Текущая экономическая ситуация в Армении - болевая точка правящей команды, позволяющая внешним противникам республики и внутренним соперникам властей усердно критиковать политику правительства и премьер-министра Тиграна Саркисяна. Последний с недавних пор стал членом Республиканской партии, правящей в Армении. Таким образом, система взяла на себя ответственность за экономические проблемы и будущие меры по их разрешению. Противники, в свою очередь, заговорили о скором крахе системы и близости "социального бунта". Прогнозы подкрепляются печальной статистикой, зафиксированной по итогам 2009 года и первых месяцев текущего года, а также ростом тарифов на газ, который повлечет подорожание всего спектра товаров и услуг по цепной реакции.

2009 год стал для Армении годом обвального падения экономики. Республика побила рекорды СНГ по темпам спада ВВП, промышленного производства, экспорта - основных макроэкономических показателей. Министры экономического блока были вынуждены признать, что столь мощное воздействие мирового экономического кризиса на Армению было мотивировано и внутренними проблемами, которые носили структурный характер. Министр финансов республики Тигран Давтян самокритично заявил, что экономика Армении похожа на попавший в зону турбулентности самолет, у которого отказал один из двигателей - сфера строительства. По общему признанию, экономика страны оказалась ущербной перед лицом грядущего кризиса в силу своей сверхцентрализации, монополизации, недостаточной защищенности от огромной долларовой массы, поступающей по линии частных трансфертов и т.д. Признательные откровения министров хотя и было приятно слышать, явно запоздали и делу вряд ли уже помогут.

Между тем, еще в октябре 2006 года, когда экономические оракулы из армянского ЦБ и правительства о грядущем кризисе и не гадали, эксперт по финансовым и экономическим проблемам исследовательской группы "Акос" Григор Бадалян на страницах ИА REGNUM наглядно описал будущие катаклизмы.

Особо эксперт оговорил и риск перезагрузки того самого двигателя армянской экономики, который в итоге и приказал долго жить. В статье "Голландская болезнь армянской экономики: диагноз и лечение" Бадалян, в частности, предупредил о негативном долгосрочном влиянии диспропорционального, бурного роста в одном секторе экономики (строительстве) на остальные её сферы. По оценке автора статьи, сектором-провокатором "голландской болезни" стала строительная индустрия, реальный прирост которой в 2006 году составил 42%. "Данный сектор экономики de facto является экспортным, т.к. основные покупатели - резиденты иностранных государств, расплачивающиеся за приобретенную недвижимость в валюте. С целью приобретения недвижимости значительные суммы в иностранной валюте притекают на денежный рынок Армении и предъявляют спрос на драмы. Т.к. количество драмовой денежной массы при этом не меняется, эта тенденция с неизбежностью приводит к резкому повышению стоимости национальной валюты. А дальше - по описанному сценарию: падение производства во всех экспортных отраслях, в сельском хозяйстве, да и в промышленности, работающей на внутренний рынок... Например, если при продолжающемся росте национальной валюты со временем уменьшится или, даже, исчезнет ценовой разрыв между пивом марок "Котайк" и Budweiser, ничто не помешает внутреннему же "родному" армянскому потребителю впредь отдавать предпочтение знаменитому западному брэнду. Или же, со временем, если уже не сейчас, отдых в родном Цахкадзоре или на Севане будет обходиться дороже отдыха в Египте, Болгарии или Турции, не говоря уже о Грузии.

И эта проблема касается без исключения всех внутренних производителей: как экспортеров, так и компаний, работающих исключительно на внутреннем рынке. Уже сегодня мы являемся свидетелями данной тенденции: падение экспорта, разрастание дефицита торгового баланса до рекордных 30% ВВП, спад практически во всех секторах промышленности и сферы услуг (в т.ч. замедление темпов роста лелеемого народом и правительством сектора высоких технологий) на фоне и из-за бурного роста одного из секторов экономики - строительства. В общей совокупности это дает экономический рост в 11% за прошедшие месяцы 2006 года. Нас не может не радовать "количество" этого роста, но, с другой стороны нас не может не беспокоить "качество" и внутренняя структура этого роста: экономический бум не самой стратегически перспективной отрасли приводит к увяданию всех тех отраслей, на которые нация сделала ставку в XXI веке. В конечном итоге это не может не привести к экономическому увяданию и деградации экономики страны".

Итак, симптомы смертельной болезни армянской экономики были описаны за три года до ее печальной кончины. Но это не мешает сегодня функционерам говорить о том, что правительство недооценило возможные последствия столь бурного роста сферы строительства.

В той же статье Григор Бадалян предсказывает и будущие усилия МВФ и Всемирного Банка по "вытаскиванию" больных экономик на путь развития. И здесь эксперт угадал.

МВФ, спокойно наблюдавший за многолетними усилиями Армении и ее чиновников по накачиванию рухнувшего сектора реальным капиталом, сегодня охотно выдает республике многомиллионные кредиты для поддержания штанов. И лишь сегодня, когда пациент уже скорее мертв, чем жив, представители МВФ, мудро покачивая головой и загоняя республику в долги, признают, что экономика Армении была сильно перегрета внешними трансфертами и бесцельным строительством элитарного жилья.

В июне 2008 года, то есть опять-таки задолго до кризиса, российский Центр социологических и маркетинговых исследований SOCIUM обнародовал статью "Корпорация Армения", в которой указывались причины необъяснимого взлета курса армянской национальной валюты ко всем ведущим валютам мира, включая американский доллар и евро. В период с 2004 по 2007 гг. доллар в Армении подешевел на 35,88%, а европейская валюта на 29,37%.

SOCIUM описал созданный еще в период правления президента Роберта Кочаряна, который, кстати говоря, был и остается активным игроком на рынке недвижимости республики и за ее пределами, механизм пересечения интересов крупных импортеров, строительных магнатов и игроков на рынке валюты. Вкратце, сверхприбыли импортеров обеспечивались за счет игры на курсе национальной валюты, который искусственно завышался, позволяя скрыть реальный уровень цен на поставляемые товары в конвертируемой валюте. В итоге, полученная маржа оседала в карманах местных нуворишей, а родственники жертв были вынуждены лишь увеличивать объемы денежных переводов на родину, наращивая долларовую массу внутри страны.

Выходом из сложившегося положения может быть инвестиционная экспансия в реальный сектор экономики, - отмечал SOCIUM, констатируя, что "проблему инвестиционной экспансии необходимо решать путем мобилизации капитала импортеров, то есть речь идет о необходимости антиолигархической кампании, которая возможна при условии кредита политического доверия власти со стороны населения и абсолютной подчиненности спецслужб".

Между тем, некоторые попытки правительства страны по обеспечению контроля над оборотом средств монополистов увенчались крахом. Засевшие в парламенте страны опять же в период правления Кочаряна крупные бизнесмены, не имеющие никакого отношения к законотворчеству, успешно валят инициативы правительства, позволяющие вывести из тени их бизнес. Столкнувшись с нарастающим дефицитом ликвидности и острейшим бюджетным кризисом, правительство было вынуждено усилить налоговый прессинг на население.

Сегодня в Ереване наблюдаются выступления недовольных торговцев, которых заставили установить контрольно-кассовые аппараты на лотках. Взлет тарифов на газ на 40% приведет к обострению социальной ситуации. Инициативы правительства в области инновационной экономики и развития сферы высоких технологий - провалились, либо все еще лежат в плоскости благих пожеланий. Между тем рецепты преодоления кризиса все те же: демонополизация экономики, всемерная поддержка экспортеров путем проведения благоприятной финансово-кредитной политики. От скорости проведения данных мер зависит внутриполитическая стабильность в Армении, а также ее безопасность на фоне острых политических разногласий в регионе.