В парламенте Литвы на стадии рассмотрения в настоящий момент находятся предложения поправок к ряду законов, в случае принятия которых будет официально запрещена торговля товарами, «с помощью которых искажается или принижается история Литвы», сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 5 апреля.

С помощью поправок к закону о защите потребительских прав помимо всего прочего предлагается запретить розничную торговлю товарами, «с помощью которых искажаются исторические факты, принижается история Литвы, ее независимость, территориальная целостность или конституционные устои». Например, была бы запрещена книга «Наши» Руты Ванагайте о роли литовцев в Холокосте.

Министр экономики Виргиниюс Синкявичюс подчеркнул, что поправки представляются с учетом информации, представленной ведомствами, ответственными за госбезопасность. Согласно этой информации, «в продаже появляются товары, который не сочетаются с интересами Литвы и, возможно, противоречат им».

«Например, в торговле найдены детские игрушки, в которых зафиксированы моменты аннексии Крыма, предполагающие положительный взгляд на оккупационные действия такого рода. Поэтому должен быть закрыт путь торговле такими товарами», — сказал министр. Он отметил, что в законе выбраны более общие формулировки на будущее, потому что «слишком трудно предугадать, какие способы распространения дезинформации, пропаганды и поощрения агрессии в будущем используют недружелюбные по отношению к Литве страны». Другими словами, в случае принятия поправок, под неугодные товары можно будет подвести практически всё — ради этого и оставлены размытые формулировки.

Профессор юридического факультета Вильнюсского университета, адвокат Витаутас Мизарас изданию Lietuvos rytas сказал, что поправки вызывают сомнения из-за формулировок, которые определяют искажение исторических фактов, принижение истории. Юрист подчеркивает, что сформулированные таким образом поправки охватывали бы не только игрушки и сувениры, но и книги — как советскую, так и современную художественную, научную или другую литературу.

«Товары — это любые продаваемые предметы. Так что если вы зададите вопрос, затрагивает ли это определение книги, художественную литературу — конечно, да, потому что это предметы. В торговле никто не продает произведения, потому что это отдельный объект, никто ведь не продает права на произведения, продаются предметы, в которых фиксируются эти произведения. Я считаю, что это может быть применено, например, к книге Руты Ванагайте или любым другим книгам», — рассуждает он.

Он сомневается, что хотя бы одно госучреждение способно объективно оценить, соответствуют ли предметы категории товаров, принижающих историю и искажающих исторические факты. Адвокат рассуждает, кто, например, оценил бы критику переворота 1926 года, который привел к власти Антанасу Смятону.

«Если я будут критиковать, издеваться над поступком политической власти тех времен — это будет принижение, или что это будет? Потому что один будет считать так, а другой иначе. Поэтому я и поднимаю вопрос понятия — что такое принижение и что такое искажение? (…) Чье это будет мнение? Суда, когда будет спор? Здесь ведь не только юридический вопрос. Насколько это будет затрагивать свободу выражения мнения?» — отметил он.

Историк исторического факультета Вильнюсского университета Альгирдас Якубченис говорит, что после принятия поправок более серьезные дискуссии возникли бы не из-за исторических произведений, а из-за художественной литературы.

«Ведь если изображать советские времена, можно изобразить только негативные вещи, но можно вложить и фотографию демонстрации 1 мая, где люди идут с улыбками на лице. Будет это искажение или нет? Ведь всякое бывает. Я считаю, не стоит пытаться устраивать ревизию прошлого», — сказал он.

По словам Якубчениса, Ванагайте и «все те, кто пишет произведения подобного рода», не являются историками. Он напомнил, что высказывания упомянутого автора, например, о главе партизан Адольфасе Раманаускасе-Ванагасе, историки уже публично оценили, подчеркивая, что автор не сумела критически отобрать источники.

«Если они писатели, они имеют право писать то, что им нравится, но нельзя из-за одного профана в истории вводить законы. В этом случае я за либерализм», — сказал он.

Доцент Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете, философ Кястутис Гирнюс не сомневается, что поправки нарушили бы право на свободу слова. Он также спрашивает, возможно ли в Литве найти человека, который оценивал бы нюансы между выражением другого мнения и «плохой волей поведения».

«Существует серьезная возможность, что была бы нарушена свобода слова, что человек не сможет выражать свое мнение. Любые ограничения в Литве и так уже слишком большие, — сказал Гирнюс изданию Lietuvos rytas. — Принижение прошлого — очень широкое понятие. Принижаешь ли ты прошлое, если говоришь, что партизаны, возможно, убивали невинных мирных жителей, что было бы неизбежной правдой? Или что среди партизан были преступники, причастные к Холокосту?».