Гражданская война на Украине нацелена на подрыв России изнутри: историк
Украина, 23 апреля, 2015, 09:00 — ИА Регнум. «Украина находится на грани пропасти, мы стоим рядом. Если мы поймём, что нас обоих хотят туда столкнуть, мы спасёмся. Вместе. Если нет, погибнем. Вместе».
9 мая Россия отпразднует 70-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Наша страна ценой невосполнимых жертв и лишений освободила Европу и весь мир от нацизма и фашизма. Однако идеология ненависти продолжает жить, пустив корни в разных регионах мира, проросли они и на Украине. Страна погружена в глубочайший кризис, принявший форму гражданской войны, год продолжается карательная операция новых киевских властей. Жертвы конфликта множатся, а украинское государство стоит на пороге пропасти. Поможет ли история разобраться в настоящем? Как нам оценить прошедший год? И самое главное — каким он предстанет перед судом истории? За ответами на эти и другие вопросы ИА REGNUM обратилось к отечественному исследователю, кандидату исторических наук Константину Петровичу Курылеву.
ИА REGNUM: Константин Петрович, здравствуйте! Недавно Вы опубликовали монографию, посвященную современной внешней политике Украины. Назовите основные уроки, которые Россия может извлечь из ситуации на Украине?
Уроков, которые следует извлечь из событий, произошедших на Украине, немало. Выделю лишь те, которые являются следствием системных ошибок, допущенных нами на украинском направлении. Во-первых, это, конечно, правильный выбор партнёров для диалога. Кстати, это касается не только Украины, но и всего постсоветского пространства. С кем мы здесь имели и имеем дело, с кем строили и строим отношения. Весь последний год на фоне государственного переворота, произошедшего на Украине, СМИ тиражировали слова помощника Госсекретаря США по делам Европы и Евразии В. Нуланд относительно того, что США вложили $5 млрд в поддержку демократии на Украине со времён распада СССР. На этом фоне мимо внимания прошли слова главы Минэкономразвития России А. Улюкаева о том, что Россия вложила в экономику Украины $200 млрд за 20 лет.
Почувствуйте разницу, как говорится. В кого мы вкладывали, кого поддерживали, какова отдача от вложения этих средств, чьи интересы возобладали в итоге на Украине? Вопросы риторические. Ответы очевидны — не наши! Как говорится, «где деньги, Зин?» То есть мы или не знаем, с кем имеем дело, или, скорее всего, знаем, но за неимением лучших вариантов всё равно поддерживаем «януковичей» и Ко. А лучшие варианты не появляются сами, их нужно готовить, растить. Следующий урок. За весь постсоветский период мы так и не поняли или не захотели понять Украину, что худо-бедно, но это суверенное государство, со своими интересами, характером, особенностями. Слова, которые звучали в отношении Украины все постсоветские годы, что, мол, никуда не денется, были глубоко неуважительными к братскому народу, очень обидными по форме для второго по масштабу территории европейского государства и ошибочными по содержанию.
А из чего следовало непонимание? Из незнания. Мы не знаем современной Украины, застряли в своем восприятии её в периоде, когда та ещё была советской. Мы видим её такой, какой хотим видеть, знаем её в основном по прошлому, да и то поверхностно. Но сейчас-то это другая страна. Урок третий. У нас много говорится о ресурсе «мягкой силы», который следует активно использовать во внешнеполитической практике. Развитие подобных механизмов можно лишь приветствовать, но где это все? Вы знаете, например, что на Украине до недавнего времени было всего два российских центра науки и культуры (в Киеве и Симферополе)? В Израиле — один, а на Украине два! Вы знаете, например, какие квоты Россия выделяла Украине для обучения её граждан в российских вузах — 255 соотечественникам и 55 представителям титульного населения. Это так мы готовим местную элиту. Варшава выделила в этом году 550 стипендий для обучения украинских студентов в польских вузах. Почувствуйте опять разницу.
Вообще, прежде чем судить Украину, следовало бы разобраться в себе. Мы дружно смеемся, а кто-то, наоборот, плачет, читая «новую» историю Украины про «великих укров», осуждаем фальсификацию истории в этой стране. Но ещё совсем недавно, вспомните, что происходило с нашей собственной историей, почитайте наши отечественные учебники по истории, изданные в 1990-х и начале 2000-х гг. И чего мы тогда хотим от наших соседей, если мы сами плюём в своё прошлое, переписываем его, дезориентируем их своим отношением к себе же, даём повод себя не уважать. Завершая ответ на ваш вопрос, скажу, что произошедшее на Украине еще 10 лет назад в ходе «оранжевой революции» должно было нас многому научить. То, что произошло в прошлом году в ходе «революции достоинства», говорит о том, что мы ничему не научились.
ИА REGNUM: На наших глазах киевская пропаганда создает «культуру ненависти». Какие исторические образы могут нам помочь в преодолении этой фальсификации, которая накануне Дня Победы ложится тяжелым бременем на плечи Украины и России?
Знаете, конечно, я мог бы вам ответить в русле того, что такие исторические образы нужно искать на страницах памяти о нашем общем прошлом, приводя примеры Ф. Достоевского и Н. Гоголя, С. Ковпака и А. Сабурова, А. Покрышкина и И. Кожедуба, И. Поддубного и А. Карелина, Б. Ступки и А. Папанова и т.д. Но боюсь, что четвертьвековая «работа» по формированию «нового человека» на Украине не прошла даром и нас с такими историческими образами сейчас не услышат. А точнее, предложат свои «исторические образы», «героев Украины», от которых нас с вами будет воротить. Поэтому, хотя сам я и историк, но, думается, в данном случае исторические образы лучше оставить в стороне до времени, поскольку сейчас, увы, они будут бессильны. Особенно если обращать их к Украине в целом. Как вы думаете, долго ли на Украине будут помнить о потере Крыма и всём остальном, произошедшем в прошлом году и этом? Там создана новая историческая реальность, параллельная, можно сказать, своего рода матрица. И пробиться сквозь эту матрицу, опираясь только на исторические образы, невозможно. По-другому нужно сейчас действовать — прагматизм и реализм, выгодно — невыгодно. Приземленно, конечно, но пока так.
ИА REGNUM: Почему США и Евросоюз пытаются вовлечь Россию в гражданскую войну на Украине?
Все эти двадцатипятилетние «пляски» вокруг Украины, чтобы мы правильно с вами понимали ситуацию, шли не ради неё. Украина — лишь инструмент, средство. Противостояние вокруг неё — всего лишь эпизод в более масштабном противоборстве между Россией и США, в котором цена вопроса — будущее нашей страны, её право и способность проводить самостоятельную и независимую внутреннюю и внешнюю политику сообразно собственным национальным интересам. Украинский кризис, переросший в гражданскую войну, свидетельствует о том, что сценарий, реализуемый сегодня на Украине, призван решить главную геостратегическую задачу, стоящую перед США (о желании ЕС втянуть Россию в гражданскую войну на Украине я бы говорил с осторожностью), — устранение России как восстанавливающегося самостоятельного актора в условиях ослабления самих США и усиления других центров силы в условиях нового миропорядка, который основывается на полицентричной модели мироустройства. Поэтому вовлечение нашей страны в гражданскую войну на Украине и нацелено на то, чтобы подорвать Россию изнутри.
ИА REGNUM: Согласны ли Вы с утверждением о том, что Россия может развиваться только как империя?
Да, согласен. И сам являюсь сторонником подобного сценария. Исторический опыт свидетельствует о том, что империя является наиболее органичной моделью развития для нашего государства. Как говорится, имперскость у России в крови. По-другому развиваться успешно она просто не может. Как мы видели в истории, что бы с Россией ни происходило, но в тех или иных формах она все равно возвращалась к этому статусу. Это и пугает наших друзей на Западе, поскольку, вернув себе такой статус, Россия, как и ранее, превратится в фактор, уравновешивающий все прочие силы на международной арене. При этом имперский статус, как представляется, вовсе не нужно отображать в самоназвании нашей страны и в политическом оформлении подобной формы государственного устройства. В конце концов, СССР тоже был империей — великой «красной империей».
ИА REGNUM: Вопрос из будущего. Как Россия и Украина будут вспоминать нынешние события через десять лет?
В вопросе о наших отношениях с Украиной — я пессимист. Слишком далеко всё зашло, чтобы говорить о 10-летнем периоде. Увы, нет и гарантий того, что Украина вообще переживет эти 10 лет. Мы уже являемся свидетелями начавшейся геополитической декомпозиции Украины. Варианты могут быть любыми. Гадать не будем. Уже ясно, что прежней Украина не будет никогда ни с точки зрения отношений между её регионами (если страна хочет сохраниться, особый статус регионам давать нужно будет всё равно), ни с точки зрения отношений с Россией. И в этих условиях нам нужно понять, что яценюки и прочие кличко приходят и уходят, а украинский народ остаётся. Нам нельзя дать себя озлобить в его отношении. Вполне достаточно разрушающей озлобленности с одной стороны. Украина находится на грани пропасти, мы стоим рядом. Если мы поймём, что нас обоих хотят туда столкнуть, мы спасёмся. Вместе. Если нет, погибнем. Вместе.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тувы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Шесть балконов жилого дома обрушились в селе в Орловской области
- МЧС сформировало федеральный оперштаб по ликвидации ЧП с разливом мазута
- СМИ: в Калифорнии из-за усиления пожаров эвакуировали музей Гетти