действительно думает элита про сотрудничество с соседней страной. Например, официальная "Казахстанская правда", публикует довольно сдержанный материал, в котором рассуждает о визите Ислама Каримова исключительно общими словами, что тоже отражает часть казахстанской позиции.

"Свой нынешний визит глава узбекского государства совершил через два года пос­ле визита казахстанского Лидера в Узбекистан в 2010 году. Ту встречу в Ташкенте президенты ознаменовали серьезными подвижками в двусторонних отношениях, обусловленными как политическими и экономическими факторами, так и исторической, культурной и духовной близостью наших народов, общностью интересов по международной повестке дня. Динамичность происходящих сегодня в нашем регионе и мире процессов ставит перед теми, кто стремится вовремя отвечать на возникающие вызовы и эффективно противостоять угрозам, новые требования. И этот фактор, как отмечали в ходе переговоров Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов, просто нельзя не учитывать".

Чуть менее сдержанно ведет себя "Литер", издание партии власти "Нур Отан" ("Свет Отечества" - каз., - ИА REGNUM). Газета, еще вчера критиковавшая Узбекистан и его лидера, по результатам официального визита публикует благостный материал, в котором подчеркивает "интеграционную" идеологию встречи двух глав государств.

"Как показали итоги визита главы соседнего государства, между нашими странами больше точек соприкосновения, чем линий расхождения. Более того, сегодня сложились благоприятные условия для того, чтобы упрочить отношения между странами, вывести их на принципиально новый виток развития. Тем более что Узбекистан и Казахстан - это не только две крупные страны Центральной Азии, но и две республики, которые показывают хорошие темпы роста экономики. Впрочем, последний аспект официального визита главы соседнего государства вызвал особый интерес. Так, оптимистично выглядит динамика торгово-экономических отношений между двумя странами. В 2011 году объем взаимной торговли составил 1,95 млрд долларов, что на 24 процента превышает показатели предыдущего года. Согласно предварительным данным, за первое полугодие 2012 года эта цифра составила 925,6 млн долларов. Однако это не является пределом. В результате две республики планируют до 2016 года увеличить товарооборот в несколько раз.

"Постоянный рост торгово-экономического сотрудничества продолжается. Наш товарооборот за прошлый год вырос почти на 40 процентов. Мы нацелены на то, чтобы увеличить товарооборот в ближайшие годы - до 2015-2016 года - в два раза", - сказал глава государства Нурсултан Назарбаев. Его поддержал глава Узбекистана, заявив, что он "...полностью согласен с его (президентом Казахстана. - Ред.) оптимизмом, поддерживаю, что в течение 2-3 лет мы можем увеличить товарооборот вдвое. И думаю, по итогам этого года этот показатель превысит 3 млрд долларов". Кроме этого, по итогам встречи министров Казахстана и Узбекистана была подписана программа сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран на 2012-2014 годы".

Не менее в этом контексте любопытен и анонимный материал информационно-аналитического агентства "Пик", в котором Ислам Каримов назван одной из внешнеполитических проблем Астаны. Интересна эта статья тем, что отражает видение некоторой части казахстанской элиты, которая видит в Ташкенте исключительно агрессора, подстегивающего политическое размежевание Средней Азии.

"Тот факт, что президент Узбекистана в Астане демонстрировал воинственную риторику, свидетельствует о намерении Ташкента решать спорные вопросы с позиции силы. Сигнал этот в первую очередь тревожный. Пока режим Ислама Каримова находился в международной изоляции, он себе подобного поведения не позволял. Да и экономика страны откровенно слабая, чтобы вести полномасштабную войну даже с Киргизией. Однако американцы обещают не только оружие и политическое покровительство. В Узбекистан уже пошли масштабные инвестиции через международные фонды с американским доминированием. Инвесторы дают Ташкенту деньги даже на производство полиэтилена, не говоря уже о золоте и хлопке. Теперь получается, что Узбекистану за американские деньги предстоит выступать в качестве сдерживающего форпоста по отношению к Афганистану. Попутно у Ташкента есть серьезные претензии к Киргизии и Таджикистану. Однако у этих государств тоже имеется политическая "крыша". Душанбе за последнее время успел сильно расстроить Москву, а вот Бишкек ведет себя нормально и еще член ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности). Чем сильнее президент Каримов станет ощущать поддержку от Белого дома, тем больше Киргизия и Таджикистан будут жаться к России и Китаю. Проблема в том, что амбициозный узбекский лидер не умеет играть роль винтика в чужой игре. Поэтому любые внешние импульсы, которые он способен использовать в личных целях - сразу начинает применять. Для Астаны все подобные новости отнюдь не радостные. Вдобавок к многочисленному по населению и проблемам южному соседу с дефицитом жизненного пространства перед Казахстаном встает еще и фактор его милитаризации и военной опасности. У Астаны своих внутренних проблем тоже не мало, а теперь и внешних становится значительно больше".

Очень любопытна и позиция Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова. Аналитическая структура известная тем, что имеет тесные связи с администрацией президента Казахстана. В этом свете - тезисы о разночтениях визита приобретают довольно занятный характер.

"Одной из центральных тем переговоров стал "афганский вопрос" и обсуждение совместных действий по стабилизации ситуации в Центральной Азии после вывода войск коалиции из Афганистана в 2014 году. Судя по действиям Вашингтона, который по замечанию некоторых СМИ, "устойчиво обхаживает" узбекское руководство, США крайне заинтересованы в Узбекистане как опорной точке своего геополитического влияния в регионе после вполне вероятного закрытия базы "Манас" в Киргизии. Причем, кажется, заинтересованность Вашингтона столь велика, что чиновники Госдепа готовы идти на уступки откровенной игре хитрого восточного правителя, коим является Каримов, по "набиванию цены". В этих условиях, понятно, что Казахстан не может пойти на ослабление своих позиций в раскладе по афганскому регулированию, поскольку это грозит, с одной стороны, возможной потерей контроля над системой безопасности в Центральной Азии, что крайне нежелательно с учетом экстремистских и террористических угроз, с которыми сталкивается Казахстан в последнее время. С другой стороны складывающаяся ситуация может грозить Казахстану ослаблением статуса главного арбитра и модератора в регионе. А руководство Казахстана, прекрасно знает, что имиджевые потери допускать нельзя. В связи с вышесказанным, любопытно, что инициатором визита Ислама Каримова в Астану стала именно казахстанская сторона. Если допустить справедливость этих предположений, то остается ответить на вопрос: какую цель преследовал узбекский лидер, направляясь с визитом в Казахстан? Можно заметить, что если Нурсултан Назарбаев говорил в основном об афганском вопросе, то Ислама Каримова в большей степени волновали водно-энергетические проблемы региона, и в частности, строительство ГЭС Камбарата-1 и Рогунскую ГЭС. Обсуждая эту тему, президент Узбекистана даже допустил возможность войны из-за водной проблемы. По итогам переговоров Ислам Каримов добился от своего казахстанского коллеги безоговорочного осуждения подобных действий Таджикистана и Киргизии. Нужно заметить, что эта тема по странному совпадению была поднята в преддверии визита Владимира Путина в Бишкек, где должно быть объявлено о стопроцентном финансировании Россией Камбаратинского проекта".

В Атырауской области Казахстана зреет дело о государственной измене

Тема терроризма в последние месяцы занимает видное место в информационном поле. Этому есть вполне объективные причины вроде роста экстремистских настроений и резко возросшая террористическая активность. Но при этом, хотелось бы отметить один занятный момент: в настоящий момент в информационном поле страны происходит "сращивание" террористической активности с региональными элитами и чиновниками высшей номенклатуры в западных областях страны.

Традиционно, казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов на страницах интернет-журнала "Власть" фиксирует важную веху развития казахстанского силового блока, объясняя читателю, как отразятся законодательные инициативы на жизни простого человека. На основании анализа текста, эксперт приходит к нескольким выводам.

"Все эти поправки не новы и используются в антитеррористическом законодательстве США, России и в модальном законодательстве СНГ. Что в сухом остатке остается после прочтения всех этих возможных изменения в законодательство, которые как я думаю, все-таки примут? На мой взгляд, говорят все эти изменения о следующем:

- Война с терроризмом будет действительно крупномасштабной и объединит все государственные органы.

- Скажется борьба с терроризмом и на обычных гражданах, к примеру, возможно, при входе в супермаркеты появятся металлодетекторы и детекторы взрывчатки. Усилятся все охранные меры.

- Ведущим силовым ведомством страны станет КНБ, а Антитеррористический центр КНБ будет более влиятельным органом, чем Совет безопасности. Соответственно, председатель КНБ становится если не вторым, то третьим или четвертым по влиянию человеком в стране.

- Оперативные штабы позволят сформировать дополнительную подпорку для центральной власти в регионах. В этих условиях о какой-либо фронде или намеках на сепаратизм думать даже не посмеют.

К сожалению, антитеррористическую борьбу вполне можно использовать для политической борьбы с кем угодно и как инструмент для широких злоупотреблений".

Актуальный вопрос об отсутствии в Казахстане профессиональных переговорщиков поднимает обозреватель газеты Central Asia Monitor Сауле Исабаева, написавшая статью о том, что все члены экстремистских группировок в случае обнаружения уничтожаются на месте, что может говорить о неэффективности силовиков в ходе проведения спецопераций.

"В Казахстане все спецоперации в отношении подозреваемых в терроризме, экстремизме и убийствах полицейских в последнее время заканчиваются их полным уничтожением. Такая "убийственная" тенденция как минимум настораживает, а как максимум - приводит к самым невероятным слухам, вплоть до того, что преступники пользуются поддержкой властей, которым ни к чему лишние свидетели. Впрочем, при нынешнем росте активности вооруженных групп эту версию, при всей ее нелогичности, нельзя отвергать полностью. Очевидно одно: перед группами захвата не ставится задача "брать живьем", несмотря на то, что ликвидация подозреваемых затрудняет дальнейшее расследование... Так, во время анти­террористической операции. (...) Примечательно, что на всех убитых официально вешают ярлыки "террористов" и "религиозных экстремистов" уже после их смерти. Хотя тактика полного уничтожения таких групп порождает у граждан сомнения относительно их причастности к совершению террористических актов или иных преступлений. Поэтому в обществе появляются опасения, что под видом борьбы с террористами могут проводиться обыкновенные расправы - от прямого физического уничтожения до фабрикации уголовных дел".

Портал "Гульжан", в свою очередь, раскрывает в очередной раз крайне важную тему поддержки терроризма со стороны региональных властей на западе Казахстана. Актуализируя эту тему, журналисты издания дают понять, что в активизации бандподполья джихадистского толка виноваты чиновники, находящиеся на самой верхушке власти.

"Уже упоминалось (и не только нами), что определенные круги на политическом олимпе хотят попросту свалить (председателя Комитета национальной безопасности - ИА REGNUM) Нуртая Абыкаева со своего ключевого места (об этом с новой силой пошли разговоры после уничтожения заставы "Арканкерген"). Другими словами, элита (в данном случае союзники (Мусина - руководителя администрации президента Казахстана) Аслана Еспуллаевича) хочет скомпрометировать главного чекиста в глазах главы государства Нурсултана Назарбаева. Поэтому и появляются по стране неведомые террористы и экстремисты, гремят взрывы и звучат утверждения о готовившемся покушении на президента. Вполне возможно, все это делается для того, чтобы Нурсултан Абишевич постоянно подвергал критике работу Комитета нацбезопасности (между нами говоря, есть за что) и в один "прекрасный день" посадил на место Нуртая Абыкаевича кого-нибудь другого. Кого? Это другой вопрос, но то, что кто-то усиленно "раскачивает лодку", стремясь показать беспомощность КНБ, это уже понятно любому политически подкованному гражданину, следящему за последними событиями и наделенному способностью мыслить и делать выводы. А возможностей для "раскачивания" у этих "определенных кругов" предостаточно, включая рост протестных настроений в регионах (особенно западном), использование "религиозного фактора" и повальной коррупции, при которой за некую мзду через прозрачные южные рубежи Казахстана можно провезти любое оружие, даже не пряча его под арбузами и картошкой. (...) Действительно, клан "Мусина-Рыскалиева" в большей степени проигрывает в последнее время, но продолжает упорно сопротивляться, допуская иногда даже оппортунистические методы (как, например, письмо атырауских депутатов в защиту (бывшего губернатора Атырауской области - ИА REGNUM) Бергея Рыскалиева, являющееся, по сути, критикой политики елбасы - президента). Сейчас главное для них - выжить любой ценой, попытавшись сохранить нажитые капиталы. И скорее всего, этот клан уже отказался (на время?) от далеко идущих планов, а ведь они были довольно-таки амбициозные. А к чему в нашей стране стремится каждый, кто уже и без того имеет все прелести жизни и власти? Конечно, это пост главы государства - пусть без титула "лидер нации", но с более широкими полномочиями. По нашим сведениям, именно такие разговоры велись еще месяц назад на берегах Урала в особняках, где встречались активные члены упомянутого клана. Говорят, что те чуть ли не кресла в Акорде и примыкающих к ней зданиям делили. А вот этого елбасы, как известно, очень не любит. Впрочем, мы уже писали, что дело о хищениях в Атырауской области может перерасти в дело о государственной измене (опять-таки по примеру Рахата Алиева). Но, по всей видимости, у клана "Мусин-Рыскалиев" и его союзников за последние годы накопилось куда больше ресурсов (человеческих, денежных, информационных и так далее), чем даже у того же Рахата Мухтаровича (Алиева - старшего зятя президента Нурсултана Назарбаева. Сейчас бывший муж старшей дочери президента находится в бегах - ИА REGNUM), которого многие "проводники" высшего эшелона власти попросту боялись, оттого и сторонились".

О региональном расслоении в Казахстане пишет и оппозиционная "Республика", издание, близкое к опальному бизнесмену Мухтару Аблязову. Газета публикует довольно занятный материал, главный лейтмотив которого - резкая регионализация Казахстана, вплоть до появления первых признаков феодальных княжеств.

"Несмотря на комичное окончание с извинениями в адрес президента Казахстана по линии правящей партии "Нур Отан", сам факт публичного обращения всей представительной ветви власти Атырауской области (депутатского корпуса) и аксакалов (старейшин) в защиту экс-акима (экс-губернатора - ИА REGNUM) Атырауской области Бергея Рыскалиева, фактически поставившего под сомнение кадровое решение президента Казахстана о его отставке, был беспрецедентным. Это свидетельствует о первых попытках региональных элит заявить о своих кадровых предпочтениях (аналитики писали о таком развитии событий). В ходе смены власти в Атырауской области проявился и новый признак усиления регионализации в стране. Применим термин "феодализация". Новый аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов привез в Атырау из мест прежнего своего акимства - Западно-Казахстанской области - не только ключевые кадры для своей администрации, но впервые в истории Казахстана силовиков: начальника ДВД и начальника КНБ, хотя по Конституции назначение руководителей силовых структур является прерогативой центральных органов власти. (...) Ускоренная феодализация может запустить центробежные процессы вопреки национальным интересам страны".

Вместе с тем, на фоне обострившихся слухов о побеге бывшего губернатора Атырауской области за пределы страны, предположительно, в Лондон - крайне интересными стали информационные "выбросы" в отношении бывшего мэра Алма-Аты Виктора Храпунова, который известен тем, что сумел бежать в Швейцарию, где вошел в список самых богатых людей этой страны. Примечательно, что информационного повода к "наезду" не существует - а значит, газеты отработали "от имени и по поручению". В частности, газета партии власти "Нур Отан", "Литер" - выступает с уже озвученными ранее обвинениями в адрес высокопоставленного чиновника.

"Так на чем же мог создать свой капитал без малого в 420 млн франков Храпунов? Пик его обогащения мог прийтись на лихие 90-е годы. По всему СНГ бандиты, рэкетиры, спекулянты, мошенники и аферисты стали подлинными героями тех лет. Алматы - самый крупный и богатый город Казахстана - стал одним из уязвимых для криминалитета. Именно тогда руководство города, в том числе замакима Храпунов, могло опираться на дружественные и подконтрольные коммерческие и криминальные структуры и активно проводить приватизацию заводов, рынков, детских садов и школ.

И только когда началась борьба со сращиванием местных исполнительных органов с криминалом, Храпунов начал отходить от своих методов приватизации. Что, собственно, и сохранило его в когорте политических деятелей. Конечно, его позиции как чиновника, замешанного в крайне коррупциогенных вопросах управления, были очень уязвимы, и он пошел на неоднозначный эксперимент. Он практически демонстративно принял ислам, стал использовать в своей речи фразы на казахском языке и даже женился на одной из мелких, но весьма перспективных чиновниц того времени Лейле Бекетовой.

В 1995 году Храпунов конвертировал свой капитал в должность министра энергетики в правительстве Кажегельдина. На долю этого состава правительства выпала самая "интересная" участь в новейшей истории Казахстана - приватизация государственного имущества. Кажегельдиным, по сути, были проданы все гиганты бывшей советской индустрии - металлургические заводы (сталь, свинец, хром, алюминий), нефтяные и газовые месторождения, предприятия химической промышленности и другие. Кажегельдин, ныне тоже находящийся в международном розыске за свои тогдашние коррупционные преступления, поддержал сомнительные инициативы Храпунова в энергетике.

Итак, Храпунов занимался в правительстве вопросами энергетики, и именно в период его руководства этой отраслью были приватизированы практически все электростанции и значительная часть электрических сетей. Станции зачастую были проданы за копейки, хотя их рыночная стоимость составляла миллионы долларов. С именем Храпунова связана и распродажа угольной промышленности Казахстана, в результате которой тогда возникла крайне нетранспарентная и полукриминальная система собственности.

Надо отметить еще одно скандальное следствие энергетических реформ Храпунова - приход на алматинский энергорынок компании "Трактебель". Буквально за копейки бельгийская компания на много лет получила в управление весь энергетический и тепловой комплекс казахстанской столицы, резко подняв коммунальные тарифы, которые со скрипом могло оплачивать даже относительно небедное население мегаполиса.

Любопытно, что именно в тот момент началось сближение Храпунова и Аблязова. С позволения Храпунова Аблязов возглавил КЕГОК и сделал своим заместителем младшего брата министра - Евгения Храпунова. На преступные схемы своего будущего родственника и брата министр предпочитал смотреть сквозь пальцы. Неудивительно, что через несколько лет дочь Аблязова вышла замуж за сына Бекетовой и Храпунова.

Так, собственно, и появился семейный "бизнес" Аблязовых-Храпуновых за народный счет".

В этот же день (что имеет немалое значение) аналогичная статья выходит и в газете "Экспресс-К". Тональность материала та же - обвинения без права на апелляцию.

"Любопытно, что семья Храпуновых в общем-то никогда не скрывала свои богатства. Видимо, велико было чувство безответственности. Никто из них не предполагал тогда, что придется отвечать на конкретные вопросы: откуда у "честного" чиновника столько денег, откуда бриллианты и роскошная, а также не поддающаяся подсчетам недвижимость?

Пока Храпуновы без стеснения посещали светские тусовки, блистая богатыми нарядами, золотом и бриллиантами, художники рисовали с них раболепные картины, а самого акима называли истинным ханом Алма-Аты.

Но всему приходит конец - вскоре Храпунова оторвали от теплого места и направили решать конкретные энергетические проблемы Восточного Казахстана. Многие из этих проблем, кстати, возникли именно в период бесталанной работы Храпунова на посту министра энергетики в правительстве Акежана Кажегельдина. Но Храпуновы не могли оставить в Алма-Ате свой бизнес, и супруга вынуждена была остаться в южной столице. Очевидно, Храпунову, несмотря на все усилия, не удалось превратить Восточно-Казахстанскую область в такой же источник дохода, каким была для него Алма-Ата. У него возникли разногласия с местной элитой, на чьи доходы он пытался покуситься. И вскоре чиновник был вынужден перебраться в Астану. Назначение Храпунова на пост министра по чрезвычайным ситуациям было очень символичным, поскольку он сам представлял из себя чрезвычайную ситуацию. Создавая вид бурной деятельности, на деле Храпунов старался подмять любую систему под себя".

Русские националисты обучают казахских?

Дискуссия о реальном положении государственного языка, которую еще в середине лета начал политик Петр Своик, предложивший признать очевидный факт - казахский язык нуждается в развитии, выплеснулась к осени на страницы казахскоязычных СМИ. Ответ националистов - оппозиционный политический деятель, осмелившийся высказать крамольные мысли - есть квартирант.

Перевод из газеты "Туркестан" публикует портал "Алтын-Орда", внимательно относящийся к проявлениям крайнего национализма и старательно публикующий статьи из этого контекста. В частности, сайт публикует мнение журналиста Талгата Ешенулы, который призывает "дать отпор".

"Можно было не обращать внимания на это выступление Петра Своика. В действительности, кто такой Своик? Он и ему подобные - пережитки прошлого. Это собирательный образ людей, чей менталитет остался "в политическом, социально-психологическом формате" начала 90-х годов. Личности не угодные ни властям, ни оппозиции. Они живут старыми иллюзиями, мифами, призраками их несбыточной мечты. Они никогда не признавали и не признают казахов, казахский менталитет, язык. Потому что квартирант - он и есть квартирант. Можно было на этом закрыть тему.

Однако за маской квартиранта скрывается чванливый шовинист. Это самое опасное. И, как после этого не обращать внимания на подобные заявления? Снова начинает поднимать голову шовинистическая толпа, которая когда-то уже творила то, что хотела.

Это следствие чего? Это - следствия новой великодержавной, имперской политики "Путинской России". Добровольное вступление Казахстана в Таможенный союз, Евразийское экономическое пространство, придало духу шовинистам в нашей стране. Готов поспорить, что действия таких, как Своик, лишь часть этой большой "грязной игры". Провокационные заявления российских политиков и экспертов для своиков, и ему подобных сродни команде "фас". Одним словом, мы лицом к лицу столкнулись с особо опасной, агрессивной политикой, информационно-идеологической борьбой.

Лично я ничего хорошего не жду от наших властей. Потому, что ее не решительность, пассивность, позволила своикам залезть нам на голову, и творить то, что им вздумается. Власть давно подписала пакт с "русским медведем", который попирает интересы и будущее казахской нации. Теперь что делать? Прошла эпоха безграничного казахского гостеприимства. Мы должны быть готовыми ко всему. На зло нужно отвечать злом. Пора давать достойный отпор тем, кто приходит к нам с камнем за пазухой".

Очень любопытную в этом смысле информацию публикует портал "Вместе", утверждающий, что в Казахстане обосновался лидер "Движения против нелегальной иммиграции" Александр Поткин.

"В России деятельность этой конторы, которая выбрала себе девиз "Россия для русских" запрещена. Сам Поткин, известный также как Белов, еще в 2006 году выдвинул лозунг "России не нужны иммигранты", проповедуя агрессивный национализм, близкий, скорее, к фашизму. (...)Теперь он активно работает в Казахстане, проводя тренинги для местных националистов. При этом приводится информация, что обучающие мероприятия проходят и в Москве. Впрочем, то, что для российских СМИ стало открытием, у нас давно не новость. Еще весной рассказывалось, что семинар для казахстанских националистов Александр Белов-Поткин провел в Киргизии. Причем "студентов" там обучали тому, как грамотно организовывать акции протеста. Также размещались фотографии одного из лидеров казахстанской оппозиции Булата Абилова вместе с Поткиным - во время "Марша миллионов" в Москве".