В Петербурге сегодня начался нестандартный театральный фестиваль «Точка доступа».

Даниил Пиктурный и Андрей Пронин. Фестиваль «Точка Доступа». Коллаж ИА REGNUM

Представления будут разыграны не на театральных подмостках, а в жилом микрорайоне около метро «Удельная» (спектакль «В сторону белого КамАЗа»), в гипермаркете «Максидом» («Кентерберийские рассказы»), на Заводе слоистых пластиков («Потеря равновесия»), в Библиотеке № 4 им. А. В. Молчанова («Бродский. Ретвит») и на причале для кораблей на наб. Макарова («Мокрая свадьба»).

Да и не совсем спектакли это будут: петербургский театральный центр «Открытая сцена» собрал режиссеров, которые работают в формате site-specific, — спектакли сознательно поставлены в нетеатральных пространствах, и даже не в в центре Петербурга, а на окраинах. На этих представлениях публика не наблюдает за происходящим, а попадает в «эпицентр» событий и становится частью спектакля. Зрители вынуждены перемещаться в незнакомом пространстве, ориентироваться в непредвиденных ситуациях и взаимодействовать с актерами и даже со случайными прохожими.

Накануне открытия фестиваля обозреватель ИА REGNUM выяснил у директора по организации работы со зрителями Даниила Пиктурного и программного директора фестиваля Андрея Пронина, как можно активизировать театральную жизнь за пределами центра, и что ждет зрителей на «Точке доступа».

ИА REGNUM: Даниил, в прошлом году Вы с Алексеем Платуновым реализовали в Большом драматическом театре им. Товстоногова проект «Remote Петербург», то есть у Вас уже есть опыт работы с сайт-специфическим театром. Насколько наши зрители готовы к таким постановкам?

Мы стараемся употреблять слово «спектакль». Здесь есть своя драматургия, действие, где-то есть актеры, где-то нет, но по всем признакам это — спектакли. В Европе такой вид театра давно популярен, а в Петербурге мы оказались первыми, кто показывает их так концентрированно. На самом деле, как мне кажется, последние 3 года сайт-специфик стал уже общероссийской тенденцией. Понятно, что это не массовое искусство, но профессиональное сообщество и те, кто следит за театром, с такой формой знакомы, так что в большинстве своем петербургские зрители подготовлены к нашим действиям. Это стало понятно уже на «Remote Петербург». В рамках «Точки доступа» делаем ставку не на околотеатральную тусовку, а на более широкие слои населения.

ИА REGNUM: За счет чего?

Во-первых, программируя фестиваль и осуществляя его, мы давали установку на то, что спектакли проходят где угодно, но только не в центре. Для людей, привыкших ездить в центр и смотреть там спектакли, это возможность вырваться за его пределы. Мне, первый раз основательно посетившему микрорайоны около станции метро «Удельная», понятно, что это совершенно другой мир со своими законами. А во-вторых, для жителей районов, где сыграют спектакли фестиваля, — это возможность оказаться в театре, практически не выходя из парадной.

ИА REGNUM: На спектакли наверняка придут не только опытные зрители, но и мало искушенные в театре люди. Как будете справляться в этих случаях?

Готовясь к фестивалю, мы моделировали небольшие конфликтные ситуации, которые могут возникнуть, и разбирали, как с ними справляться. Мы прекрасно понимаем, что человек, купивший билет, возможно, рассчитывает увидеть обычный спектакль. Придет на «Удельную», а там ему вручат сумку с инструкциями, и дальше делай, что хочешь. Мы специально очень много работали с людьми, которые будут разрешать спорные ситуации, чтобы они умели рассказать, о чем каждый спектакль, почему что-то происходит так или иначе.

ИА REGNUM: Перед началом каждого спектакля публику будут предупреждать, что именно их ждет?

Мне кажется, на данный момент 3 из 5 спектаклей достаточно понятны. В определенный момент, только без звонков, людей провожают и сажают в зрительный зал. Так будет в «Потере равновесия», «Бродский. Ретвит» и «Мокрой свадьбе». В «Кентерберийских рассказах» есть помощник режиссера, который объяснит условия игры еще раз. Там к зрителю приставлено по актеру, и они вместе исследуют пространство. В спектакле «В сторону белого КамАЗа» вообще нет актеров. Это — квест, где зрители исследуют различные арт-объекты, запрятанные в интересных местах. Все делается с учетом определенной драматургии и мифологии района…

ИА REGNUM: Андрей, какими мотивами вы руководствовались, когда придумывали фестиваль?

Один из мотивов состоял в том, что у «Открытой сцены» нет своей площадки. Мы размышляли, что бы придумать такое органичное, что отличало бы нас от театров, традиционно арендующих чужие сцены. И это сошлось с моей давней мечтой о фестивале сайт-специфического театра в Петербурге. То есть получается открытая сцена в самом, что называется, широком смысле этого слова.

ИА REGNUM: Согласно статистике, в театр в России ходит где-то 5−6 процентов населения. А если после ваших спектаклей интерес зрителя к театру пропадет вообще?

Я, конечно, не обнадеживаю себя — что еще на 5 процентов увеличится поток зрителей. Но точно знаю, самое сложное — начать. Приходишь на концерт симфонической музыки или выставку, слабо понимая, что это такое, а кажется, что все вокруг все понимают… Мы работаем на стыке вроде бы городского мероприятия и уличного театра. Человек может прийти и попробовать, чтобы понять — это не больно, заинтересоваться. Затем посмотреть, где работают еще эти режиссеры, где еще играют эти актеры. И дальше по цепочке. Надеюсь, зритель откроет что-то для себя, и жизнь его станет ярче.

ИА REGNUM: А есть какие-то работы, не вошедшие в финальный пул, о которых Вы лично сожалеете? Но они могут появиться на следующем фестивале, например.

Да, конечно. На самом деле очень много проектов начиналось и было свернуто по самым разным причинам. Начиная с того, что мы не могли найти общий язык с режиссером. Или серьезно разрастался бюджет. Для нас самая трагическая история с «Яго» Яны Туминой. Он должен был стать гвоздем программы. Надеемся, что этот спектакль будет выпущен в следующем году, но уже на другой площадке. Хотя ее еще надо найти.

ИА REGNUM: Одна из целей фестиваля — преодоление культурных барьеров и активизация театральной жизни вдали от центра. Каким образом это можно сделать? Фестиваль — все-таки разовая акция…

Даниил Пиктурный. По европейской схеме, когда центр города исчерпан, вдруг появляются заводы на окраинах, которые преобразуются в культурные места и аккумулируют вокруг себя людей и энергию. Скажем, пока не было «Этажей», пространство от Восстания до Лиговского проспекта в Петербурге было не самым привлекательным. А сейчас там всё оживилось. Думаю, сейчас мы в целом подходим к той черте, когда центр Петербурга уже переполняется, и активизация спальных районов просто необходима. Не попробовав, разговора вообще не получится. Мы рассчитываем на то, что важно закинуть зерно… Для начала важно, чтобы у людей появилось понимание — такое, в принципе, возможно, и случился первый опыт. А дальше — взращивать и окучивать.

Андрей Пронин. Я все-таки стою за то, чтобы спектакли приобретали ту или иную репертуарную форму… Сейчас мы находимся на начальной стадии, и важно, как спектакли примут зрители и критики. Если хорошо, конечно, мы постараемся их сохранить, тогда это и станет ответом на Ваш вопрос.

Беседовала Наталия Эфендиева.