Александр Золотницкий: Реанимация избирательного законодательства в Беларуси
Вступившие в силу изменения избирательного законодательства в Беларуси, принятые не без определённого давления со стороны Евросоюза, высветили несколько проблем, с которыми придётся неизбежно столкнуться и белорусским властям и представителям местных политических партий и общественных организаций. Пока демонстрируемая либерализация носит скорее косметический характер. Это, скорее, попытка белорусских властей прозондировать почву и на примере совершенно безопасных местных выборов посмотреть, к чему всё это может привести на выборах парламентских и, тем более, президентских.
Сложившаяся на сегодняшний день практика организации выборов властной вертикалью предполагает полный контроль над избирательными комиссиями разного уровня, но в первую очередь - участковыми, так как именно там и ведётся подсчёт голосов избирателей. До сих пор участковые комиссии формировались по производственному признаку. Иначе говоря, основой основ был принцип, согласно которому в состав участковой комиссии включали представителей одного трудового коллектива, а в председатели определяли кого-то из руководителей этого же трудового коллектива. К тому же в каждую комиссию включали и одного госчиновника, чтобы он контролировал всё происходящее на участках изнутри.
Понятно, что при таком формировании обеспечивался полный контроль за действиями и решениями участковых комиссий. Формально почти ничего не поменялось - и на этот раз участковые комиссии будут формироваться по такому же принципу и почти из тех же людей (чтобы, по словам Л.Ермошиной, соблюсти преемственность). Однако новое законодательство требует привлечения в состав избирательных комиссий всех уровней представителей политических партий или общественных объединений. И вот здесь вполне могут быть неприятные для власти сюрпризы.
Уже сейчас выявилась проблема отсутствия в Беларуси разветвлённых структур гражданского общества. После избрания А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь гражданское общество стало сжиматься наподобие шагреневой кожи. Прозападные партии не нужны власти в принципе - они являются прямой угрозой её существования. Однако и пропрезидентские партии не слишком приветствуются. В разные годы стать партией власти пытались Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости. Однако все эти попытки были встречены официозом более чем прохладно.
На местах и вовсе к этим партиям отношение вертикали достаточно подозрительное, так как при всей их проправительственности там немало активистов, высказывающих порой своё мнение по самому разному поводу, а вертикали это абсолютно не нужно. Поэтому сейчас прозападные партии практически не могут попасть в состав участковых избирательных комиссий по причине своей враждебности власти, а проправительственные просто-напросто ничего из себя не представляют - у них нет реальных людей, а тем более достаточно подготовленных для работы в избирательных комиссиях.
Более того, партии типа БПП, РПТС или КПБ, если их не поддержит власть, в ближайшее время окончательно останутся лишь на бумаге. Для них просто отсутствует политическая ниша. Прозападные партии будут финансироваться США и Евросоюзом - они нужны для борьбы с А.Г.Лукашенко. А проправительственные не нужны никому вообще - США или Евросоюз поддерживать их не будут, а власть не видит в них никакой необходимости - Президент опирается не на гражданское общество, а на полностью подконтрольную ему вертикаль власти. Таким образом члены БПП, РПТС или КПБ нужны только для декоративного участия в выборах.
Партии мало что из себя представляют и в плане соискателей депутатских мест. Как правило, все кандидаты от власти определяются задолго до начала выборов и в 99% случаев они же и становятся депутатами. Таким образом, представитель какой-либо партии (даже проправительственной) может стать депутатом только в том случае, если полностью устраивает местную вертикаль. Такая практика связана со сложившейся в Беларуси мажоритарной системой выборов.
Если бы избирательная система была смешанной (часть депутатов избиралась бы в округах напрямую, а часть - по партийным спискам) или же голосование шло бы только по партийным спискам, партии сразу приобрели бы серьёзный вес, так как при голосовании по партийным спискам в любом случае какое-то количество депутатов могло быть избрано без воли власти. На это, думаю, руководство Республики Беларусь не пойдёт. Конечно же, можно было бы поступить и более тонко - провести во власть 3-4 партии, заранее определив туда госчиновников и иных представителей официоза. То есть повторить опыт "Единой России" и "Справедливой России", но и такой вариант, видимо, не устраивает вертикаль.
Определённые попытки организовать "Единую Россию" видны на примере создания общественного объединения "Белая Русь". В Минске и регионах прошло активное формирование её структур с почти приказным вступлением в эту структуру учителей, врачей, руководителей и т.п. - то есть тех, кто достаточно управляем. Получился своеобразный взрослый БРСМ. Однако и с "Белой Русью" не всё так хорошо. Каким-либо авторитетом организация не пользуется - курс руководства вполне чётко проводит государственная идеологическая вертикаль, а "Белой Руси" остаётся лишь озвучивать то же самое на своих мероприятиях и выглядит это достаточно комично и непрезентабельно.
Остаются общественные организации. Но и здесь масса подводных камней. Начнём с того, что для работы в участковых комиссиях ресурс есть только у той же "Белой Руси", БРСМ, организации ветеранов. То есть у полугосударственных структур. Остальные общественные объединения, как и партии, крайне малочисленны и просто не имеют необходимого человеческого потенциала. Но комиссии, в которых будут только представители "Белой Руси", БРСМ или ветераны, будут смотреться не самым лучшим образом.
Для успешной частичной либерализации избирательного законодательства в Беларуси придётся решить проблему реанимации гражданского общества и прежде всего - реанимации конструктивных проправительственных партий и общественных организаций. Но при этом власть может столкнуться с проблемами иного плана - как мы уже говорили выше, даже в проправительственных общественно-политических структурах будут люди, которые могут смотреть на какие-либо проблемы иначе, чем продиктовано сверху. А это уже проблема управляемости. Хотя, думаю, что для всех очевидно, что в современном мире невозможно сколь либо долго контролировать все гражданские права и свободы и лучше, наверное, уже сейчас власти помочь встать на ноги конструктивным общественным проправительственным силам, нежели через несколько лет оказаться один на один с мощным оппозиционным движением.
В любом случае либерализация избирательного законодательства будет обкатана на выборах 25 апреля 2010 года и уже по итогам нынешней избирательной кампании власть определиться, куда двигаться дальше - возвратиться чисто к административной модели или же начинать развивать и поддерживать конструктивный сектор гражданского общества. Хочется надеяться, что будет избран второй вариант, так как это сулит гораздо больше плюсов и самой Беларуси, и действующему Президенту.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Экс-замминистра просвещения задержали в Москве по делу о мошенничестве
- Россия ответит на возможную просьбу Абхазии о поставке электроэнергии