Двадцатилетний юбилей независимой Латвии может стать тем рубежом, который определит новые условия существования русской общины в этом государстве. Возможно юбилейная дата, отмечаемая на фоне жесточайшего экономического, политического и социального кризиса, дезорганизации структур гражданского общества стала психологическим импульсом, который побудил русских жителей Латвии к действиям.

Владимир Линдерман

В процессе обособления от России и движения в Европейское пространство появились противоположные концепции "европейских русских" и "российских соотечественников", которые так и не смогли укорениться как поведенческие доминанты, определяющие вектор общественного развития всей русской общины. Например, в ходе кампании по организации общелатвийского референдума за придание русскому языку статуса второго государственного наметилась попытка игры по тем правилам, которые выгодны самой общине, и как следствие - обособление от Востока и Запада.

По итогам первых результаты второго этапа сбора подписей за проведение референдума по приданию русскому языку статуса второго государственного - за первые две недели собрано 40.000 из необходимых 154.000. Продлится сбор подписей до 30 ноября. Сравнивая этот результат с первым этапом, когда при более сложной для подписантов процедуре и необходимости выложить за нотариальное заверение подписи 4 доллара, за неполный месяц было собрано более 10.000 подписей, потому можно сказать что темпы участия русских латвийцев в компании оставляют желать лучшего.

Возможно, это обусловлено слишком богатым на политические события годом. Весной стартовал первый этап сбора подписей, организованный обществом "За Родной язык". Потом - назначенный президентом референдум о роспуске парламента, а соответственно выборы нового парламента, и теперь начался второй этап сбора подписей. Параллельно с этим партия "ЗаПЧЕЛ" также собирает подписи за проведение референдума в борьбе с массовым безгражданством. Конечно, люди устали от постоянной необходимости участвовать в политической жизни страны.

Логично предположить, что активность граждан Латвии могли бы стимулировать российские СМИ, так как по утверждению латышских националистов, русские в Латвии находятся под "гнетом" российской пропаганды, но как оказалось в России мало, что знают о происходящем в Латвии сборе подписей. Так, например, на новостном портале baltijalv.lv была опубликована информация о том, что за первую неделю в посольстве Латвии в Москве ни один человек не подписался за русский язык как второй государственный. Корреспондент Вадим Радионов отметил, что в России в принципе никто не знает о проходящем в Латвии сборе подписей за придание государственного статуса русскому языку, а гораздо большей популярностью на российской территории сейчас пользуется новость о финансовой пирамиде Сергея Мавроди в Эстонии.

Чем может быть обусловлена такое низкое внимание российских СМИ к важнейшему для зарубежных русских, а по большому счету и для россиян событию, ведь успех референдума может стать толчком для того, чтобы русский язык стал одним из официальных языков Евросоюза, а значит успешность референдума одинаково полезна для всех русских и взаимодействие прагматично оправдано.

Однако на отсутствие прагматичного взаимодействия с Россией играет как раз тот фактор, что в поисках выгоды для себя профессиональные общественники из числа русских Латвии пытаются проявлять независимость в решениях с кем им лично выгодней сотрудничать - с Евросоюзом или с Российской Федерацией.

Так, например, в прошлом году, 18-го сентября, евродепутат от "ЗаПЧЕЛ" Татьяна Жданок провела в Риге заседание учредительной ассамблеи Европейского альянса русскоязычной молодежи, созданной при помощи фонда "Русский мир", но ставящий перед собой задачу освоение еврофондов.

Другой пример. Один из организаторов движения "За Родной язык" Владимир Линдерман дистанцируется от обсуждения связанной с Россией проблематики вообще. В интервью российскому федеральному еженедельнику "Российские Вести" Линдерман практически оставил без ответа вопрос о схожести политических процессов в Латвии и России. Линдерман мотивировал это тем, что не хочет раскола в русской общине из-за тех или иных его предпочтений. Однако, добавил, что помощи от России для Латвии по вопросам язык, гражданство, образование не ждёт. Напомним, что Линдерман на данный момент является одним из инициаторов сбора подписей, но с 2003 года находился в политической эмиграции в России, где вёл активную политическую деятельность в НБП и был выдан Латвии российскими властями.

По итогам первой недели второго этапа по сбору подписей на вопрос корреспондента ИА REGNUM об участии российских СМИ Линдерман ответил следующее: "Я не думаю, что российские СМИ могут навредить, но не думаю, что могут и помочь". Такая точка зрения также озвучивалась и политиками других партий, ведь, по их мнению, латвийские русские не так активно читают российские СМИ, а значит, нет смысла уделять им особое внимание.

Есть и другая, правда, не менее прагматичная, точка зрения. Александр Гапоненко, один из лидеров движения "За Родной язык" выразил несогласие с Линдерманом: "В России по моим прикидкам русскоязычных граждан Латвии около ста тысяч. Даже, если половина их тех, кто ориентирован на русский язык, пойдёт голосовать, то проблемы со сбором подписей мы решим."

Негативным фактором, влияющим на взаимодействия русских Латвии с Россией, стал пропагандистский концепт "европейских русских", который активизировался на фоне подготовки референдума и пирровой победы на парламентских выборах объединения "Центр согласия" (прим автора политическое объединение получила самую большую поддержку избирателей, но в правительство не вошла). Это относительно новый концепт. Декларирующий себя русским националистом, член партии "ЗаПЧЕЛ" Юрий Петропавловский в своём интервью "Пчёлы летят в Европу" еженедельнику "Российские Вести" сформулировал его следующими словами: "Мы - русские. Скорее европейские русские, чем русские европейцы - психологически важно, что доминирует." Он также пояснил, что латвийская идентичность в европейских русских уже в большой степени замещена идентичностью более широкой - европейской. "А вот нашей русской идентичности замещения нет, и не предвидится. Это и есть "новая этничность" - принадлежность в первую очередь к культуре, языку и цивилизации, а не к государству и территории", полагает Петропавловский.

Стоит отметить, что этот термин стал употребляться в СМИ, хотя пока достаточно редко, и скорее с оттенком горькой иронии. Российский политолог Дмитрий Ермолаев в статье "Рига: "Европейские русские" признали Джохара Дудаева своим" написал такой абзац: "Что ж, теперь "Центр согласия" согласился не только с концепцией "оккупации", на которой основывается, кстати, позорный институт неграждан, но и с почитанием террориста Джохара Дудаева. Остаётся добавить, что у Ушакова и его однопартийцев уже были предшественники на поле "европейских русских" - власовцы, европеизировавшиеся под немецким сапогом". Стоит напомнить, что эти события лишний раз доказывают наличие тенденции к поискам собственной выгоды. За это, в общем-то, обвинять латвийских, но пока ещё далеко не европейских русских нельзя - они живут на территории, которую считают своей, и поступают в соответствии с собственным понятием о политике на этой территории. Ведь объединение "Центр Согласия" признало оккупацию, чтобы войти в правящую коалицию, а это стало бы символом успеха объединения на политической арене. Безусловно, этому не может быть оправдания с точки зрения истории, но с точки зрения изменений в психологии латвийских русских, в доле прагматизма, это был шаг, направленный на покорение вершин в латвийской политике и вхождения в политическую элиту.

Потому возможно, как раз сейчас происходит некое переформатирование русских Латвии, но вряд ли в европейских русских, ведь Европа слишком большая, разнородная, и шаткая в экономическом плане. А вот понятие староверов намного ближе к процессу, происходящему с нынешними русскими латвийцами. Староверы живут в Латвии с 17-го века, весьма обособленно в своём мире, со своей общиной, заигрывают с властью, и их образ жизни можно охарактеризовать выражением - себе на уме.

Потому если референдум и приведёт к ничтожной консолидации общества, то возможно она будет направлена на создание ещё одной уникальной общинности наподобие поморских старообрядцев Латвии. Здесь хотелось бы отметить цитату Иосифа Корена, одного из латвийских антифашистов. Он высказывался на тему того, почему жителям Латвии не стоит вступать в российские организации, такие как "Интернациональная Россия": "У Латвии достаточно своих проблем, которые нужно решать латвийским общественным организациям, а не замахиваться на решение российских проблем. Не считаю, что латвийские организации могут влиять на российское общественное мнение, равно, как и российские не должны влиять на латвийское общественное мнение. Да и вступив в организацию, нацеленную на решение российских, а не латвийских проблем, вполне естественно, что ярлык пятой колонны мы получим".

Пожалуй, именно в этой цитате заложена будущая психология формирующейся латвийской общинности, которая пока находится в самом зачатке. На это формирование будут влиять, как политические события в Евросоюза и самой Латвии, так и темпы роста эмиграции и ассимиляции. Но политика "согласизма" за шесть лет существования объединения "Центр Согласия" внесла существенные коррективы в жизнь и мышление русских Латвии. Потому именно результаты сбора подписей отразят не столько желание русских сохранить свою идентичность, сколько изменения в психологии и менталитете русских Латвии. Напомним, что русский мэр Риги Нил Ушаковс выразил несогласие со сбором подписей, а его сторонники называют это не иначе, как провокацией. Так или иначе, но двадцать лет независимости должны были направить русских Латвии на путь к строительству некой новой общины в имеющихся условиях, но формирование общины - это отнюдь не решение математической задачи, а длительный исторический процесс.

Фото Александры Турчаниновой и радио "Голос России"