По итогам прошедшего 20-21 сентября в Даугавпилсе II Международного инвестиционного форума было объявлено, что в ближайшие недели руководство самоуправления этого города планирует принять окончательное решение о дальнейшей судьбе проекта регионального Даугавпилсского аэропорта. Данный проект продвигается муниципалитетом с 2005 года. На протяжении последнего времени городскими специалистами были проведены многочисленные расчеты стоимости и окупаемости данного проекта. В итоге выяснилось, что для развития аэропорта требуется около 20 000 000 латов (более 30 млн евро - прим. ИА REGNUM). В случае, если эти деньги будут вложены в ближайшее время, то, по мнению вице-мэра Даугавпилса Ливии Янковской, уже в 2014 году из городского аэропорта протянутся первые рейсы другие города и страны. Активный поиск инвесторов для аэропорта ведется на протяжении нескольких последних лет.

Перспективы этого проекта корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать бывшего военного летчика Владимира Вербицкого. Владимир Вербицкий родился на Украине, в 1972-ом году поступил в Харьковское авиационное училище. После окончания первые шесть лет летал на транспортниках, потом - на боевых самолетах. С 1984-го года служил на Камчатке, в городе Елизово (с двухлетним перерывом на Вьетнам, где нес службу на авиабазе Камрань). Уволился из авиации в 1992-ом году в звании майора, с 1993-го живет в Даугавпилсе. ИА REGNUM: Каково ваше отношение, как человека, долгие годы прослужившего в авиации, к проекту аэропорта в Даугавпилсе?

Хочу подчеркнуть, что прежде чем браться за проект аэропорта, необходимо было тщательно все просчитать. Имея многолетний стаж службы в авиации и работы в аэропортах, я отлично понимаю, насколько это сложная система. Сложнейшая. Детальное описание всего того, что необходимо для аэропорта международного класса, может занять сотни и тысячи страниц. А у нас же обещают именно такой аэропорт выстроить, не так ли?! Я сильно подозреваю, что наша Дума даже не представляет толком, какой объем работ необходимо выполнять как во время строительства аэропортов, так и после их введения в эксплуатацию, для того, чтобы завоевать клиентов. Ведь настоящий аэропорт - не просто посадочная полоса, даже соответствующая всем международным стандартам. Нет, это совокупность огромного количества систем, служб и средств обеспечения.

ИА REGNUM: А чем конкретно должен располагать современный аэропорт?

Там должны быть топливные заправщики, механические трапы и погрузчики, а также устройства для аэродромного "питания" самолетной аппаратуры с электрическими кабелями, протянутыми к каждой стоянке. Не обойтись без лабораторий по проверке качества самолетного топлива, без современнейшей системы пожаротушения и собственной пожарной команды, без станции "Скорой Помощи". Поверхность взлетных полос склонна подвергаться быстрой эрозии - стало быть, не обойтись без специальной службы, в обязанностях которой будет круглосуточное поддержание поверхности аэродрома в идеальном состоянии, уборка грязи и снега, латание образующихся трещин. Это важнейшая задача. Поскольку даже небольшой камешек, случайно попавший при взлете или приземлении самолета в воздухозаборник с работающим компрессором (а он работает, как пылесос - втягивая все, что находится вокруг), а потом - на лопатку двигателя, способен привести к порче всего механизма, а то и к пожару. На аэродроме необходима разветвленная ремонтная база, готовая к работе по обслуживанию сверхсовременных и суперсложных воздушных гигантов, которыми являются нынешние самолеты. Естественно, к ней должна прилагаться бригада высококвалифицированных специалистов-ремонтников, а также запасы приборно-электронного оборудования, из которых можно заменять вышедшие из строя устройства на авиалайнерах. Необходима штурманская служба и метеорологическая станция с телетайпами, автоматически снимающими информацию со спутников. Нужна служба радиотехнического обеспечения и система обеспечения "слепой" и инструментальной посадки. Это все - сложнейшая и крайне дорогая аппаратура, которую обслуживают специально обученные люди. Не обойтись без детекторов по поиску скрытых оружия, взрывчатых веществ, ядохимикатов, наркотиков и всякого рода нелегальщины. Не обойтись и без людей, умеющих обращаться с этой аппаратурой. Нужна также служба охраны, сотрудники которой вооружены автоматами. Согласно международным требованиям, аэропорты необходимо охранять людям с автоматами. Разумеется, не автоматами Калашникова, а современным дорогим оружием. И, естественно, охранникам, которые соответствуют всем высоким стандартам охраны аэропортов, придется платить очень большие зарплаты.

ИА REGNUM: А обойтись без какого-либо из вышеперечисленных компонентов реально?

Еще раз говорю, что владельцам аэропорта, если они хотят создать конкурентоспособное круглосуточно работающее всепогодное предприятие (качества, необходимые для получения сертификата международного аэропорта), придется закупить огромнейшее количество самого разного оборудования. И сэкономить здесь не получится: если из всей системы выпадает хотя бы один компонент - аэропорт неконкурентоспособен. Летчики и владельцы авиакомпаний не захотят летать туда, где их самолеты заправят некондиционным топливом, не смогут заменить забарахлившую радиостанцию и обеспечить самолеты питанием, не сумеют предоставить исчерпывающую метеосводку. Да лучше уж они сядут в Риге, Пскове или в Витебске! Даже если, допустим, нужно доставить пассажиров именно в Даугавпилс - куда безопаснее будет посадить их в той же Риге, а потом довезти автобусом.

ИА REGNUM: Кто, по вашему, мог бы работать в новом аэропорту?

Такому предприятию нужны несколько сотен человек всесторонне подготовленного обслуживающего персонала. Мой сын несколько лет проработал в Рижском аэропорту - чуть два с половиной года назад там трудилось около 1300 человек, потом примерно три сотни сократили ввиду кризиса и сократившихся перевозок. А у нас в Даугавпилсе даже нет ни одного нормального специалиста, хорошо разбирающегося в работе современного аэропорта! Виктор Пузанс, поставленный самоуправлением во главе муниципального предприятия "Даугавпилсский аэропорт" - не исключение. Ну, у нас можно будет подобрать медиков, пожарных, официантов и т.д. А как быть со специалистами по взлетно-посадочному оборудованию и радиотехнической сфере? Допустим, сам я немало лет отдал авиации, но с того времени прошло уже почти двадцать годков, а стандарты в этой области постоянно меняются, оборудование совершенствуется. Следовательно, если бы меня пригласили работать в тот же аэропорт, мне пришлось бы предварительно пройти основательную переподготовку. Никаких курсов по переучиванию в наших краях не имеется - значит, меня должны будут послать куда-то за рубеж. Но у меня, по крайней мере, есть база. А ведь и людей вроде меня, обладающих хоть каким-то опытом в авиационно-аэродромной сфере, в Даугавпилсе не так уж и много. И их явно не хватит, чтобы укомплектовать персонал аэропорта. Больше скажу - таких людей даже по всей Латвии не наберется в достаточном количестве! Ведь в Латвии сейчас нет ни одного вуза, стопроцентно обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов в данной области. Ситуацию в вузах я не понаслышке знаю от недавних выпускников Рижского технического университета, например. Там нет факультетов и современных учебников по многим предметам, связанным с авиационным делом. Допустим, специалистов для нашего аэропорта можно попытаться набрать в других государствах. Но надо четко учитывать, что никто сюда не поедет, если ему не предоставят жилье и зарплату большего размера, чем в их собственных странах.

ИА REGNUM: Но если аэропорт будет построен и укомплектован всем необходимым, сможет ли он завоевать место под солнцем?

Я вообще скажу, что люди, работающие в области авиаперевозок - народ очень осторожный и недоверчивый, что и неудивительно. Они привыкли выбирать самые высокие стандарты сервиса и не склонны доверять начинающим дилетантам. А между аэропортами ведется очень острая конкуренция, обострившаяся в период кризиса. То есть, мало подготовить всесторонне оборудованный пункт приема самолетов - нужно еще и, действительно, отвоевать место под солнцем. В этом плане Даугавпилсу фатально не повезло, так как неподалеку имеется целый ряд прекрасно оборудованных аэропортов - в той же Риге, Вильнюсе, Минске. У них давно уже есть наработанные связи и прекрасная репутация. А что касается Даугавпилса... Любой прокол, вроде того же камешка, попавшего в воздухозаборник, может фатально подорвать вашу репутацию и никто больше к вам не прилетит. По всему миру через интернет моментально расползется предупреждение: "Услугами такого-то недавно открытого аэропорта лучше не пользоваться, там - некачественное обслуживание". Даже не подтвердившаяся тень подозрения может стать роковой! Потом дирекция аэропорта вольна сколь угодно бить себя в грудь и доказывать, что у них все в порядке - клиентуры им уже не видать, как своих ушей. И даже если удалось полностью решить все проблемы с оборудованием, персоналом и мало-мальски завоевать положительную репутацию (хотя мне не очень-то верится, что все это удастся сделать), потребуются долгие, очень долгие годы, чтобы окупить проект, возместить затраты на постройку, оборудование, зарплаты сотрудников. Ведь в любом случае сначала пассажиро- и грузопотоки будут незначительными и пройдет немало времени, пока удастся встать вровень с конкурентами. Нашему аэропорту мало обслуживать 5-6 рейсов в день, для достижения рентабельности прием самолетов должен производиться ежечасно! К тому же, аэропорт - не часы, его не выключишь на время. Взять погоду, которая часто стоит у нас в последнее время - тучи, дожди. Зимой часты снегопады. Это нелетная погода, и аэродром, оказавшийся в ее зоне, не способен принимать самолеты - они полетят на другие площадки. Но ведь финансировать работу аэродрома и его сотрудников надо и во время таких вот вынужденных простоев! Откуда - как всегда, из кармана налогоплательщика! И город впоследствии может залезть в такую яму, в такой тупик, из которого вовек не выбраться. Именно поэтому мне кажется, что наша Дума, затеяв проект с аэропортом, не просчитала хорошо все последствия этой идеи.