3 апреля в Москве открылся пресс-центр, посвященный 20-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, который продолжит работу до 26 апреля 2006 года. Его задачей является предоставление журналистам и широкой аудитории новейших данных исследований последствий аварии на ЧАЭС. 4 апреля состоялась первая пресс-конференция в рамках работы пресс-центра, в которой приняли участие: директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН Леонид Большов, директор Государственного научного центра - Института биофизики Леонид Ильин, директор Медицинского радиологического научного центра РАМН Анатолий Цыб, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Леонида Большова, в первые годы после аварии были реализованы практически все мыслимые контрмеры. С первого дня минимизация медицинских последствий аварии была одной из самых главных задач. Для этого потребовалось не только оказать помощь пострадавшим, но и организовать массовый медицинский контроль, эвакуацию населения Припяти, а затем и 30-км зоны, организовать санитарную обработку и другие мероприятия по снижению доз облучения в зоне жесткого контроля. В 1990 году была принята первая государственная программа неотложных мер и определены меры долгосрочного характера. Были усилены местные органы здравоохранения, выделялись бюджетные средства на приобретение диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. Разворачивались программы по оказанию специализированной медицинской помощи. Большое внимание стало уделяться охране здоровья ликвидаторов. По решению МЗ СССР в Обнинске в Медицинском центре РАМН был создан медико-дозиметрический регистр (РГМДР), и ликвидаторы и население загрязненных территорий стали проходить регулярную диспансеризацию и получать необходимое лечение.

По решению Госкомчернобыля СССР в ИБРАЭ РАН были инициированы работы по системному анализу последствий Чернобыльской аварии и информационно-аналитической поддержке работ по госпрограммам. Собственно, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики был создан в 1988 году в системе Академии наук именно с целью системного анализа фундаментальных проблем безопасности атомной энергетики, включая изучение радиологических последствий тяжелых аварий.

На сегодняшний день, по словам директора ИБРАЭ, можно говорить о целом ряде зафиксированных медицинских последствиях чернобыльского облучения. Лучевая болезнь была выявлена у 134 человек из тех, кто был на аварийном блоке в первые сутки. Из них 28 погибли в течение нескольких месяцев после аварии, 19 умерли от разных причин в течение 1987-2004 гг. За период 1991-2003 гг. в Брянской области РФ было выявлено около 226 случаев рака щитовидной железы у детей и подростков. По данным РГМДР, до половины из них могли быть связаны с радиационным облучением. Выживаемость после операции - 99%: из всех прооперированных детей на сегодняшний день умерло 9, из них в России - только один. В целом, по данным РГМДР за прошедшие годы среди российских ликвидаторов с дозами облучения выше 100 мЗв (около 60 тыс человек) несколько десятков случаев смерти могли быть связаны с облучением. Всего за 20 лет в этой группе от всех причин, не связанных с радиацией, умерло примерно 5 тыс ликвидаторов. Что касается отдаленных последствий для здоровья населения, то, по словам Большова, "там, где дозы облучения малы, мы переходим в область оценок, а не фактов". При этом, население и подавляющее большинство ликвидаторов получили малые дозы. На Чернобыльском форуме прозвучала оценка 4000 случаев смертельных раковых заболеваний за 95 лет жизни в группе риска, состоящей из 200 тыс. ликвидаторов, 116 тыс эвакуированных и 270 тыс жителей наиболее загрязненных районов Белоруссии, России и Украины. Эти 4000 радиогенных раков - добавка к спонтанной смертности от рака; для ликвидаторов она составит не более 5%, для эвакуированных и жителей загрязненных районов - менее 1% к спонтанному показателю, подчеркнул директор ИБРАЭ.

По его словам, статистика онкологической смертности в целом по стране колеблется в пределах 2-3%, по отдельным регионам годовые колебания могут доходить до 10%. Имеет значение и географическая вариабельность показателя онкологической смертности: в Москве от новообразований умирает в год в среднем 300-310 мужчин на 100 тыс населения, в Санкт-Петербурге - 330-340 на 100 тыс., а в Татарстане - 250 на 100 тыс. "Сможем ли мы при таких колебаниях зафиксировать радиогенную добавку в 1% для населения? Очевидно, нет, - констатировал Леонид Большов. - А 5% для ликвидаторов? Может быть, с учетом того, что ведутся поименные регистры, верифицируются диагнозы и уточняются индивидуальные дозы. Когда можно будет подводить итоги по отдаленным последствиям? Самое ранее - еще через 10-15 лет".

Таким образом, подытожил директор ИБРАЭ, никаких отдаленных онкологических последствий среди населения выявить, по-видимому, не удастся, за исключением рака щитовидной железы. Он добавил, что проблем для окружающей среды и объектов живой природы в зоне вокруг Чернобыля сегодня нет. "При практически полном отсутствии антропогенного давления зона отчуждения стала уникальным заповедником биоразнообразия. Есть ограничения в природопользовании (проблемы зоны отчуждения), есть проблемы в сельском и лесном хозяйстве, водопользовании, но они четко очерчены и хорошо прогнозируемы, - пояснил Большов. - Необходимы контроль и регулярное сокращение этих территорий.

По словам Леонида Ильина, с промышленной площадки ЧАЭС после взрыва было вывезено более 600 человек. Диагноз "лучевая болезнь" был подтвержден у 134 из них. После аварии в городской больнице Припяти находилось более 100 пострадавших от лучевой болезни; кроме того, они были загрязнены радиоактивными веществами. Большая часть была доставлена в Москву. Уровни загрязнения составляли десятки микрорентген в час; в том числе у 21 человека была выявлена 4-я, самая тяжелая степенью поражения. 20 из них погибло, одного, получившего дозу 900 мкР, удалось спасти, что является уникальным случаем.

По словам Анатолия Цыба, в течение 20 лет пришлось работать по исследованию отдаленных радиологических последствий аварии. Помог национальный радиологический регистр, созданный приказом Минздрава СССР в июне 1986 года. Национальный регистр в настоящее время содержит индивидуальную медицинскую и дозиметрическую информацию на 638 тыс человек. Две основные группы учета: население - 61% (451 тыс человек), ликвидаторы - 29% (187 тыс. человек). Медицинские данные поступают в Регистр из более 4000 учреждений системы здравоохранения России.

Перед Регистром стояло две основные задачи: определение групп риска для оказания адресной эффективной медицинской помощи, а также изучение влияния радиационного фактора при малых дозах облучения. "Риск онкозаболеваемости при малых дозах (до 100 мЗв), с учетом опыта Хиросимы и Нагасаки имеет высокую степень неопределенности. Это крайне усложнило проблему прогноза медицинских последствий Чернобыля, так как подавляющее большинство населения России получило малые дозы, - подчеркнул Анатолий Цыб. По его словам, основные итоги эпидемиологических исследований в Хиросиме и Нагасаки показали, что рост смертности от лейкозов составляет 51% (из 176 смертей - 89 радиационно-обусловленных), рост смертности от солидных раков - 7% (из 4687 смертей 428 радиационно-обусловленных). Средняя доза Хиросимы-Нагасаки примерно 220 мЗв, что значительно больше, чем дозы облучения жителей России в результате аварии на ЧАЭС.

В рамках Чернобыльского форума, прошедшего в сентябре 2005 года в Вене, было отмечено, что до 5% случаев смерти среди ликвидаторов может быть обусловлено радиационным фактором (в абсолютных цифрах - до 230 человек из 61 тыс ликвидаторов). Относительный риск смертности ликвидаторов от всех причин не превышает аналогичного показателя для мужского населения России, подчеркнул Анатолий Цыб. Вместе с тем, в течение первых десяти лет после аварии на Чернобыльской АЭС наблюдалось повышение частоты заболеваемости лейкозами у ликвидаторов, получивших дозы внешнего облучения более 150 мЗв. Из общего числа ликвидаторов (187 тыс человек) было выявлено 210 лейкозов. Из них 50 обусловлены радиационными фактором.

Если же рассмотреть все виды раковых заболеваний за исключением лейкозов среди ликвидаторов, то можно заметить, что группа ликвидаторов, получивших дозу более 150 мЗв, также имеет повышенный риск. Таким образом, по словам Цыба, представляется завышенной (в 2-3 раза) ожидаемое число радиационно-обусловленных смертей среди ликвидаторов (4000 человек), представленное Чернобыльским форумом. Дело в том, что ликвидаторы с дозами до 150 мЗв (а их 82%) нами не относятся к группе радиологического риска. Таким образом, можно сделать вывод, что к группе радиологического риска следует отнести примерно 35 тыс ликвидаторов (что составляет 18% от общей численности ликвидаторов), которые получили дозу внешнего облучения более 150 мЗв.

Что касается последствий аварии на ЧАЭС для здоровья населения, то в настоящее время Национальный регистр располагает индивидуальными медицинскими и дозиметрическими данными на 389 тыс человек, жителей Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Этот массив индивидуальных данных позволяет реально решить проблему объективной оценки рисков при малых дозах. Регистром установлено, что для всех солидных раков среди жителей этих регионов не выявлено повышение частоты онкозаболеваний. Для лейкозов (лейкозы являются основным индикатором радиационного воздействия, так как риск лейкозов на единицу дозы облучения в 5-6 раз выше по сравнению с солидными раками), также не выявлено повышение частоты этого заболевания среди населения. Специалисты не считают это удивительным, так как дозы населения этих областей в 12-15 раз ниже по сравнению с дозами жителей Хиросимы и Нагасаки.

При этом Анатолий Цыб подчеркнул, что проблема рака щитовидной железы занимает особое место. Установлено, что из 226 случаев рака щитовидной железы у детей из Брянской области 122 случая (54%) следует отнести к радиационно-обусловленным. МРНЦ РАМН провел крупномасштабный ультразвуковой скрининг детского населения загрязненных территорий России с целью ранней диагностики радиопатологии щитовидной железы. Проведенное оперативное лечение позволило практически исключить летальные исходы (за 20 лет от рака щитовидной железы умер только один ребенок). Также надо понимать, что за эти годы было выявлено более 40 тыс различных онкозаболеваний среди жителей этих регионов. Поэтому превышение заболеваемости по сравнению со всеми выявленными онкологическими заболеваниями населения за этот период наблюдения составило лишь 0,3%. В настоящее время Национальный регистр составил именной список примерно 40 тыс жителей юго-западных районов Брянской области, где регистрируется повышенный риск заболеваемости раком щитовидной железы. Таким образом, отметил Анатолий Цыб, по итогам эпидемиологических исследований Национального регистра, радиационному воздействию подверглись примерно 2,2 млн граждан России (это ликвидаторы и жители наиболее загрязненных радионуклидами территорий России). К группе риска относятся 75 тыс человек или 3,4% населения. "Лица, пережившие атомную бомбардировку в Хиросиме и Нагасаки имеют среднюю продолжительность жизни 82-83 года, что выше национального показателя для населения Японии на 3-4 года. Было бы хорошо аналогичную задачу решить и в России, - заключил директор Медицинского радиологического научного центра РАМН.

В рамках пресс-конференции также были затронуты проблемы обеспечения мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в настоящее время; прежде всего, оказания медицинской помощи пострадавшим. По словам Леонида Большова, 6-я клиника, оказывающая такую помощь, в настоящее время располагается на базе 6-й клинической больницы Федерального медико-биологического агентства. "Наши клиницисты работают в рамках 6-й клинической больницы, - пояснил Большов. - Для адекватного лечения радиационно обусловленных заболеваний, лейкозов и т.д., необходимо иметь асептический блок. Цены его - сотни миллионов рублей. К сожалению, в настоящее время такого блока в клинике нет - это чисто финансовая проблема. Мы работаем в интересах Росатома, но пока взаимопонимание о необходимости целевого финансирования не достигнуто. Мы надеемся, что новое руководство Росатома пойдет нам навстречу, и мы получим средства на приобретение так необходимого сегодня асептического блока".

Также участниками пресс-конференции было отмечено, что необходимо налаживание связей в целях обмена информацией. В частности, национальный регистр, подобный российскому, создан как в Белоруссии, и так и на Украине. Удалось создать единый регистр России и Белоруссии, производится обмен медицинскими, статистическими данными. А с Украиной такого обмена не ведется, хотя предпринимаются попытки установить контакт. Участники пресс-конференции выразили надежду, что они в конце концов увенчаются успехом.