Позиция России по вопросу европейской программы "Восточное партнерство" хорошо известна друзьям России в странах, которые участвуют в данной программе, ее европейским партнерам. Об этом заявил 18 мая в ходе видеомоста Москва - Брюссель - Хабаровск официальный представитель России при ЕС Владимир Чижов, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Восточное партнерство" - это еще одна региональная инициатива ЕС после Черноморской синергии, стратегии ЕС для Центральной Азии и Средиземноморского союза. Естественно, Евросоюз, как межгосударственное образование, имеет право разрабатывать и реализовывать любые подобные инициативы", - отметил Чижов.

"Восточное партнерство" - это компонент баланса между южным и восточным крыльями европейской политики соседства. Эта политика объединяла очень широкий спектр регионов и стран от Марокко до Белоруссии. В прошлом году появился Средиземноморский союз, и в качестве баланса к нему была выработана данная инициатива, авторами которой являются министры иностранных дел Польши и Швеции", - напомнил представитель России при ЕС.

"Старт "Восточного партнерства" был достаточно вялым, но после августовских событий программе придали второе дыхание, в результате чего был проведен пражский саммит, хотя саммитом данное мероприятие можно назвать лишь условно, ибо далеко не все лидеры фокусных стран, равно как и стран ЕС, приняли в нем участие", - отметил Чижов. "Российская позиция хорошо известна как нашим друзьям в этих странах, так и западным партнерам. Мы будем следить за развитием данной инициативы. При этом, что она по эффективности затмит предыдущие региональные проекты, уверенности нет и у самих авторов, а уровень финансирования - 600 млн евро для шести стран на 5 лет - является чисто символическим", - утверждает Чижов.

"Для России важно, чтобы подобные инициативы не приводили бы к созданию разделительных линий как в отношениях России со странами-участницами "Восточного партнерства", так и в ее отношениях с ЕС. Нам хотелось бы, чтобы дилемма в духе "или в светлое будущее с Евросоюзом, или в темное прошлое с Россией", которая озвучивается, в том числе и многими в Брюсселе, была исключена. Нам бы также не хотелось повторения таких вещей как ультиматум Белоруссии, которой было заявлено, что признание Абхазии и Южной Осетии оставит ее вне европейского контекста. Мы открыто и честно говорим об этом", - отметил Чижов.

Он напомнил, что в последнее время представители европейских стран часто озвучивают заявления о том, что данная программа не направлена против интересов России. "Не считая себя объектом европейской политики соседства и не участвуя в программе "Восточное партнерство", мы, тем не менее, не исключаем возможности подключения российских бизнес-структур к конкретным проектам под эгидой "Восточного партнерства". Однако такие инициативы пока не сформулированы", - подвел итог Чижов.