Президент Торгово-промышленной палаты Псковской области (ТПП) Владимир Зубов рассказал корреспонденту Новости REGNUM, как складывается ситуация с поддержкой малого и среднего предпринимательства в Псковской области в условиях экономического кризиса.

Новости REGNUM: Владимир Анатольевич, многие эксперты, и вы в том числе, называли апрель этого года критическим месяцем с точки зрения проявления мирового кризиса в масштабах отдельно взятого региона.

Апрель - действительно месяц критический по нескольким причинам. Закончился первый квартал 2009 года - квартал надежды на изменения в лучшую сторону. Эти надежды не оправдались. Встал вопрос о выживании предприятий области. В первую очередь строительных, машино- и станкостроительных, металлообрабатывающих, предприятий транспортной сферы и сопутствующих услуг, например, риэлторского бизнеса, рекрутинговых агентств. За первый квартал заказов у компаний не прибавилось, а издержки на содержание инфраструктуры, тарифы на газ, тепло, электричество выросли. Плюс - подорожали кредиты. Реальная ставка сейчас - 22-26%. Прибылей, которые могли бы окупить такие проценты, в бизнесе уже нет. Поэтому предприятия поставлены по сути в тупиковую ситуацию. Как следствие, они вынуждены сокращать работников. Если раньше шла речь о сохранении кадрового костяка, то сейчас речь идёт уже о сохранении имущества предприятий. Есть, правда, несколько предприятий в области, которых пока не коснулись подобные проблемы. Например, завод электросварочного оборудования, который на этот год обеспечен заказами РЖД и метрополитена. Что будет со спросом на их продукцию в 2010 году, пока сказать сложно.

Новости REGNUM: В силу приграничного положения Псковской области одной из лидирующих отраслей предпринимательства региона были грузоперевозки. Как сейчас обстоят дела в этой отрасли?

Ситуация у транспортников очень сложная. Объём грузоперевозок - и трансграничных, и в пределах России сократился в 2-2,5 раза. У многих компаний до половины транспорта находится в лизинге. То есть нужно продолжать регулярные выплаты, иначе пропадут все прошлые платежи. Непонятная ситуация сложилась и в отношении власти к предпринимателям-грузоперевозчикам. В феврале этого года псковское областное собрание депутатов приняло закон, по которому на грузовые машины с мощностью двигателей более 250 лошадиных сил налог был повышен на 21% до максимальных 85 рублей с лошадиной силы. Такой рост на Северо-Западе - только у нас. Для наших предпринимателей установлен верхний порог, предусмотренный российским законодательством, тогда как в Мурманской области, Республике Коми, Ленинградской области транспортный налог с учетом кризисной экономической ситуации для перевозчиков ниже Псковского в 1,25 - 1,7 раза. А для лизинговых грузовиков ввели 50% льготу от утвержденной ставки и платежи по ним, таким образом, установили ниже низшего предела.

Псковские депутаты объяснили такое резкое повышение налога для транспортников необходимостью пополнять областной бюджет. Это понятно. Но почему тогда те же депутаты, сделав максимальной ставку для предпринимателей, утвердили практически минимальную из возможных ставок для владельцев легковых автомобилей с мощностью больше 250 лошадиных сил - автомашин представительского класса, джипов, например? При максимуме в 150 рублей псковские владельцы мощных легковых авто платят всего 90 рублей с одной лошадиной силы.

Более того, машин такого класса в области зарегистрировано примерно в 1,6 раза больше, чем грузовых. Куда в этом случае делась забота о пополнении областного бюджета? А ведь каждый предприниматель-грузоперевозчик помимо налогов еще создает минимум 5-7 рабочих мест, помогая таким образом решить проблему-бич финансового кризиса - безработицу. А сколько рабочих мест создаёт владелец джипа? Возможно, объяснение такой абсурдной ситуации кроется в том, что порядка 70% наших депутатов владеют легковыми автомобилями мощностью свыше 250 лошадиных сил. В большинстве регионов Северо-Запада РФ законодательные органы именно за счет подъема ставок транспортного налога на мощные легковые авто до 150 рублей за лошадиную силу в 2009 году осознанно пошли на снижение налоговой нагрузки на грузовой транспорт и льготирование лизинговых тягачей.

Новости REGNUM: В марте был изменён областной закон, ограничивающий предпринимателей в выкупе занимаемой ими площади. Изменилось что-то к лучшему?

В общем смысле - да. Но у нас очень много обращений, когда людей, по сути, сгоняют с насиженных мест. На днях мы взяли под свой особый контроль ситуацию, сложившуюся в Великих Луках в магазине "Спорттовары". Там десять предпринимателей уже больше 10 лет арендуют торговые площади. Городские власти в 2008 году подтвердили включение данного магазина в список объектов способствующих развитию малого и среднего бизнеса и, соответственно, их право на аренду без выкупа на ближайшие 3 года. А уже в 2009 году, отменив данную по закону льготу, включили магазин в план продаж 2009 года.

Накопить средств на выкуп арендуемых метров людям не дали возможности, а магазин выставили на аукционную продажу за начальную цену - 52 млн рублей. Уже проявились заинтересованные сторонние покупатели. Значит, сразу 10 великолукских предпринимателей потеряют дело, которое они развивали последние 10 лет. Плюс без дохода останутся их семьи и семьи их работников. Всего - порядка 300 человек. Вопрос: что важнее в условиях кризиса: амбиции богатого покупателя или судьбы 300 человек? Уверен, что подобными мерами решить проблему наполнения городского бюджета - нельзя. Мы будем держать решение этого вопроса под контролем.

Новости REGNUM: Увеличилось ли в связи с кризисом количество обращений от предпринимателей в Торгово-промышленную палату области?

У нас наблюдается большой приток желающих вступить в ТПП. В прошлом году мы приняли в свои ряды порядка 80 человек. В этом - уже 32. Я могу объяснить это только тем, что люди тянутся за защитой и сплачиваются перед опасностью.

Справка

Владимир Зубов является основателем ТПП Псковской области.

Негосударственная некоммерческая организация - ТПП Псковской области учреждена в 1993 году. Является членом ТПП Российской Федерации и членом Ассоциации торгово-промышленных палат Северо-Западного региона РФ. Начав с 16 предприятий, которые были учредителями палаты и ее первыми членами, сегодня ТПП объединяет на добровольной основе более 394 предприятий и организаций Псковской области, представляющих малый, средний и крупный бизнес. Совместно члены ТПП обеспечивают работой более 60% всего занятого населения области.