Станислав Тарасов: Тюркская солидарность: Карабахские перспективы Баку блокированы с Севера, Запада и Востока
В городе Нахичевань Азербайджанской Республики на днях прошел IX саммит глав государств тюркоязычных стран. Этот форум оказался примечательным во многих отношениях. Во-первых, из лидеров тюркских государств в нем не приняли участие президенты Туркмении и Узбекистана. Подобный своеобразный демарш с их стороны, означает, что идея создания некогда декларируемого "союза тюркских государств", построенного на общей этнической основе, их не привлекает. Поэтому форум в Нахичевани, вопреки декларативным заявлениям его участников, продемонстрировал всего лишь фазу распада "тюркского сообщества", его вырождение в неустойчивые временные коалиции типа Парламентской ассамблеи в лице Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции.
Для сравнения: еще на десятом международном тюркском курултае, который состоялся 18-20 сентября 2006 года - накануне VII саммита тюркских государств - глава турецкого правительства Реджеп Тейип Эрдоган призывал создать Содружество тюркоязычных государств, которое должно будет подготовить условия для их экономической интеграции и позволит выступать на международной арене с единой позиции. "Либо мы станем субъектом мировой политики, либо ее объектом", - констатировал Эрдоган. Любопытно, что он тогда призывал именно Азербайджан и Казахстан действовать "единым фронтом" в энергетической сфере. В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев, комментируя предложенный проект агентству Anatolia, заявлял: "Проблема, возникшая у одного тюркского государства, должна становиться проблемой другого тюркского государства". По мнению турецких аналитиков, это означало, что тюркские государства должны были прилагать усилия, чтобы помочь Турции вступить в Евросоюз, а Азербайджану - достичь успеха на переговорах по Карабаху.
Что же в итоге? Проект присоединения Турции к ЕС "заморожен" и продвинуть его не удалось даже за счет разыгрывания каспийской "энергетической карты" с участием Азербайджана и Казахстана. Развален казавшийся еще недавно наиболее устойчивым турецко-азербайджанский альянс. В свете предстоящего подписания между Турцией и Арменией документов об установлении дипломатических отношений, "братская солидарность" между Анкарой и Баку остается только на словах и бумаге. Заявление президента Турции Абдуллы Гюля на саммите глав тюркоязычных государств в Нахичевани о том, "Турция придает особое значение территориальной целостности Азербайджана", что "необходимо устранить фактор оккупации территорий Азербайджана", теоретически можно трактовать как угодно.На практике же события развиваются уже по расписанному сценарию.
Во время недавнего телефонного разговора между находившимся с визитом в Лос- Анджелесе президентом Армении Сержем Саргсяном и президентом США Бараком Обамой, последний вновь подтвердил официальную позицию США: процесс урегулирования армяно-турецких отношений должен развиваться без каких-либо предусловий и не должен быть связан с процессом урегулирования карабахского конфликта. Теперь перед турецкой дипломатией стоит проблема найти необходимые мотивы для объяснения своего "тюркского оппортунизма", поскольку идти на серьезную конфронтацию с Вашингтоном в складывающихся геополитических условиях на Ближнем Востоке Анкара вряд ли решится. Иначе говоря, в планируемую "широкую тюркскую дугу" клином вводится Армения. Это - на первом этапе. На втором - скорее всего, США будут продвигать проект создания армяно-грузинской федерации.
Одновременно любопытные процессы происходят и в Средней Азии. Например, выступая на саммите в Нахичевани президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно решился даже на новую трактовку фактов новейшей истории. Он смело заявил, что "гениальные личности - Гейдар Алиев и Мустафа Кемаль Ататюрк мечтали о единстве тюркоязычных народов", и что "Казахстан также выступает за воплощение в жизнь этой идеи". Но дело в том, что бывший член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, потом возглавивший Азербайджан, пытался всего лишь использовать фактор "общетюркской солидарности" для решения главной национальной проблемы - восстановление территориальной целостности страны. Не более того. Что же касается первого президента Турции Мустафы Кемаля, то его "тюркизм" никогда не трансформировался в принципы внешней политики и не имел этнических признаков. Согласно турецкой Конституции того времени, турком мог назвать себя каждый, кто владеет турецким языком и ощущает себя таковым. Поэтому нынешняя "геополитическая комбинация" Астаны шита белыми нитками.
Она проявляется на фоне провалов ранних инициатив Астаны по созданию Союза государств Центральной Азии - четыре из которых, как известно, являются тюркскими странами. Более того, в настоящий момент на лидирующие позиции в Средней Азии стала претендовать Туркмения, которая больше тяготеет не к развитию энергетического сотрудничества с "тюркским" Азербайджаном, а к Ирану и Китаю. Поэтому складывается устойчивое ощущение того, что Астана, почувствовав серьезное давление со стороны соседних государств в регионе, решила воспользоваться образующимся геополитическим вакуумом в Закавказье в связи со статусным снижением транзитных возможностей Азербайджана и сыграть уже на новом поле. Не случайно Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой по созданию соответствующей "площадки": сформировать новую межрегиональную организацию - "Совет сотрудничества тюркоязычных государств" (Тюркский совет). Кстати, возможно, именно " культурно-цивилизационная переориентация" стала одной из причин того, что Казахстан отказался от участия в предстоящем саммите СНГ в Кишинёве.
В то же время, Нурсултан Назарбаев, как и его турецкий коллега, призвал к тому, чтобы "конфликт между Арменией и Азербайджаном" был " урегулирован исключительно мирным путем". Что это значит, в Баку хорошо понимают: принять обновленные "Мадридские принципы" по карабахскому урегулированию. Говоря иначе, у Баку перехватывается не только позиция одного из лидеров "тюркского сообщества", но и его блокируют при возможном выборе силового сценария решения карабахской проблемы.
Это означает, что вокруг Азербайджана стало замыкаться кольцо: со стороны Запада - Мадридские принципы, Севера - Московская декларация, и с Востока - призывы лидеров тюркских государств на саммите в Нахичеване искать приемлемые мирные способы карабахского урегулирования. Поэтому можно согласиться с заявлением президента Ильхама Алиева на саммите в Нахичевани в том, что наступает " решающая фаза карабахского урегулирования". А куда, спросите, теперь деваться?
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Очевидцы сообщили о звуках стрельбы в ТЦ «Форт» на северо-востоке Москвы
- Рейс из Шереметьево в египетский Шарм-эль-Шейх задержали более чем на сутки