Сегодня уже практически никто из экспертов не сомневается, что "Русал" и Олег Дерипаска проиграли битву за "Норникель" "Интерросу" и Владимиру Потанину.

Когда весной этого года человек, которого называли "богатейшим бизнесменом России", купил у Михаила Прохорова 25% плюс две акции никелевой компании, он наверняка не сомневался, что ему легко удастся захватить контроль над "Норникелем". Собственная предпринимательская история казалась ему путем от одного успеха к другому. Ни одного поражения в прошлом. В худшем случае - парочка "ничьих". За спиной - масса корпоративных войн, в которых он не проигрывал. Главный конкурент в борьбе за "Норникель" - Владимир Потанин - в этом десятилетии в предпринимательских битвах не участвовал, потому что откровенно стремился к респектабельности. Могло возникнуть ощущение, что хватка у него уже не та.

А потом произошло неожиданное для Дерипаски. Сначала Потанин сумел увеличить свой пакет акций "Норникеля" почти до 30%. Затем от Дерипаски начали дистанцироваться его же партнеры по "Русалу". Виктор Вексельберг в наказание за особую позицию даже не попал в совет директоров "Норникеля". Дерипаска начал привычную для себя войну в пиар-пространстве против Потанина, который, вполне предсказуемо для конкурента, отвечать ему не стал. Вместо этого он взял под контроль менеджмент компании и, что было еще более неожиданно, существенно увеличил свое преимущество над соперником в числе голосующих акций "Норникеля". И это притом, что миноритарии компании по-прежнему поддерживали Потанина, а не Дерипаску.

В привычном стиле "Русал" начал обвинять трех независимых директоров "Норникеля" в том, что они поддерживают "Интеррос". Как ехидно заметил по этому поводу американский журнал "Mineweb", "короче говоря, РУСАЛ, контролируемый Олегом Дерипаской, говорит - или вы соглашаетесь с нами, и делаете то, что мы хотим, или вы не являетесь независимыми". Однако добиться желаемого "Русалу" снова не удалось.

Здесь Дерипаска, кажется, начал нервничать. Сначала он потребовал созыва внеочередного собрания акционеров "Норникеля", хотя Потанин уже гарантировал себе большинство при голосовании спорных вопросов. Потом провел через суд решение об отмене обратного выкупа акций компании, чем наверняка вызвал ненависть миноритариев, которые не сумели воспользоваться этой возможностью. Настроил против себя генерального директора "Норникеля" Владимира Стржалковского. Действия были явно непродуманны и откровенно поспешны.

О повышенной нервозности основного акционера "Русала" свидетельствует и недавний пресс-релиз компании, в котором утверждается, что все негативные для компании недавние сведения в СМИ содержат "на первый взгляд сенсационную, но при более детальном рассмотрении абсурдную информацию... В этой связи мы бы хотели обратить внимание журналистов, что опубликованные и возможно последующие публикации в СМИ аналогичного сенсационного характера являются частью масштабной заказной PR-кампании, инициированной недобросовестными конкурентами, которые считают, что манипуляция общественным сознанием с помощью таких примитивных мер может повлиять на происходящие события или заставить нас отказаться от нашей стратегии развития".

На первый взгляд, придумано неплохо: любая негативная информация о "Русале" является вымышленной и инициирована "недобросовестными конкурентами". А потому, журналисты и эксперты, бойтесь написать о компании что-нибудь плохое. Но разве не соответствуют действительности сообщения о множестве серьезных трудностей "Русала", причем не только в России, но и в развивающихся странах? Разве нет проблем с Запорожским и Надвоицким алюминиевыми комбинатами? С работой в уже нелюбимой "Русалом" Гвинее? А с банком "Союз"? Или вдруг неожиданно подросли мировые цены на алюминий? Или Дерипаска не был вынужден отказываться от своих пакетов акций компаний Magna и Hochtief? Нет сокращений и экономии на всем, что может быть сэкономлено? Отрицать это можно либо догадываясь, что дела дальше будут развиваться еще хуже, либо на взрыве эмоций. А вот последнее для предпринимателя очень опасно. Особенно во время кризиса.

Проблема Дерипаски, возможно, состоит в том, что он так и не вышел из лихорадочного состояния 90-х, когда закладывал основы своего состояния. Тогда он демонстрировал тот самый стиль предпринимательства, который теперь оборачивается против него. Тогда нужно было просто завоевывать, захватывать, изобретать особые схемы расширения своей империи. Тогда можно было действовать в закрытом режиме и избегать превращения своей компании в публичную. Предпринимательские стратегия и этика, корпоративная культура казались не так уж и важны.

Потом новые власти потребовали от бизнеса цивилизованного поведения, и Дерипаска если не угомонился совсем, то стал гораздо степеннее. Империя получила возможность расшириться на другие континенты, и вроде бы было грех отказываться от такого шанса, пусть даже под залог приобретаемых акций. Лихорадочный бег за включением все новых и новых предприятий привел к задолженности только у "Русала" в 14 млрд. долларов. Но это казалось пустяком - надо было приобретать все больше и больше.

Все признаки надвигающегося мирового кризиса были налицо. Все соответствующие предупреждения делались специалистами уже давно. Однако Дерипаска, видимо, не мог остановиться.

А затем наступило время расплаты за недальновидность. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для своего собственного капитала и десятков тысяч человек, работающих на предприятиях Дерипаски. Конечно, ему хочется, чтобы триллер о невероятном успехе бывшего "простого мальчишки" продолжался и дальше. По всему видно, что он готов бороться. И с Потаниным, и с другими конкурентами, и с самой судьбой. Желательно только не меняясь самому.

Последнее предсказание Дерипаски: "дно кризиса" в России будет достигнуто к марту-апрелю следующего года. Это прогноз опытного предпринимателя, умеющего взглянуть в будущее, или субъективная надежда, основанная исключительно на знании даты, когда ему лично будет еще не поздно хотя бы отчасти выкарабкаться из нынешнего положения? Боюсь, что, скорее всего, все-таки второе.

Владислав Бондарчук - эксперт Государственной думы