«С началом войны мы сразу повзрослели не на один год…»: ростовский ветеран
Ростовская область, 6 апреля, 2015, 13:40 — ИА Регнум. Память о Великой Отечественной войне живет на кадрах фронтовой кинохроники, музейных стендах, в фотографиях, письмах и литературных произведениях. Но главные хранители истории — живые свидетели тех далеких лет. Один из них — разведчик Владимир Филиппович Лаврентьев. О своем боевом пути он рассказал корреспонденту ИА REGNUM.
«Война сразу сделала нас старше…»
Фронтовик родился в 1925 году в Таганроге Ростовской области в семье рабочего. Папа трудился на металлургическом заводе, позже — на кожевенном, а мама — на фабрике. По окончании восьми классов, в 41-м году, юный Володя поступил в авиационный техникум, но учиться там будущему бойцу пришлось только пару недель. «И нас — первый и второй курс — взяли на рытье противотанкового рва под селом Самбек Неклиновского района. Не знаю, помог ли он, но нас там немцы чуть не уничтожили, мы спасались, как могли. Потому что он с Мариуполя очень быстро наступал. Вернулся в Таганрог, но город уже готовился к эвакуации», — вспоминает ветеран.
«22 июня 41 года для меня лично, да и для всех советских людей — трагический день. Первая бомба в Таганроге упала на 21-ю школу. Многие сразу же побежали смотреть, не могли осознать, что это произошло. Мы сразу повзрослели не на один год, народ был сплочен, у всех была единая цель. Мы рыли рвы во дворах, чтобы прятаться от бомбежек, тренировались от газовой атаки, которой, к радости, не было. Я, мальчишка 16 лет, для меня было честью, когда взрослые люди взяли меня в бригаду сбрасывать с крыш бомбы-зажигалки на врага», — рассказывает Владимир Филиппович.
Затем семью Лаврентьевых эвакуировали в город Коканд в Узбекистане. «Здесь мы узнали, что такое настоящая дружба народов, — говорит Владимир Филиппович. — Впервые я видел узбеков, и вот когда мы вышли с родителями из вагона, к нам подошли женщина с девочкой лет 12 и на своем языке говорит: „Пойдете к нам жить?“ А ребенок нам перевел: „Мама вас приглашает к нам жить“. А какой у нас выбор? Мы и пошли. У них был обычный узбекский саманный домик, мы в этой семье и остались. Напротив работал мясокомбинат, на котором я позже и трудился. Проработал я на предприятии до 5 апреля 43-го, следуя лозунгу: „Все для фронта, все для Победы!“».
«…ради Родины, ради России, ради жизни людей…»
За несколько дней до совершеннолетия Владимир Лаврентьев был призван в армию. В военкомате даже усомнились, что Лаврентьеву только исполнилось 18 лет. После трехмесячной подготовки бойца в Харьковском военном училище на Мангане сержант Лаврентьев отправился на фронт. Владимир Филиппович принимал участие в боях в составе 92-го разведывательного батальона. «Событий много было. Обо всех и не рассказать. Однажды послали меня с группой на задание. Поручение выполнили, я послал донесение. И когда наши танки тронулись, мы увидели замаскированных фашистов. Стрелять было нельзя, так как в метрах 50 от нас было логово врага. Что делать? Я ползком подлез к фашисту и ножом его убил. Без шума, без крика». За это Лаврентьев был награжден орденом Великой Отечественной войны I степени.
«В Вене, когда надо было наступать, поступила задача проверить, не заминирован ли мост для дальнейшего продвижения советских войск. Задание выполнили, а когда пришло время уходить, попали в окружение и несколько часов выбирались из гитлеровского кольца. Пришлось принять бой, а я был старший группы. Много уничтожили немцев без единой потери нашего солдата», — вспоминает ветеран.
«До тяжелого ранения, которое я получил в мае 44-го (а всего их было три), я защищал Родину в составе 92-го разведывательного батальона. Службы серьезная — и разведка боем, чтобы принять немцев на себя, и проход в тыл к врагам. А уже после госпиталя я попал в 5-й танковый корпус 22-й гвардейской танковой бригады, и продолжился мой боевой путь в Ясско-Кишинёвской операции», — отмечает Владимир Филиппович. Вместе с боевыми товарищами фронтовик прошел и всю Европу: Австрию, Венгрию, Чехословакию.
Долгожданная Победа
День Победы разведчик Лаврентьев встретил в бою — под Прагой еще три дня его рота билась с формированием Власова. «Было тяжело, когда мы знаем, что уже все салютуют и празднуют. А после были торжества, что трудно передать словами, какие! — со слезами на глазах вспоминает ветеран. — Мы делали это ради Родины, ради России, ради жизни людей, которые остались на оккупированной территории. Мы никогда виду не показывали, страшно или не страшно. Никогда не думали, убьют или нет. В голове этого не было. Сердце подсказывало быть осторожным. Россия непобедима, чтобы сегодня ни говорили фальсификаторы. Это страшное дело — фашизм, мы сегодня его видим своими глазами на Украине. Мы воевали против фашизма, уничтожали его, чтобы он никогда не возродился. Я уверен, что будущее России в надежных руках. Молодым я всегда говорю, чтобы они были более активными, чтобы они умели отличить ложь от правды, не верить случайным высказываниям, изучать первоисточники, несколько раз проверить и только тогда быть убежденными в своей правоте», — говорит фронтовик.
Но и 12 мая 45-го война для Владимира Филипповича не закончилась. После победы советских войск над армией Гитлера СССР объявила войну Японии…
Демобилизовался Лаврентьев в 1946 году. Ветеран Второй мировой войны был награжден тремя орденами «Отечественной войны», медалью «За отвагу». Сегодня Владимир Филиппович является членом городского совета ветеранов в Ростове-на-Дону, с удовольствием принимает участие во встречах со школьниками, студентами.
2015 год для Владимира Филипповича Лаврентьева юбилейный вдвойне — ветеран готовится отметить свой 90-й день рождения.
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Ученик рязанской школы выстрелил в одноклассника из игрушечного пистолета
- Причиной стрельбы в рязанской школе стал буллинг нового одноклассника
- В «Ленкоме» объяснили, почему убрали из фойе портрет Дмитрия Певцова
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО