Руководитель Северо-Западного территориального управления Росграницы Михаил Смолкин подвел для ИА REGNUM Новости итоги 2009 года.

ИА REGNUM Новости: Территориальное управление Росграницы существует больше года. Что успели сделать за это время на Северо-Западе?

Прежде всего провели мониторинг состояния всех пунктов пропуска через границу Российской Федерации на северо-западе (за исключением Калининграда - там создано Калининградское управление Росграницы - прим. ИА REGNUM Новости). Протяженность границ - 2283 км. Граничим мы с 4 странами Евросоюза - Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией. На начало прошлого года на всей территории было 78 пунктов пропуска, 6 закрыты в течение года. Из оставшихся 72 примерно половина - пункты упрошенного пропуска, они совсем маленькие: товаропоток через них идет небольшой и специализированный - чаще всего лес, поэтому особых проблем эти пункты не вызывают. А вот вторая часть - это 38 полноценных пунктов пропуска через госграницу с таможней и пограничниками, с масштабными людским и товарным потоками и с кучей проблем.

ИА REGNUM Новости: Какие среди них самые острые?

Проблема собственности, проще говоря - кому принадлежат пункты пропуска? Понятно, что России, но дальше возникает масса вопросов, ведь долгое время многие пункты пропуска находились на балансах акционерных обществ, которые занимались их обустройством и содержанием. Ни о муниципальной, ни о госсобственности речи не шло! Таможня и пограничная служба эти вопросы не ставили, так как у них своих проблем полно, и руки не доходили до вопросов санитарного обслуживания, еды для сотрудников, уборки и ремонта помещений... Но 2 года назад была создана Росграница, именно для того, чтобы навести порядок в этих вопросах. Вот только не все собственники собираются безвозмездно отдавать государству пункты пропуска - мол, мы их создавали, а теперь так просто отдать? Росграница же оперирует нормами закона - бюджетные деньги на обустройство можно вкладывать только в государственную собственность. Многим вольностям приходит конец, это не всем нравится, но процесс мы запустили и доведем до конца.

ИА REGNUM Новости: Когда речь идет о строительстве новых таможенно-логистических комплексов (ТЛК) у границ предполагается, что их будут строить тоже бизнес-структуры, не государство.

Да, имеется в виду государственно-частное партнерство. Строительство самого простого железнодорожного терминала стоит примерно 500-600 млн. рублей, а полномасштабного - около 1,5 млрд. рублей. У государства таких денег нет, но предполагается, что государство дает землю в аренду по сниженным ставкам. Кроме того, важно же не только построить пункт пропуска, но и наполнить его услугами - от выпуска товара в свободное обращение, до дистрибьюции по конечным потребителям. Многие из этих услуг оказывают бизнес-структуры, которые строят именно на этом свою деятельность на терминале, а хозяйственное обслуживание терминала может уже брать на себя государство.

ИА REGNUM Новости: Где на Северо-Западе в этом году начнется строительство новых ТЛК?

Пилотными выбраны Псковская и Ленинградская области, но процесс идет небыстро. Власти в обоих регионах начали эту работу, ведутся переговоры с бизнесом, но возникает много нюансов, от решения которых зависит конечная эффективность работы ТЛК. Например, нужно заранее продумывать развитие инфраструктуры - не только подключение электроэнергии, воды и тепла, но и интернет-связи, и высокочастотной связи, и т.д. Поэтому в этом году вряд ли где-то начнется именно строительство.

ИА REGNUM Новости: А какие задачи стоят перед ведомством в 2010 году?

Устанавливаем четкие границы уже существующих пунктов пропусков - большая работа, например, ведется по Морскому порту Санкт-Петербурга: постепенно в каждом грузовом районе готовятся к открытию пункты пропуска, которые работают в цивилизованных условиях на полностью законных основаниях и в соответствии с техническими условиями государственных контрольных органов.

ИА REGNUM Новости: А раньше это было нецивизованно?

Раньше не было единого хозяина, а каждое ведомство решало свои проблемы самостоятельно. Важность четких границ пункта пропуска стала очевидна при работе по проекту реконструкции аэропорта Пулково. Известно, что принята концепция, разработанная консорциумом, в который входит немецкая компания Фраппорт. Уже вовсю шло проектирование внутреннего пространства и вдруг выяснилось, что немцы забыли о том, что аэропорт международный и должен быть пункт пропуска через границу. Когда им напомнили, они сказали: да-да, хорошо, мы вот тут поставим кабинки для таможенников и пограничников, вот коридор - и будет пункт пропуска. Но, в России иные правила обустройства пунктов пропуска через границу и эти правила не совпадают ни с немецкими, ни с евросоюзовскими. После череды совещаний договорились, что этим вопросом будет заниматься российская сторона, и некоторые моменты проекта придется поменять.

ИА REGNUM Новости: А в морских портах такая же история?

В прошлом году начал работать новый пассажирский порт "Морской фасад" и турфирмы вроде бы его хвалили именно за хорошее решение пограничных и таможенных вопросов: все происходит быстро, четко, много кабинок, нет срывов в работе всяких служб. Там нет срывов, потому что все было заранее продумано и рассчитано по секундам. Надеюсь, что именно в пассажирском порту в 2010 году будет открыта первая на Северо-Западе РФ администрация пункта пропуска через границу, которая будет координировать деятельность государственных контрольных органов и заниматься оптимизацией работы пункта пропуска.

ИА REGNUM НовостиЧем еще предстоит заниматься в этом году?

По мере принятия федеральной целевой программы по обустройству госграницы, проясняются наши конкретные задачи. Например, в 2010-2011 годах надо будет полностью обустроить три пункта пропуска через границу по пути следования скоростного поезда Санкт-Петербург-Хельсинки. Скорее всего, контрольные функции будут осуществляться по ходу движения, но это временный вариант, а к концу 2011 года должны быть построены отдельные пункты, на которых цивилизованно и быстро можно будет пройти границу. Кроме того, видимо, начнем обустройство за государственный счет пунктов пропуска, включенных в федеральную целевую программу, в Карелии, порту Варандей.

ИА REGNUM Новости: Остальные пункты пропуска будут ждать, пока до них дойдут руки?

В каждом регионе, где есть пункты пропуска, работают наши представители, которые занимаются решением, в том числе вопросов собственности. Кроме того, они должны организовать слаженную работу координационных советов, созданных при каждом пункте пропуска через госграницу. В советы входят представители всех государственных контрольных органов, ведомств и организаций, связанных с госграницей, и их задача - быстро решать системные проблемы каждого пункта пропуска. Допустим, возникают постоянные очереди на отдельных пунктах российско-финской границы. Задача координационного совета - не разово "разрулить" вопрос, а найти истинную причину такой ситуации и во взаимодействии всех ведомств, а если надо и с привлечением сопредельной стороны, разрешить проблему. И сделать это надо не через полгода, а в течение обозримого времени, скажем, двух-трех недель. В этом году важно начать выявлять экономическую целесообразность существования каждого пункта пропуска, а также обоснованность бюджетных затрат, например, на обустройство, реконструкцию и модернизацию.