Эксперт: Образование в Киргизии больно
Интервью заместителя министра образования и науки Киргизии Бориса Кубаева.
ИА REGNUM: Какие изменения происходят в образовательной сфере Киргизии?
Киргизское образование переживает сейчас довольно сложное время. Единственное, что нас удовлетворяет, это то, что сохранено само образование, сохранена именно его структура, и в полном объеме, несмотря на все недостатки и упущения. За последние три года в этой сфере произошли заметные позитивные сдвиги, но, к сожалению, образование находится в больном, хотя и не критическом состоянии. И наша задача - исправить это.
ИА REGNUM: Почему так произошло?
Образование, как и экономика, социальная сфера, в 90-е годы и последующие 15-17 лет претерпела страшный удар, и это не могло не отразиться на образовании, тем более что оно живет за счет бюджета, но мы все же сумели сохранить среднее образование бесплатным. События столь сложного периода привели к тому, что слишком много вузов и профтехучилищ увлеклись коммерциализацией, начали открывать платные классы, контрактные вузы, дело дошло до того, что на сегодня 80% бюджета высших учебных заведений - контрактные деньги. Коммерцализация, к сожалению, не сопровождалась подъемом качества, а, скорее, наоборот. Другая появившаяся болезнь - из-за низкой зарплаты значительно ощущается недостаток в учителях средних школ, наблюдается старение учительского корпуса. Те шаги, которые предприняты за последние 3 года, в какой-то степени амортизировали этот процесс, но все равно на сегодня в средних школах не хватает около 4 тыс. учителей. Есть сложности с обеспеченностью литературой и т.д. Я не хочу никого успокаивать, но все же могу с уверенностью сказать, что позитивные шаги есть.
ИА REGNUM: Какие именно позитивные шаги?
Значительно перерабатывается вся учебная документация, и идет процесс сокращения нагрузки - ученики физически не могут потянуть такой объем. Приведу пример: если в Германии число предметов в начальных классах составляет порядка 8-10, то в Киргизии их 18-22. Это приводит к очень большим сложностям и в части преподавания, и в части усвоения материала. Более того, это не работает на конечный результат. Поэтому сделаны серьезные шаги, позволяющие разгрузить 1-5 классы примерно на 30%. Перерабатываются государственные стандарты: полностью переработан госстандарт среднего и средне-профессионального образования, на заключительной стадии находится переработка госстандарта высшего профессионального образования. Серьезные изменения произошли, особенно в 2009 году, в части финансирования выпуска учебников. На сегодняшний день обеспеченность ими составляет около 60%. Но, конечно, этого еще не достаточно.
ИА REGNUM: Вы говорите, что дети слишком перегружены, но в советское время, а система образования Киргизии идет оттуда, ученики нормально справлялись. Почему сейчас такие изменения?
Вы не правы. Советские учебные планы кардинально отличаются от тех, которые были доныне. В учебные планы в 90-х годах очень много напичкали всяких дисциплин, причем в огромных объемах. Например, экономику дают чуть ли не на вузовском уровне, добавили ряд других предметов, которые не вписываются в сам учебный план и программу среднего образования, в других случаях увеличили количество часов. Изменения были произведены, подчеркиваю, уже в постсоветское время. Поэтому сейчас искусственно завышенные требования необходимо очень аккуратно и осторожно приводить в соответствие с физиологическими, познавательными, педагогическими нормативами.
ИА REGNUM: Что вы скажете о весьма высоком уровне коррупции в образовании, начиная с первых классов школы?
Я не могу вам возразить, но считаю вопрос преувеличенным. Но, конечно, факт есть факт, и с этим явлением надо бороться. Думаю, что еще очень много предстоит сделать в борьбе с этим явлением. Его надо уничтожать буквально по всем фронтам, и в обществе в целом, и в самих учебных заведениях. Первые, может быть пока робкие, шаги в этом направлении Министерство образования старается предпринять. Издан приказ, категорически запрещающий всякого рода поборы в средних школах. Пожертвования должны быть сугубо личным делом, и только через казначейство, а не кому-то в карман. За многие годы часть населения психологически привыкла к взяточничеству. Мы сделали первый шаг: в вузах было 245 тыс. студентов, за последние 10 месяцев из высших учебных заведений отчислили 31 тыс., а в предыдущие годы отчисляли максимум 3-4 тыс., - это те люди, которые хотели учиться только за взятки. Отчислить было нелегко, из-за этого идет прессинг, но, я думаю, министерство продолжит этот курс. Во второй половине 2009 года мы закрыли ряд специальностей, которые не пользуются популярностью и не востребованы ни экономикой, ни другими отраслями республики. По решению только что прошедшей коллегии, 63 специальности отозваны. В том числе в некоторых вузах, где нет соответствующего преподавательского корпуса. На сегодняшний день в Киргизии более 42 тыс. студентов-экономистов, более 36 тыс. студентов-юристов. Хоть в каждую деревню ставь по 20 юристов, у нас хватит. И мы не просто машинально закрывали, чтобы уменьшить количество, этому предшествовала 6-месячная аналитическая работа комиссии в составе 42 человек. Рассматривали все аспекты: наличие соответствующей лабораторной базы, полного кадрового обеспечения, других важных показателей. После 3-месячного ожидания, которое было предъявлено попавшим под процесс заведениям, пошли на закрытие 14 вузов, 63 специальности, а еще 70 учебным заведениям дано предписание в течение 3 месяцев ликвидировать все замечания, если они этого не сделают, то тоже будут закрыты. Я не говорю, что этим мы искореним коррупцию, но на умы и настроения повлияем позитивно. Так что на сегодняшний день в Киргизии не 50 вузов, а 36, не 245 тысяч студентов, а около 220 тыс. В каждом вузе созданы специальные комиссии по предупреждению коррупции, в которые входят и студенты, и их родители. Во время приемных экзаменов мы тесно сотрудничаем с Госагенством по борьбе с коррупцией, от них в каждую приемную комиссию были включены люди - тоже значительное препятствие на пути распространения этой заразы. Но эту работу надо продолжать. Необходимо об этой проблеме заявлять открыто: чтобы об этом говорил ректора, деканы, чтобы об этом говорили в студенческих аудиториях, на телевидении.
ИА REGNUM: Что вы можете сказать о качестве подготовки специалистов в вузах Киргизии?
В республике очень много великолепных кафедр, прекрасных доцентов, профессоров, за которыми студенты ходят табуном. По поводу качества образования я могу привести один пример: ежегодно около 5 тыс. выпускников выезжают за границу, в ближнее и дальнее зарубежье, и успешно работают по специальности.
ИА REGNUM: Где учатся ваши дети?
Почти все мои дети, слава богу, выучились: трое в Киргизско-Российском Славянском университее) двое в Национальном Университете, двое закончили другие вузы, одна - учится в Российском университете дружбы народов.
ИА REGNUM: Какие специальности в Киргизии наиболее востребованы?
Медицинские, инженерные, информатика.
ИА REGNUM: А куда выезжают выпускники?
Начиная с Казахстана и кончая Альбионом. Не нужно говорить, что в Киргизии много вузов, нужно говорить, что в стране слишком много плохих вузов. Их и надо сокращать, эту работу надо вести аналитически. Между прочим, помимо сокращения 14 вузов, еще четырем вузам предписано перейти в статус колледжа. Если заведения смогут показать в течение 3-5 лет, что они выросли, то вновь смогут приобрести статус вуза. Министерство ведет целенаправленную работу, чтобы создать на вузовском поле здоровую конкурентную среду. Пусть в течение года, полтора максимум останутся наиболее сильные вузы, и пусть они борются между собой. Более того, мы вносим на правительственное рассмотрение предложение по переводу вузов на принцип самофинансирования, то есть вообще хотим снять нагрузку в отношении вузов с госбюджета, она, говорят, небольшая, полмиллиарда или более, но все равно это нагрузка.
ИА REGNUM: А не встанет ли вопрос о доступности образования, ведь вузы будут брать средства со студентов?
Даже при условии самофинансирования государство все же будет выделять средства на определенные специальности, в которых будет нуждаться. Оно не будет оплачивать коммунальные услуги и т.д. Сам принцип будет абсолютно справедлив, тем более у нас есть вузы, которые уже самофинансируются.
ИА REGNUM: Какие, например?
Киргизская Государственная Юридическая академия, Международный университет Киргизии.
ИА REGNUM: Много ли людей смогут оплачивать возрастающие в таком случае контракты?
Во-первых, приказ о самофинансировании не выйдет для всех заведений, в пилотном режиме на предстоящий учебный год он коснется только 2-3 вузов. Во-вторых, есть такое понятие, как кредитование образования. Мы должны отработать механизм, по которому желающий учиться абитуриент или его родители моги бы получить кредит, который специалист будет выплачивать, уже работая, молодой. Это практика, оправданная во всем мире. В-третьих, обязательно создадут бесплатные места для наиболее одаренных детей, и они будут предусмотрены уставами самих вузов. При самофинансировании нужно еще подумать о том, за счет чего оплачивать науку. Она тоже должна работать: делайте разработки, выпускайте учебники, создавайте пособия, инструмент, оборудования, реализуйте, выходите на рынок. К примеру, во Франции таким образом выпускается много продукции. И в Киргизии многие вузы могут позволить себе такие направления, как легкая промышленность, переработка сельхозпродукции, на сегодня уже есть готовые разработки в Киргизском Техническом университете, Киргизском Государственном университете строительства и архитектуры, Киргизско-Российском Славянском университете и у ряда других вузов.
ИА REGNUM: Планируется ли в 2010 году повысить зарплату учителям?
Да, планируется, но я не могу сказать, в каком размере. Вообще, в 2009 году на образование было выделено 11 млрд. 111 млн 10 тыс. сомов - это достаточно солидная сумма. За последние 3 года ассигнования на образование увеличилось в 4 раза, зарплата выросла в 3 раза, в 2010 году денег на образование заложат не менее, а то и, пусть немного, но более. Недавно, к примеру, появилась информация, что государство выделило 400 млн сомов на следующие цели: 100 млн на ремонт школ, около 100 млн на выпуск учебников, 100 млн на строительство школ и т.д. Эти дополнительные цифры говорят о том, что государство сферу образования не оставляет без внимания.
ИА REGNUM: Какие существуют недостатки в учебной системе Киргизии?
Давайте вопрос разделим на два блока: дошкольное и школьное образование - это нехватка учителей, недостаток учебников, слабо организовано повышение квалификации директоров средних школ и учителей, а также недостаточноый уровень качества преподавания; что касается средне-профессионального и высшего образования - необходимо изменить содержательную часть образования, госстандарты, создать современные учебные, настораживает то, что порядка 70% преподавателей вузов не имеют педагогического образования, занимаются педагогической деятельностью. Необходимо создать на новой основе повышение квалификации преподавателей. Киргизии нужен переход на двухуровневую систему образования - бакалавриат, магистратура. Кроме того, необходимо усовершенствовать процесс приема в вузы, общереспубликанское тестирование (ОРТ) сохраняется, так как в определенной степени оно себя оправдывает, сейчас ставится вопрос о дополнении к ОРТ предметного тестирования, чтобы посмотреть уровень знаний абитуриентов. Нужно также всю науку собрать в университетах, как это делается во всем мире, а не делить на академическую и вузовскую - наука одна. И самое главное - надо совершенствовать систему управления, менеджмент в образовании. Кстати, в вузовскую систему мы внесли корректировку - больше не будет четырех проректоров по направлениям деятельности вуза. Главное то, и я подчеркиваю это, - закрытие вузов, сокращение специальностей, пересмотр школьной нагрузки - это этапы многоступенчатой работы, которую предстоит делать год-два-три, а не разовые акции.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Вайкуле осталась без бизнеса в России по решению суда
- Украинки массово поверили в фейк о принудительном переименовании Татьян