7 февраля в Ереване стартовала конференция на тему "Страны Кавказа и Ближнего Востока - возможные партнеры в процессе формирования системы региональной безопасности". ИА REGNUM приводит полный текст доклада начальника ИНСИ Министерства обороны Армении, доктора политических наук Гайка Котанджяна.

В сообществе международных организаций и исследователей, занимающихся урегулированием Карабахского конфликта, принято в начале каждого года выражать миротворческий оптимизм относительно его разрешения. Воздавая должное этим столь важным надеждам, считаю не менее полезным рассмотрение в экспертных кругах существующих реальных проблем мира и безопасности в регионе.

Для безопасности Армении, Азербайджана и региона Южного Кавказа в целом одной из ключевых является проблема разрешения Карабахского конфликта мирными демократическими средствами(1). Доклад посвящен оценке некоторых антидемократических проявлений колониальной сущности политики бывшей метрополии в отношении самоопределившегося Нагорного Карабаха. Оценка сущностных характеристик процессов демократизации государств региона, реализации коллективных и индивидуальных прав человека может быть рассмотрена в качестве интегративной политико-правовой основы для осмысления процесса формирования архитектуры региональной безопасности, которая зиждется на принципах мирного сосуществования и равноправного сотрудничества на Южном Кавказе.

Вначале об общих оценках. При анализе позиции властей Азербайджана по Карабахской проблеме как фактора региональной безопасности наряду с ее другими аспектами особого внимания заслуживают внешние оценки демократизма властей соседнего государства в контексте международно-правовых норм защиты прав и свобод человека. Всеобъемлющая непредвзятая оценка властям Азербайджанской Республики дана авторитетной американской правозащитной организацией "Фридом Хаус"(2). Так же, как и в предыдущие годы, согласно последнему годовому отчету "Фридом Хауса", данное государство квалифицируется как "несвободная страна". Разумеется, у соседей по региону - у нас в Армении, а также в Грузии - с демократизацией не все обстоит наилучшим образом, однако "Фридом Хаус" данные страны в отличие от "несвободного" Азербайджана оценивает как "частично свободные".

Западные коллеги считают, что система власти в Азербайджане антидемократична по своей политико-правовой сути. Это, в первую очередь, выражается в династийном наследовании и отправлении власти, а также в специфическом для диктатур султанатского типа навязывании главой государства народу культа своего отца - бывшего правителя страны. В качестве важного элемента демократизма, как известно, правозащитными организациями рассматривается реакция властей на оценки меры их демократичности. С этой точки зрения симптоматично, что 24 декабря 2007 года Президент соседней страны, игнорируя оценки "Фридом Хауса", заявил о признании мировым сообществом Азербайджана демократическим государством и очередным наследником власти назвал своего сына.(3)

С точки зрения региональной стабильности и безопасности "несвобода" соседней страны прослеживается в проявлениях колониализма в отношении прав и свобод коренных народов Восточного Закавказья. В первую очередь, в отношении права народов на равноправие и свободное внешнее и внутреннее самоопределение. Антидемократизм властей соседней страны в отношении Карабахского урегулирования выражается в отрицании факта законосообразного демократического прекращения административно-иерархических отношений между Нагорным Карабахом и Азербайджаном(4).

В основе игнорирования данного политического и юридического факта лежит противоправность декларирования в 1991 году Азербайджаном своей независимости(5) без проведения референдума по вопросу о выходе из состава СССР. Правонарушением квалифицируется также факт объявления независимости Азербайджана без удовлетворения права армянского населения НКАО и других районов компактного проживания армян на свободный и самостоятельный выбор своего политического статуса - в нарушение действовавшего Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР."(6) Взамен этого, приняв законодательный акт о ликвидации автономии Нагорного Карабаха, Азербайджанская Республика проявила себя как субъект метропольного колониального подавления воли народа Нагорного Карабаха к свободному самоопределению.(7) Нагорный Карабах, реагируя на данный противоправный акт, вышел из состава Азербайджанской ССР в соответствии с действовавшим Законом и принципами прямой демократии - путем референдума. Азербайджанская Республика в ответ на предложение вновь избранных властей Степанакерта о начале переговоров по налаживанию добрососедства в начале 1992 года развязала против Нагорно-Карабахской Республики колониальную войну.

В дополнение к этим нарушениям законодательства, заявив в Декларации о независимости 1991 года о своем правопреемстве с Азербайджанской Демократической Республикой, официальный Баку лишил себя права на включение Нагорного Карабаха в свой состав в связи с тем, что Нагорный Карабах, имея статус спорной территории, в состав Азербайджанской Демократической Республики не входил в течение всего периода ее существования с 1918 по 1920 год(8). До этого Карабах являлся составной частью Российской империи, а ранее Персии, но не Азербайджана, до 1918 года не существовавшего в качестве независимого государства.

Другим колониальным признаком антидемократизма Азербайджанской Республики является несоответствие ее Конституции(9) сути международно-правовой нормы о праве народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой путем волеизъявления самоопределяющегося населения в условиях полной свободы, сформулированной Хельсинским Заключительным Актом 1975 года, Международными пактами о правах человека 1966 года и Уставом ООН(10). Мировая практика свидетельствует, что именно таким путем - без вмешательства метрополии - были реализованы права народов Бангладеш, Эритреи, Восточного Тимора, Черногории, а ныне и Косово на самоопределение путем свободного волеизъявления на референдумах среди именно самоопределяющихся народов, а не населения их бывших метрополий в лице Пакистана, Эфиопии, Индонезии или Югославии-Сербии.

Несколько слов о таком проявлении антидемократизма как пропаганда ксенофобии, насилия и войны. Усилия Минской группы ОБСЕ по мирному разрешению Карабахского конфликта базируются на основополагающих принципах ООН: взаимозависимости мира, прогресса и демократии во взаимоотношениях с другими народами, исходя из того, что прочный мир является предпосылкой, а демократия - важнейшим условием безопасного и устойчивого развития народов. Эти принципы, отраженные в Уставе ООН и Пактах о правах человека, исключают пропаганду войны. Однако периодически оглашаемые заявления государственных деятелей соседней страны содержат прямую угрозу войны. Подобные публичные выступления главы соседнего государства среди населения всех районов Азербайджана, на национальных мероприятиях и международных встречах, а также их широкое транслирование средствами массовой информации переводит эти заявления с обоснованием неотвратимости возобновления боевых действий в разряд пропаганды войны и насилия.

Официальный Баку, ведя открытую пропаганду войны, вопреки логике Минского процесса мобилизует свое население на силовое возвращение Карабаха. Конкретным свидетельством подготовки Азербайджана к войне является его целенаправленное превышение ограничений, предусмотренных договором по ОВСЕ. Вместо разрешенных 220 танков у Азербайджана наличествует 579, то есть в 2,63 раза больше; вместо 220 боевых бронемашин - 1174 (превышение в 5,34 раза); вместо подлежащих ограничениям 285 единиц артиллерии калибра 100 мм и выше - 788 единиц (превышение в 2,76 раза); вместо 100 боевых самолетов - 128 единиц (превышение в 1,28 раза). Важно отметить, что Армения продолжает выполнять свои международные обязательства по ДОВСЕ, а НКР заявляет о готовности стать ответственным участником этого столь важного для региональной безопасности Договора.

Грубым нарушением Международных пактов о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, а также Устава ООН являются заявления государственных деятелей соседней страны, которые трудно квалифицировать иначе, чем подстрекательство собственного народа к геноцидальным действиям в отношении армянского населения. К сожалению, пример подобной манифестации колониального пренебрежения своими международными обязательствами подает глава соседнего государства. В последнем новогоднем обращении к азербайджанцам всего мира президент Алиев позволил себе без обиняков угрожать армянам Нагорного Карабаха этническими чистками. Цитата: "Если армяне Нагорного Карабаха хотят самоопределиться, пусть делают это в рамках территориальной целостности Азербайджана, если же они не хотят этого, пусть покинут Нагорный Карабах и создают для себя второе государство в другом месте"(11).

Антидемократичность позиции бакинских властей в отношении права народов на самоопределение проявляется также на внутригосударственном уровне в отношении права национальных меньшинств на внутреннее самоопределение. Скептицизм в отношении обещаний Баку о предоставлении армянам автономии высшего уровня базируется на факте полного игнорирования прав армянских беженцев из Азербайджана при ведении переговоров о реализации права беженцев и временно перемещенных лиц азербайджанской национальности. Симптоматическим, отрезвляющим примером колониализма и антидемократизма Алиевского режима в отношении права этнических меньшинств на внутреннее самоопределение в рамках территориальной целостности Азербайджана является разгром в 1993 году Талышской Муганской Автономной Республики с арестом ее лидера и его этнополитических соратников(12).

Факт тотального искажения и подавления правдивой информации в Азербайджане отражен в оценках "Фридом Хауса" как один из важных признаков антидемократичности режима этой несвободной страны. Официальная политика по доминированию титульной нации в ущерб равноправию с коренными народами соседнего государства отражается в целенаправленной модификации научной истории народов региона, направленной на искажение их идентичности, а также умаление места и роли автохтонов в историческом развитии культуры Восточного Закавказья. В политике исторических фальсификаций особое место занимает обоснование исторического права Азербайджана на владение территорией тысячелетнего автохтонного расселения армян в Нагорном Карабахе и Армении. Как известно из текста доклада Президента Алиева на юбилейном собрании Национальной академии наук, он 14 декабря 2005 года сделал политический заказ на фальсификацию истории Восточного Закавказья(13). В результате государственной политики подмены научной истории тоталитарной спецпропагандой происходит полный разрыв с реальностью антинаучной истории народов Восточного Закавказья, фабрикуемой в недрах властей.

Международное академическое сообщество уже регистрирует конкретные попытки реализации политического заказа главы соседнего государства - удревления истории компактного проживания тюрков на подвластной Персии территории Восточного Закавказья. Для властей Баку научный факт 900-летнего проживания тюрков на Южном Кавказе представляется сроком неприемлемо малым. Фальсификаторы пытаются растянуть эту историю на десять тысяч лет назад - вплоть до времени создания мезолитических артефактов Гобустана доисторическим человеком эпохи каменного века. Эти заказанные сверху искажения прошлого пронизаны манипуляциями иранским топонимом "Азербайджан" с его антинаучным применением в отношении бывших закавказских провинций Персии для периодов, на много веков опережающих начало политического употребления этого термина в отношении территории расселения тюрков Восточного Закавказья. Как известно, в официальной документации Российской Империи тюрки кавказских губерний как "азербайджанцы" и территория их расселения как "Азербайджан" также не фигурировали. Словом, известная шутка: "СССР - страна с непредсказуемым прошлым" в полной мере относится к Азербайджану, где по заказу властей пишется новая история региона с радикальным изменением места и роли оседлых коренных народов и пришлых кочевых племен. Именно с этих манипуляторских позиций власти Баку приписывают армянам преступления против "азербайджанского народа" даже в периоды, когда тюркские предки современных азербайджанцев еще не проникли из Центральной Азии на Южный Кавказ.

Готовя почву для оправдания колониальных претензий на территории Нагорно-Карабахской Республики, власти Баку манипулируют фактом репатриации по итогам русско-персидской войны 1828 года ограниченного контингента армян, угнанных ранее в Персию Шах Аббасом. Некоторые из ангажированных властями бакинских ученых пытаются навязать азербайджанской общественности мнение о пришлости всех армян в Восточном Закавказье. В последнее время данная "обнаученная" пропаганда осуществляется непосредственно устами Президента Алиева. Подобное насилие властей над правами человека на свободный доступ к правдивой научной информации имеет целью отравить народ Азербайджана верой в то, что Арцах якобы прародина тюрков, а армяне в Карабахе и Армении в своей массе являются потомками переселенцев или же вовсе не являются армянами.

В политике разрушения доверия между народами власти Баку уделяют особое место сознательному искажению информации о геноциде армян в Османской империи. Государственная пропаганда неуважения к памяти 1,5 миллиона погибших армян выходит за рамки отдельных публикаций, принимая форму направляемого властями Баку святотатства. В качестве примеров грубой фальсификации истории Восточного Закавказья можно привести попытки политиканского "уравновешивания" имевших место в начале XX века геноцидальных преступлений против армянского населения несуществовавшим "геноцидом против азербайджанцев". На основе этих фальсификаций в 1998 году издан Указ Президента Азербайджанской республики "О геноциде против азербайджанцев"(14). Сами представители бакинской интеллигенции в узком доверительном кругу иронизируют по поводу этого бесчестного и опасного способа политической "консолидации азербайджанского народа" против армянского и русского народов. Они знают, что на самом деле в начале XX века имели место резня армян и сопротивление армян резне, как и в последующем - в ответ на погромы мирного армянского населения в Сумгаите в 1988 году и в Баку в 1990 году.

Следует отметить, что глумление властей Баку над болью и человеческим достоинством миллионов армянских семей Диаспоры наряду с пропагандой среди азербайджанского населения ксенофобии играет также диаметрально противоположную роль - консолидирует мировое армянство на адекватное противодействие государственной диффамации геноцида армянского народа.

Сталкиванию армян и евреев служит недавняя кампания поминания жертв "геноцида", якобы учиненного армянами против горских евреев. Попирание исторической правды манипуляторы довели до такой черты глумления, когда раскапываемые массовые захоронения армян, убитых в начале XX века, средствами информационной войны выдаются за "жертвы" геноцидальных действий самих истинных жертв-армян. Цель - разрушить вековые добрососедские отношения, существовавшие между армянами Ширвана и горскими евреями, из расчета столкнуть на антиармянские позиции Израиль и лоббистские организации еврейства.

Среди подобных продуктов вовлечения ученых в антинаучную разработку информационной войны бакинского режима, раскручиваемой спецпропагандистами под флагом защиты прав человека, особого внимания заслуживает факт фальсифицирования авторства глумления над телами жертв Ходжалинской трагедии. Подробности данной провокации как инструмента политической борьбы за власть в Баку по свежим следам изложены в известном интервью Президента Азербайджана Аяза Муталибова чешской журналистке Дане Мазаловой(15). Армянская сторона имеет все доказательства того, что трупы погибших находились в зоне ответственности азербайджанских властей и физический контакт армян с телами погибших с целью нанесения увечий телам этих жертв был невозможен.

Обнадеживает то, что аналитическое сообщество в Азербайджане, как и в Армении представлено достаточно широким спектром взглядов на безопасностные реалии и перспективы нашего южно-кавказского раздела Еврососедства. В многонациональной среде профессионалов, наряду с объективными и достойными представителями разных государств и организаций, я имел честь знать достойных азербайджанцев. Уверен, что в соседней стране есть специалисты, осознающие контрпродуктивность реставрации колониализма в отношении народа Нагорного Карабаха в процессе формирования Еврососедства. Данная проблема для неангажированной части ученых Азербайджана, обеспокоенных перспективами демократического безопасного развития региона, так же, как и для Сопредседательства Минской группы и международного аналитического сообщества, могла бы стать предметом объективного изучения.

1. "Стратегия национальной безопасности РА", Ереван, 2007, Специальный выпуск военно-научного журнала МО РА "Айкакан банак".

2. Freedom House. Map of Freedom in the World. Armenia, Azerbaijan, Georgia (2007) (http://www.freedomhouse.org/template.cfm?page=363&year=2007&country=7129)

3.См. Ильхам Алиев, "Мои университеты", 24 декабря 2007 (http://azerbaijan.news.az/index.php?Lng=aze&Pid=19934); фрагменты прямой речи Ильхама Алиева: "Сам по себе переход власти от одного члена семьи к другому в современном мире не считается антидемократическим фактом". "Более того, отмечу, что настоящим преемником Гейдара Алиева является мой младший сын, самый младший член нашей семьи Гейдар Алиев".

4. Акт о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики, 10 декабря 1991г. г. Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, Министерство Иностранных Дел (http://www.nkr.am/rus/facts/referendum.html).

5. Конституционный Акт "О государственной независимости Азербайджанской Республики", 18 октября 1991, No 19-20.

6. См. Закон СССР ""О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" No 1410-1 от 3 апреля 1990 г." Верховный Совет СССР (http://www.bestpravo.ru/ussr/data01/tex10973.htm).

7.Закон АзР "об упразднении НКАО АзР", 26 ноября 1991 года. Ведомости ВС АзР, 1991, No 24.

8.См. "Journal". League of Nations, Geneva, No 17, p. 130: среди доводов, лежащих в основе решения Лиги Наций о непризнании Азербайджанской Демократической Республики, отмечался факт "невозможности точного определения настоящих границ Азербайджана в связи с его териториальными спорами с соседями"

9.См. Конституция Азербайджанской Республики, Глава II. "Основы государства", Глава III. "Основные права и свободы человека и гражданина" (http://www.azerbaijan.az/_GeneralInfo/_Constitution/constitution_01_r.html).

10.См: СБСЕ. Заключительный Акт, Хельсинки, 1 августа 1975 г. Принцип VIII. Вебсайт ОБСЕ (www.osce.org/documents/msc/1975/08/4044_ru.pdf); Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. Центр ООН по правам человека. Права человека: Сборник международных договоров; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г, Центр ООН по правам человека. Права человека: Сборник международных договоров.

11.Поздравление Президента Ильхама Алиева народу Азербайджана по случаю Дня солидарности азербайджанцев мира и Нового года. 31 декабря 2007 23:59. Президент Алиев Гейдар оглы Алиев. Официальный вебсайт Президента Азербайджанской Республики, Документы/Обращения (http://www.president.az/articles.php?item_id=20080101020429299&sec_id=135).

12.См. Фармони Фахраддин Абосзода (Аббасов) История нашей республики. ЦентрАзия. 2003, (http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1056939900).

13.См. Речь Президента Азербайджана Ильхама Алиева на торжественном собрании, посвященном 60-летию Национальной Академии наук (14-12-2005 14:15), www. president.az, Президент Азербайджана, официальная интернет страница (http://www.president.az/print.php?item_id=20070810125435235&sec_id=11).

14.Указ Президента Азербайджанской республики "О геноциде против азербайджанцев". Гейдар Алиев, Президент Азербайджанской Республики г. Баку, 26 марта 1998 года (http://www.human.gov.az/?sehife=etrafli&dil=ru&sid=MTMyMjMzMTA4MTMyNjE1) или (http://www.azembassy.kz/data/file/31marth.pdf).

15. Интервью Президента Аз.Р А. Муталибова чешской журналистке Дане Мазаловой, "Я гуманист в душе", "Независимая газета", 2 апреля 1992.