Результаты первого месяца продаж Apple iPhone в России, несмотря на шумиху и масштабную рекламную кампанию, не оправдали ожиданий. Российские аналитики отмечают, что официально продано всего лишь 25-30 тысяч аппаратов.

Официальное начало продаж iPhone в России было анонсировано на 3 октября. Именно в этот день все три федеральных оператора (МТС, Билайн, Мегафон) представили свои версии iPhone (с собственными контрактами) в основных розничных сетях, торгующих телефонами. При этом подготовка продаж была во многом похожа на то, что было в США полтора года назад - заблаговременные информационные сливы "будоражили" рунет и печатную прессу. По появившимся в многочисленных источниках данным, мобильная "тройка" подписала контракты с Apple на продажу 3,5 млн устройств до конца 2009 года.

"По моим оценкам, за истекший месяц с момента начала продаж в канал [речь идет об "отгрузках в канал", то есть сотовой рознице, до конечного потребителя пока дошло в разы меньше аппаратов] было продано от 25 тысяч до 30 тысяч аппаратов, - сообщил Дмитрий Хавжу, генеральный директор компании "МакЦентр", одного из дистрибуторов Apple iPhone. - Мы получаем аппараты от операторов и продаем в розничные сети. Однако мы работаем не со всеми сетями - с частью сетей у операторов прямые контракты". Такие же цифры называет и аналитик мобильного рынка Эльдар Муртазин.

С новым продуктом - iPhone - Apple заранее грамотно "нагревала" рынок слухами о грядущем выходе на рынок, создавая ему имидж некого элитарного устройства для ценителей.

"На самом деле ключевой "конек" iPhone - это именно продуманный дизайн и эргономика, - считает Арташес Сарафасланян, директор по развитию компании "Бизнес-Бюро", одного из ведущих российских дистрибуторов коммуникаторов. - При этом на лицо чисто функциональные недочеты - нет возможности параметрического поиска по базе контактов или закрытость системы и определенные сложности с установкой сторонних программ. Как коммуникатор iPhone - явно не в выигрыше. Однако нельзя поспорить, что дизайн и эргономика у него на высоте".

До России iPhone дошел с опозданием. Будучи продуктом во многом созданным "под оператора", его появление в России требовало перестройки изначальной модели продаж Apple: субсидирование оператором. К тому же компания была слишком озабочена занятием ключевых для них рынков Северной Америки, за которыми последовали ничуть не менее перспективные рынки стран Западной Европы, более понятные и предсказуемые нежели далекий рынок России.

Важно отметить, что в реальности iPhone к моменту начала продаж уже был на российском рынке, причем, имел весьма немалую потребительскую аудиторию. "По разным оценкам в России за год продано от 200 до 500 тыс. Apple iPhone. 100% этих аппаратов было ввезено по "серым" схемам, то есть не авторизованными производителем каналами, - утверждает независимый аналитик рынка коммуникаторов и смартфонов Михаил Фадеев. - Такие аппараты не обеспечены фирменной гарантией, для их работоспособности в российских сотовых сетях требовалось снятие блокировки на конкретного зарубежного оператора. Весь последний год iPhone был просто клондайком для "серовозов", делающих очень хорошие деньги на поставках устройств из других стран, на снятии с них "привязки", на сервисе и продаже аксессуаров".

По оценкам аналитической группы Smartmarketing только в первое полугодие 2008 года iPhone занял 6,5% рынка смартфонов и коммуникаторов, что порядка 80.000 штук в абсолютном выражении.

То есть к моменту старта официальных продаж iPhone в России уже знали достаточно хорошо. И все истинные фанаты такого рода продуктов уже успели "затариться" "эксклюзивным" аппаратом на рынках и в мелких магазинчиках (естественно, крупные розничные сети такие полуконтрафактные поставки не приветствовали и iPhone не продавали). Интересно, что iPhone видели даже в руках Дмитрия Медведева. Однако, где он его взял при отсутствии официальных продаж источники, понятное дело, не уточняли.

Интересно, что в момент появления на "сером" рынке второго iPhone (то, что сейчас называется iPhone 3G, более продвинутого и функционально насыщенного аппарата), рядовые потребители продолжали приобретать первую, "устаревшую" модель. Само по себе достаточно интересное явление. На остатки первой версии возник дефицит, цены на неё отнюдь не падали, как принято в ситуациях "сливов" устаревшей модели при наличии на полках более новой.

"Ситуация действительно странная и в достаточной степени нестандартная, - поясняет причины такого явления Михаил Фадеев. - Мне в голову приходит только одно объяснение: iPhone 3G не имел сколько-нибудь значительных конкурентных преимуществ (неработающий массово в России 3G - не считается), которые бы перебили ценность первой модели - её культово-статусную составляющую. Ведь именно первый iPhone был признаком некоторой "продвинутости" потребителя".

Такая странная ситуация на рынке просуществовала несколько месяцев, после чего iPhone (второй) пришел уже официально. По оценкам Canalys в течение первых месяцев продаж, с июля по сентябрь 2007 года, - в США было продано 4,2 млн смартфонов, из которых 1,12 млн - iPhone первой версии. То есть iPhone занял 27% рынка смартфонов или 3% рынка сотовых телефонов, которых в этот период было продано в США 38 млн аппаратов. В России за первые 6 месяцев 2008 года было продано 1,235 млн смартфонов и коммуникаторов (оценка аналитической группы Smartmarketing). За весь 2008 год ожидается продажа 41 млн мобильных телефонов, в 2009 - не более 43 млн (данные сотовой сети "Цифроград"). То есть годовой объем продаж iPhone в теории мог бы быть равен от 600 тыс. до 1,2 млн штук. В теории, потому что принимаются во внимание доли рынка в США (где бренд Apple намного более раскручен, а устройство распространяется по модели субсидирования операторами), всплеск первых месяцев экстраполируются на весь период, не принимается во внимание текущая ситуация с кризисом экономики вообще и ритейла в частности, могущего привести к общему снижению продаж всей потребительской электроники, а тем более товаров премиум-класса, к которым, безусловно, относится iPhone. То есть, по мнению аналитиков, 1,2 млн - это самая что ни на есть оценка сверху. Не просто оптимистичная, а нереалистично оптимистичная.

В реальности, принимая во внимание все упомянутые факторы, продажи должны быть в разы ниже. То есть определенно менее 500 тысяч штук, что далеко не обещанные операторами 3,5 млн аппаратов.

"Не стоит делать выводов об уровне продаж аппаратов по первым двум месяцам, - замечает Арташес Сарафасланян. - Тем более, когда речь касается модели, вокруг которой была определенная шумиха. В первый месяц розница наполняет полки. Если говорить про iPhone, то ясно, что каждый, без исключения, магазин любой сети хочет иметь хотя бы по одному экземпляру каждой модели марки iPhone. То есть банально канальная емкость двух основных розничных игроков - "Евросети" и "Связного" с их 6500 салонов по всей стране - не менее 10000-13000 штук. Плюс предпродажный ажиотаж, который хотя и был меньше, чем ожидалось, но вызвал все-таки некоторый начальный всплеск продаж. Дальше все будет спокойнее".

Что же ждет iPhone в дальнейшем? "Прежде всего, у iPhone не совсем понятно рыночное позиционирование. Операторы и Apple позиционируют его как массовый продукт, - говорит Михаил Фадеев. - Но массовый продукт при этом не может стоить дороже 20 или даже 15 тысяч рублей. В нижнем ценовом сегменте рынка (10-13 тыс.) уже давно присутствуют продукты, более насыщенные функционально, хотя и не с такой продуманной эргономикой и не такой статусной составляющей. В среднем и верхнем ценовом сегменте также нарастает конкуренция: помимо традиционных игроков рынка, например HTC, чьи продукты уже могу смело называться массовыми; на этот рынок выходят iPhone-подобные продукты от "тяжеловесов": Nokia готовит модель с сенсорным экраном, Samsung активно двигает свой WiTu".

Впрочем, дистрибуторы более оптимистично смотрят на перспективы продукта: "В ноябре, по сравнению с октябрем, продажи будут послабее, в декабре начнется новый рост, - прогнозирует Дмитрий Хавжу. - Массированная рекламная кампания, начатая сотовыми операторами, должна сделать свое дело. Хотя есть и негативный фактор - усиливающийся финансовый кризис, последствия которого предсказать сложно". При этом уже появилась информация, что операторы и розница вовсю обсуждают первой, пусть и небольшое (пока на 1000 рублей) снижение цен. По прошествии всего месяца с начала продаж звучит это явно не оптимистично.

Помимо довольно значительной рекламной поддержки, часть финансирования которой, скорее всего, идет напрямую от Apple, iPhone сам по себе крайне интересен для операторов стратегически. Перспективность аппаратов Apple как устройств генерирующих дополнительные расходы абонента (прежде всего мобильный интернет) неоспорима. Не случайно предлагаемые с iPhone операторские тарифы, прежде всего, акцентированы именно на использование мобильного интернета. То есть операторы заинтересованы в том, чтобы рынок "скушал" как можно больше аппаратов еще и потому, что наличие на руках многочисленных iPhone'ов означает повышение ARPU. В такой ситуации можно поработать и с небольшой прибылью собственно на продаже аппарата. Работа идет на перспективу.

В этой логике на ситуацию теоретически могла бы повлиять скупка операторами розничных сотовых сетей, за счет чего они могли бы получить прямой выход на абонентов, значит, и дополнительную возможность для прямого продвижения интересных им телефонных брендов и, прежде всего, своих пакетов Apple iPhone. Но при построении любых прогнозов не стоит забывать о самом непредсказуемом и тяжело прогнозируемом факторе - общем экономическим спаде и возможных сценариях его дальнейшего развития. В ситуации общего снижения потребительской активности, которая очень вероятно случится в ближайшей перспективе, "под удар" попадут, прежде всего, товары высокого ценового сегмента, к которым пока относится и iPhone. Потребитель будет предпочитать бюджетные модели, многие просто откажутся от покупки новинок, оставаясь со старым, пусть и немодным, но не стоящим ничего аппаратом.

Поэтому прогнозирование будущего iPhone в ситуации общей экономической нестабильности - дело неблагодарное.