Как решить территориальные споры между Киргизией и Таджикистаном?
Бишкек, 17 марта, 2019, 09:42 — ИА Регнум. 13 марта 2019 года на границе Киргизии и Таджикистана вспыхнул конфликт между жителями киргизского села Ак-Сай и таджикского села Мехнатабад. В результате столкновений как минимум один человек погиб, более десяти получили ранения. Поводом для противостояния стало возобновленное киргизской стороной строительство объездной автотрассы по маршруту Ак-Сай — Тамдык в Баткенской области Киргизии. Столкновения в приграничных районах Ферганской долины происходят регулярно.
О причинах и перспективах конфликта ИА REGNUM рассказал киргизский политолог Денис Бердаков.
Все границы в том регионе представляют сплошной котел. Кто и как там жил лет 200 назад — загадка. Скорее всего там была совсем другая этническая картина. Но после распада СССР мы имеем там те границы, которые имеем — клубок анклавов: внутри Киргизии находятся принадлежащие Узбекистану анклавы Сох, Шахимардан, Чон-Гара и Джангайл и принадлежащие Таджикистану Ворух и Западная Калача; внутри Узбекистана — Барак (Киргизия) и Сарвак (Таджикистан).
Границы, к сожалению, правительственные комиссии уже много лет не могут даже демаркировать и делимитировать. Последнюю мощную попытку предпринял президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков осенью 2018 года в ходе личной беседы с главой Таджикистана Эмомали Рахмоном. Главы двух государств «подчеркнули необходимость скорейшей активизации работы межправительственной комиссии по делимитации и демаркации киргизско-таджикской границы, в том числе сотрудничества по приграничным вопросам». Но воз и ныне там.
Потому что ни одна сторона не принимает условия второй стороны. Эти анклавы, а там находятся жизненно важные реки (а это вода — ключевой ресурс в том регионе), дороги, высоты — это вся живая ткань. Где зачастую чуть ли не в шахматном порядке расположены участки гос. границы. И как их разделить? С Узбекистаном 70% того, что подписали — это территория, идущая по горам, там нет политического спора. Тут мы уступили полкилометра узбекам горной гряды — там они нам километр каменистого хребта. Это нормальный процесс.
Во всем мире, если у двух стран есть территориальные споры их можно решить только путем компромиссов. А вот там где «по-живому», через село, да еще по жизненно важному ручью или дороге — тут наступает ступор. Какой политик хочет прослыть национальным предателем, торгующим родной землей? По обе стороны границы таких нет. А в случае решения проблемы на уступки придётся идти обеим сторонам и это будут очень непростые решения. Понимая, что пока прийти к соглашению по границе сложно руководство Киргизии попыталось решить больной вопрос связанный именно с таджикским анклавом Ворух. Попасть из областного центра (город Баткен) в другую половину области можно было только по старой советской дороге, которая большей частью проходила по стороне Таджикистана. Таджикистан в случае возникновения любых спорных моментов ее перекрывал и половина области Киргизии оказывалось в экономической блокаде.
Чтобы обеспечить экономическую связанность двух частей области начали строить трассу строго по киргизской территории, на которую Таджикистан никогда не претендовал. Дорогу «Ак-Сай-Тамдык», протяженностью 25 км, начали прокладывать в 2013 году. Но из-за сопротивления Таджикистана в 2014 году работы трижды приостанавливались. Изначально Душанбе был согласен на строительство объездной трассы, но позже потребовал от Киргизии обеспечить коридор от таджикского анклава до основной части Таджикистана. Бишкек с таким требованием не согласился.
Сами действия оцениваю на твердую четверку. Война никому не нужна. Но Таджикистану выгодна ситуация, когда эта альтернативная дорога не строится. Все прекрасно понимают, что демография на их стороне. За 30 лет населения анклава Ворух выросло с нескольких тысяч человек до 35 000 к 2019 году. Это еще при том, что много молодежи уезжает «на материк»
На сегодняшний день таджикской стороной в Межгосударственную комиссию так и не были представлены документы, подтверждающие смерть гражданина от огнестрельных ранений, а также материалы, подтверждающие огнестрельные ранения у других граждан Таджикистана;
- киргизской стороной были предоставлены все сведения, подтверждающие огнестрельные ранения у граждан Киргизии. В частности, усилиями киргизских врачей был спасен житель Баткенской области, получивший огнестрельное ранение в область грудной клетки. Была извлечена пуля калибра 5,45 мм, выпущенная из автомата Калашникова образца 1974, и стоящего на вооружении пограничных войск Таджикистана);
- киргизская сторона также оказывает всяческое содействие сформированной Межгосударственной комиссии во всестороннем, полном и объективном расследовании событий, произошедших на границе. В частности, были предоставлены медицинские заключения относительно граждан Киргизии, получивших огнестрельное ранения и другие телесные повреждения (удары камней и т.д.);
Киргизия требует от Таджикистана выполнения ранее достигнутого соглашения о строительстве дороги Ак-Сай-Тамдык. Еще в 2008 году на встрече президентов двух стран и в 2009 году на встрече секретарей Совета безопасности было принято решение о строительстве трассы и ее совместном использовании.
Официально Таджикистан не может противиться строительству дороги по территории Киргизии. Но как только строительная техника начинает прокладывать дорогу — начинается конфликт. Жители анклава Ворух закидывают камнями киргизскую строительную технику. В 2013 году чуть до серьезного конфликта не дошло, когда таджикские пограничники начали минометный (!) обстрел территории Киргизии. Строительство дороги возобновляют регулярно, но каждый раз идет конфликт, который грозит перерасти в межнациональный и это помимо регулярных конфликтов, которые происходят там между киргизскими и таджикским селами по вопросу водопользования.
Не думаю, что речь идет о серьезной войне, но конфликт тлеет. Киргизия имеет право построить на своей территории дорогу чтобы связать две части области и даже готов был пойти на ее совместное использование. Но есть ряд факторов, которые тормозят этот процесс:
- Это экономически невыгодно Таджикистану и жителям анклава «Ворух». На протяжении нескольких десятков лет основным видом деятельности населения является оптово-розничная торговля вдоль трассы. Постройка альтернативной трассы приведет к потере покупателей, изменению условий конкуренции с другими киргизскими приграничными селами (построенная дорога сократит расстояние, которое необходимо преодолевать киргизским предпринимателям).
- В 2020 в Таджикистане намечены президентские и парламентские выборы. С 99% вероятностью новым президентом Таджикистана станет сын нынешнего главы государства. Такие переходные моменты очень опасны для наших пост советских стран. Нагнетание внешней угрозы, создание «образа врага» могут пригодится для отвлечения внимания населения от социально-экономических проблем.
Подчеркну ‑ и для Киргизии и для Таджикистана риск усиливает то, что существующая напряженность дает возможность международным террористическим группировкам попытаться спровоцировать межэтнический конфликт в Ферганской долине — регионе с одной из самых высоких в мире плотностью населения вне городских агломераций — 600−700 человек на квадратный километр.
Читайте также:
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Астрономы зафиксировали в космосе мощные ударные звуковые волны
- Путину доложили о высокоточности ракетного комплекса «Орешник»