Геополитика: "Запад и Россия занимаются перетягиванием каната, в роли которого выступает Приднестровье". Миротворческая операция: "Будут ли молдавские фантомы-миротворцы сняты с довольствия, как не существующие в природе?".

Геополитика: "Запад и Россия занимаются перетягиванием каната, в роли которого выступает Приднестровье".

Нынешний министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Наталья Герман является дочерью первого молдавского президента Мирчи Снегура, которого в Приднестровье называют не иначе как Мирча Кровавый, пишут "Профсоюзные вести". Так не хочется вспоминать пословицу "яблочко от яблони недалеко падает", да приходится, учитывая ту напористость, с которой глава молдавского внешнеполитического ведомства в конце июля представляла в первопрестольной в ходе переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым официальную позицию своей страны.

Несмотря на кротость изложения мыслей в ходе общения с журналистами, Наталья Герман рубила с плеча, продолжают "Профсоюзные вести". Переводя ее слова с дипломатического на обиходный, можно выделить несколько важнейших моментов. Первый - европейские устремления нынешних властей Молдавии не подвергаются ревизии. Хотя сразу стоит оговориться: мнение прорумынского руководства страны - еще не мнение всего молдавского народа. А вот у него с определением своей позиции не все так однозначно. Политологи спорят лишь о процентном соотношении "проевропейцев" и "проевразийцев", но уже никто не оспаривает тот факт, что молдавское общество и его политическая элита расколоты на две примерно равные части.

И если Молдавия на перепутье, то Приднестровье смотрит в восточном направлении, что еще больше путает карты молдавским правителям, пишет "Профсоюзные вести". С одной стороны, они, безусловно, не хотят отпускать свой "восточный регион" в самостоятельное плавание, с другой - понимают, что без разрешения приднестровского конфликта путь в Европу им заказан. А на этом пути они предпринимают активные действия, форсируя, в частности, подписание соглашения с ЕС о зоне свободной торговли. Оно намечено на осень текущего года. В нее молдавские правители пытаются ассимилировать и, как они выражаются, приднестровский регион. Не сразу так потом, после 2015 года.

Россия в этой ситуации по-прежнему видит Приднестровье в качестве своего рода якоря для того, чтобы удержать в сфере своих геополитических интересов не только нашу республику, но и Молдавию в целом, продолжают "Профсоюзные вести". Понятно, что рычагов у Москвы для этого предостаточно, но с каждым годом процесс "бегства Молдавии в Европу" становится все более необратимым. Да и интенсивность этого бега в последние годы значительно увеличилась.

Европейцы же по отношению к нам действуют испытанным методом - пряником и кнутом, пишут "Профсоюзные вести". Они говорят о преференциях приднестровским экономическим агентам в торговле со странами Евросоюза в случае если ПМР присоединится к соглашению о зоне свободной торговли ЕС-РМ. Если нет, то по истечении переходного периода, а он истекает 31 декабря 2015 г., отношение к нашим предприятиям будет как к хозяйствующим субъектам третьей стороны. Найти новые рынки сбыта на востоке в столь короткий период будет достаточно сложно. Но есть еще надежда договориться с Евросоюзом или о дополнительном переходном периоде, или о некоем исключении из общих правил в отношении наших экономических агентов, тем более что сам Евросоюз это допускает в отношении других стран.

Далее, утверждая, что выбор вектора внешнеполитического развития Молдавии - это ее суверенное право, Наталья Герман попыталась "поучить" Москву уму-разуму, в очередной раз призвав Кремль вывести российские войска из Приднестровья и дать согласие на трансформацию миротворческой операции, продолжают "Профсоюзные вести". Примечательно, что в этом молдаванам вторят румыны. Налицо явственная попытка официального Кишинева перед уходом на Запад лишить Приднестровье защитного щита. Это раз, а два - это отрыв Приднестровья от евразийского пространства. Уходя в Европу, Кишинев во что бы то ни стало хочет "умыкнуть" с собой и нашу республику, не спрашивая мнения по этому поводу самих приднестровцев. А они его консолидировано высказали еще 17 сентября 2006 г. в ходе всенародного референдума, когда 97% участников сказало "да" независимости и дальнейшему присоединению к России.

Не исключено, что последняя в условиях столь стремительного бегства Кишинева в Европу может пересмотреть некоторые факторы своих взаимоотношений с РМ - поставки энергоносителей, миграционная политика, установление особых отношений с Приднестровьем, вплоть до его признания, как это пять лет назад было сделано Москвой в отношении Южной Осетии и Абхазии, пишут "Профсоюзные вести". И хотя российское государство официально по-прежнему заявляет о приверженности принципу "территориальной целостности Республики Молдова", на деле все больше опекает Приднестровье. Подобных фактов настолько много, что это дало повод некоторым политологам утверждать, будто развернувшая свою деятельность в Приднестровье автономная некоммерческая организация (АНО) "Евразийская интеграция", посредством которой финансируется строительство в республике 12 социальных объектов, является предтечей внешнего управления республикой со стороны России.

Уверенность приднестровского руководства в верности избранной стратегии и тактики ведения переговоров с Кишиневом была давеча подкреплена посылом из Москвы, где в ходе встречи с Натальей Герман глава МИД РФ Сергей Лавров особо подчеркнул, что "стороны на настоящем этапе должны сосредоточить все свои усилия на решении существующих в их взаимоотношениях проблем социально-экономического плана", продолжают "Профсоюзные вести". Правда, никак с мертвой точки не сдвинется вопрос со свободным передвижением граждан, а ведь это основополагающее право человека, которое зафиксировано в одном из главных документов ООН - Декларации прав человека. Процесс согласования положений проекта протокольного решения "О некоторых первоочередных мерах по обеспечению свободы передвижения населения Приднестровья и Республики Молдова" застопорился.

Штилевая атмосфера взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем подтверждается и тем фактом, что до сих пор не проведена встреча лидеров двух стран Евгения Шевчука и Юрия Лянкэ, пишут "Профсоюзные вести". Готовность организовать диалог руководителей сторон выражала Украина, однако пока в этом вопросе нет продвижения. Тем временем Германия "столбит" проведение очередной, уже третьей по счету конференции по мерам укрепления доверия между ПМР и РМ, которая по традиции проходит осенью.

Такое впечатление, что Запад и Россия занимаются перетягиванием каната, в роли которого выступает Приднестровье, продолжают "Профсоюзные вести". Запрыгивая в последний вагон, уже и США намеревается реализовывать в Приднестровье социальные проекты. О чем в ходе прошедшей на этой неделе встречи с главой приднестровского государства Евгением Шевчуком сообщил американский посол в РМ Уильям Мозер. При этом наш президент выдвинул два главных условия - социальные проекты реализуются отдельно от Молдавии, и они не политизируются. Аналогичный подход применяется и к реализуемым на территории республики социальным проектам по линии программы развития ООН (ПРООН).

Бальзамом на израненную душу пролилось сообщение о том, что на прошлой неделе возобновила деятельность Объединенная контрольная комиссия (ОКК), пишут "Профсоюзные вести". Правда, сразу же в канун отмечаемого в Приднестровье второй год подряд Дня миротворца, ее члены убыли в отпуск, но договорились "быть на связи" в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Но лучше было бы, если бы они не возникали, ведь те, кто стоит на страже мира и безопасности населения двух берегов Днестра, тоже хоть иногда нуждаются в отдыхе.

Ну и - куда же без Румынии, продолжают "Профсоюзные вести". То, что Румыния является самым известным адвокатом Молдавии на международной арене - факт никем не оспариваемый. Правда, никаких формальных поводов к этому нет. Ну, кто такая Румыния? Всего лишь один из 27 членов Европейского Союза, который в формате политических консультаций по приднестровскому урегулированию "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели, - прим. ИА REGNUM) имеет статус всего лишь наблюдателя. Более того, из исторической памяти, генетического кода молдаван вряд ли когда-либо вытравится тот факт, что западная соседка Молдавии в начале и середине 20-го века была ее оккупантом. Нельзя сказать, что нынешние правители Румынии оставили надежду каким-то образом "прирасти" молдавскими и даже частью украинских земель, которыми они владели непродолжительное время, пишут "Профсоюзные вести". Что это, если не аннексионистские устремления? Кишинев и Бухарест не подписывают договор о госгранице, Румыния не признает границу с Молдавией, всех молдаван считает румынами. Соответствующее этому и поведение. Недавно в очередной раз поразил экстравагантный лидер Румынии Траян Бэсеску, посетивший с визитом Кишинев. В упор не замечая приднестровцев, их волеизъявления он посоветовал молдавским властям решать приднестровский вопрос непосредственно с Россией. Такое безапелляционное заявление вызвало неприятие в российском МИДе. Позиция России последовательна и хорошо известна: "Мы продолжаем добросовестно, беспристрастно и транспарентно выполнять миссию посредника в переговорном процессе Кишинева и Тирасполя и гаранта будущих договоренностей в решении конфликта, на которые сторонам предстоит выйти".

В конце июня парламент Молдавии принял в первом чтении законопроект о ратификации соглашения между правительствами Республики Молдова и Румынии о военном сотрудничестве, пишет "Евразийское Приднестровье". Последствия окончательного одобрения соглашения могут оказаться самыми плачевными. Следует сразу подчеркнуть, что в принципе любые соглашения военного характера, в которых пожелает принять участие Республика Молдова, грозят обострением ситуации в региональном измерении. В первую очередь это связано с существованием Зоны безопасности, которая появилась как единственно возможный вариант предотвращения "разморозки" молдавско-приднестровского конфликта. Уже только это означает, что вопросы военного характера в зоне конфликта воспринимаются особо остро. Кроме того, нейтралитет Республики Молдова, в первую очередь к военным объединениям, был не единожды обозначен в качестве важного условия взвешенного диалога Приднестровья и Молдавии. Об этом действующая власть РМ никак не может не знать.

Достаточно было принять во внимание уже только изложенное выше, чтобы предугадать реакцию общественности по отношению к военному соглашению стран, продолжает "Евразийское Приднестровье". А кроме прочего существуют факты, свидетельствующие об участии румынских подразделений и техники в войне 1991-1992 гг. Более того, в начале 90-х практически свершилось объединение Молдавии и Румынии, и идеологии "панрумынизма" в Бухаресте придерживаются и по сей день. Таким образом, вполне естественно, что соглашение Молдавии и Румынии не на шутку насторожило политиков и экспертов.

Первое, что приходит на ум в этой ситуации - мысль об экспансионистских устремлениях Румынии в отношении Приднестровья, однажды уже проявившихся на заре становления ПМР, о чем и заговорили в экспертном сообществе, и чего опасаются в Приднестровье, пишет "Евразийское Приднестровье". Однако предположение о прямом военном вмешательстве Бухареста в молдавско-приднестровский конфликт опровергается несколькими обстоятельствами.

Первое. Участие Румынии в гипотетическом вооруженном конфликте чревато крупным военным столкновением в Восточной Европе, продолжает "Евразийское Приднестровье". Очевидно, что Россия примет все возможные меры по защите своих граждан, проживающих в Приднестровье, а также миротворческого контингента, дислоцированного в республике. Если агрессию со стороны Молдавии еще можно объяснить застарелыми противоречиями Кишинева и Тирасполя, то эскалация конфликта со стороны Румынии будет расценена как военная экспансия и вызов интересам России, ключевой из которых - защита собственных граждан. Очевидно, что политическая традиция Румынии, всегда склонной к взвешенным, если не сказать "хитрым" действиям, не позволила правящей элите страны закрыть глаза на печальный опыт Грузии и ныне опального президента Саакашвили. Который, кстати, мог тешить себя хоть какой-то надеждой: что территориальная целостность оправдает насилие в отношении Южной Осетии и Абхазии. У Румынии даже таких призрачных оснований не имеется.

Второе. Членство Румынии в НАТО подразумевает, что Североатлантический альянс должен будет обозначить свою позицию относительно возможного конфликта, а может и принять в нем участие, иными словами - "сохранить лицо", пишет "Евразийское Приднестровье". В таком случае появляется угроза гораздо более масштабного военного столкновения. Вряд ли на фоне гражданской войны в Сирии, кризисов еврозоны и очередного шпионского скандала "за авторством" Эдварда Сноудена крупные геополитические игроки допустят военное противостояние на территории Старого света.

Третье. Коль скоро речь зашла о Европе, следует отметить, что Евросоюз, членом которого является Румыния, в еще большей степени не заинтересован в вооруженном противостоянии у своих границ, и тем более постарается избежать любого намека на причастность к нему, продолжает "Евразийское Приднестровье". В противном случае ЕС должен будет каким-то образом справиться с полным набором негативных последствий. Это - неминуемое "охлаждение" отношений с Россией, которые и доселе отличались некой сдержанностью. Это также дальнейший рост нестабильности самого европейского объединения: конфликт в условной зоне "Румыния-Молдавия-Приднестровье" расширит территорию кризиса у границ Европы еще дальше на Север. Причем, если кризисные явления на Кипре, в Греции, Болгарии носят социально-экономический характер, волнения в Турции (если верить СМИ) - обусловлены внутриполитическим недовольством, то в случае с Румынией противостояние будет военным, что может обернуться для единой Европы совсем иными последствиями. Весьма существенные последствия ожидают Евросоюз и в имиджевом плане, пишет "Евразийское Приднестровье". В течение долгого времени ЕС пытается позиционировать себя миротворцем в конфликтах в непризнанных государствах. Здесь уместно вспомнить о плане Медведева-Саркози по мирному соглашению Грузии, Абхазии и Южной Осетии, а также об активной посреднической роли ОБСЕ в молдавско-приднестровском урегулировании. Военное противостояние с участием члена Евросоюза, к слову, сведет на "нет" всю работу ОБСЕ в этом направлении и дискредитирует саму организацию. Более того, причастность Евросоюза к военному конфликту дискредитирует идею евроинтеграции в Украине, где и так не существует общественного согласия по этому вопросу. Есть все основания предполагать, что ситуация осложнится давними румыно-украинскими территориальными разногласиями, в т.ч. из-за прямой угрозой жизни приднестровским украинцам в случае конфликта.

Наконец, четвертое. Румынии Приднестровье попросту ненужно, продолжает "Евразийское Приднестровье". В ситуации образца начала 90-х румынское руководство имело веские основания надеяться на быстрое присоединение Молдавии и Приднестровья. Устремления Румынии подкреплялись тем фактом, что центробежные тенденции в бывших республиках Советского Союза практически не встречали сопротивления центрального руководства, таким образом, скоротечная аннексия всей территории Молдавской ССР могла быть проведена беспрепятственно ввиду глубокого политического кризиса в высших эшелонах власти России. Сегодня в Приднестровье живут российские граждане, размещены российские миротворцы, успешно функционирует российский бизнес. Каким образом "великая Румыния", о славных подвигах которой в Приднестровье хорошо помнят, сможет "проглотить" Приднестровье - непонятно. Еще более непонятно - зачем, так как профит от войны с республикой будет даже не нулевым, а отрицательным.

По нашему мнению, как и в 1992 г. Румыния не рискнет открыто использовать военную силу против Приднестровья, даже при условии соглашения в этом вопросе с Республикой Молдова, пишет "Евразийское Приднестровье". Возможный силовой сценарий может развиваться в традиционном для румынского государства духе. Он будет разработан и спровоцирован экспертами из-за Прута, а воплощен в жизнь он - руками молдавских исполнителей. Проще говоря, Румыния намерена загребать жар чужими руками.

Военное соглашение Молдавии и Румынии подразумевает разноплановое сотрудничество сторон, а именно консультации, обмен персоналом и военными представителями, проведение совместных учений (к реализации этого пункта стороны уже приступили), обмен кадрами, создание совместной военной инфраструктуры и оперативного командования, обмен военной документацией, продолжает "Евразийское Приднестровье". Таким образом, несложно понять, что именно военные наработки Румынии, имеющей доступ к опыту НАТО, будут транслироваться молдавским военным структурам, и никак иначе. В этой связи можно предположить, что сфера совместной деятельности в итоге будет расширена за пределы чисто военного сотрудничества. Например, в ходе совместного исследования потенциальных военных угроз румынские эксперты могут особо отметить необходимость усиленного мониторинга молдавско-приднестровской границы для пресечения международного террористического трафика на территорию Молдавии. По крайней мере, в НАТО такие формулировки любят. Румынские эксперты в сфере обороны могут исключительно в качестве наблюдателей установить свое присутствие в районе новеньких миграционных постов, недавно установленных Молдавией на границе с ПМР. Более того, можно предположить, что в поле внимания румынских экспертов обязательно попадут такие населенные пункты, как Варница, Кочиеры, Кошница и т.д. (приграничные с ПМР населенные пункты, находящиеся под контролем Молдавии, - прим. ИА REGNUM), пишет "Евразийское Приднестровье". Молдавским госструктурам рекомендуют усилить охрану "административной границы" именно на этих участках, дабы готовность Молдавии к отражению возможных внешних угроз была непоколебимой. При этом непосредственно румынских военных в районе границы не будет и близко. Их присутствие бессмысленно, когда упор сделан на тактическую и стратегическую помощь, а также есть риск оказаться виновным в дестабилизации обстановки. Смысл румынского присутствия на территории Молдавии - которое, в силу военного соглашения, будет полностью легитимным - в том, чтобы сформировать правильную ситуацию, в которой для возникновения конфликта будет необходима лишь одна искра. В частности, с учетом принятых в Молдавии миграционных правил и штрафов для приднестровцев без молдавского гражданства, Молдавии могут посоветовать ужесточить меры по отношению к "нарушителям", т.к. это - залог выполнения правил, а значит - и всей миграционной безопасности. И далее в том же духе.

Кроме всего вышеперечисленного, существует и еще один фактор, свидетельствующий в пользу предполагаемого варианта событий, продолжает "Евразийское Приднестровье". Провокация, способная послужить эскалации конфликта, возможно только на территории спорных участков Зоны безопасности, таких например, как Варница, т.к. на остальной территории Молдавия и Приднестровье четко разделены Днестром. При этом очевидно, что ни одна из сторон первой не предпримет военную силу в принципе, а тем более в районах, где провокация может быть приписана любой из них. Люди не хотят войны, жители и Молдавии, и Приднестровья имеют близких и родственников в соседнем государстве, а особенно те, кто живут на спорных территориях. Таким образом, спровоцировать конфликт может только внешняя сила, которой абсолютно не интересны судьбы людей.

Другое дело, что в конечном итоге стороной конфликта будет Молдавия, она же и понесет ответственность за происходящее, пишет "Евразийское Приднестровье". Румыния же будет официально непричастна к происходящему: представители страны будут находиться на территории РМ легально согласно подписанного соглашения, а если окажутся в числе подозреваемых - от них просто отрекутся, и даже накажут за превышение полномочий. Для Молдавии тем временем конфликт обернется однозначным разрывом отношений с Россией и странами Таможенного союза, соответственно - потерей ключевых экономических партнеров. Не говоря уже о возможном ужесточении миграционной политики в отношении молдавских гастарбайтеров в России. Таким образом, Молдавию ждет неминуемый социально-экономический и политический кризис. И поддержку в его преодолении должна будет оказать именно Румыния, которая сама испытывает кризис. Таким образом, в финансовом плане аннексия Бессарабии Румынией и новый конфликт в Приднестровье целиком ляжет на ЕС. Исторический опыт Румынии говорит о том, что такое поведение - норма.

Единственное, что сложно предугадать в данном сценарии - роль Украины, продолжает "Евразийское Приднестровье". Вероятно, существует расчет, что Украина воздержится от принятия той или иной позиции в конфликте. Однако для нее в обозримом будущем это будет грозить новыми территориальными проблемами. Так, например, расширение "великой Румынии" до фактических границ современной Молдавии навскидку порождает сразу две точки возможных разногласий (претензий Румынии) - район Джурджулешт, где сходятся три государственных границы, и участок трассы М15 в районе Паланки. Вполне вероятно, что Румыния попытается вспомнить далекую историю и начнет давление на юго-западный участок Одесской области, который как раз и оказывается зажат между Паланкой и Джурджулештами. Сквозь призрачное историческое прошлое здесь явно проглядывают меркантильные интересы: полный контроль над акваторией Дуная в этом районе, курортное побережье, транспортная инфраструктура и т.д. В такой ситуации Украине следует хорошо подумать о будущем своих границ, на фоне того, что территориальные споры с Румынией уже имели место быть и Украина в них проигрывала.

Военное соглашение Молдавии и Румынии, безусловно, несет в себе угрозу по дестабилизации молдавско-приднестровского урегулирования, а с ней - и самые непредсказуемые последствия, пишет "Евразийское Приднестровье". Невозможно отрицать, тот факт, что Румыния не отказалась от идеи экспансии на Восток. Однако открыто воевать страна не рискнет: во-первых, военное искусство никогда не было ее визитной карточкой, во-вторых - открытое противостояние выходит за рамки румынской политической традиции. Посему напрашивается вывод, что участие Румынии будет гораздо более изощренным и скрытным, чем кажется на первый взгляд. В свете всего вышеизложенного можно с предельной ясностью осознать, насколько своевременно в Приднестровье был подписан закон "О государственной границе ПМР" и как необходимо сегодня обеспечить эффективный контроль на рубежах государства, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: С 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от жителей ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В апреле текущего года Молдавия заявила о намерении установить в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем стационарные погранично-таможенные посты, которые могут быть использованы против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ. При этом Молдавия заверяла, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщила, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев. А 12 июня правительство Молдавии выступило с дополнительной законодательной инициативой по изменению ряда статей Кодекса о правонарушениях, которые касаются введения штрафов за нарушение правил пребывания в Молдавии иностранными гражданами и лицами без гражданства, въехавшими на ее территорию через Приднестровье, что также на практике может обернуться санкциями в отношении приднестровцев, имеющих гражданство РФ, Украины и других стран. 12 июля парламент Молдавии перенес на осень рассмотрение во втором чтении закона, предполагающего установку таможенных постов на границе с Приднестровьем и введение миграционных санкций против жителей ПМР, не обладающих молдавским гражданством.

Миротворческая операция: "Будут ли молдавские фантомы-миротворцы сняты с довольствия, как не существующие в природе?"

28 июля в Приднестровье отметили День миротворца, пишет "Приднестровье". По традиции, в расположении российского миротворческого батальона, дислоцированного в Бендерах, прошли торжественные мероприятия, посвящённые 21-й годовщине ввода Совместных миротворческих войск в зону молдавско-приднестровского конфликта. Звучали поздравления по случаю этой памятной даты, в том числе и молдавских представителей в Объединённой контрольной комиссии и Объединённом военном командовании. Молдавские миротворцы браво, в едином строю вместе со своими приднестровскими, российскими братьями по оружию, а также украинскими военными наблюдателями торжественным маршем прошли по плацу. Министерство обороны Молдавии издало к этому дню спецвыпуск армейского журнала "Oastea Moldovei", целиком посвящённый миротворческой миссии на Днестре.

В преддверии празднования Дня миротворца даже "смилостивилась" молдавская делегация в Объединённой контрольной комиссии, разблокировав заседание, которое не могло начаться два месяца, продолжает "Приднестровье". Правда, ОКК тут же ушла в отпуск, перенеся все накопившиеся вопросы на сентябрь. Но факт остаётся фактом: представители Молдавии в комиссии, проявлявшие до этого крайнюю степень упрямства при согласовании повестки дня, неожиданно пошли на попятную. Действительно ли молдавская делегация согласилась на компромисс, или же решила не портить праздник и своим, в том числе, воинам-миротворцам, мы узнаем после того, как осенью работа ОКК возобновится.

Но праздничное настроение испортил своим подчинённым, служащим в составе Совместных миротворческих сил, министр обороны Молдавии Виталий Маринуца, давно известный своими откровениями средствам массовой информации, пишет "Приднестровье". Глава молдавского военного ведомства заявил, что не признает как миротворческую миссию существующую операцию по поддержанию мира на Днестре. Если следовать его логике, то миротворцами не являются и его подчинённые, дислоцирующиеся в зоне безопасности, а посему они должны покинуть её.

Более того, Маринуца начал давать советы, как поступать остальным участникам миротворческой операции, продолжает "Приднестровье". "Мы выступили за демилитаризацию этой зоны. Мы инициировали вывод тяжёлого вооружения из зоны безопасности. Существует ряд трёхсторонних договоренностей по выводу бронетехники из зоны безопасности", - отметил Маринуца, правда, не уточнив, что это за договорённости. "Российская Федерация также должна вывести БТРы, бронемашины с постов миротворческих сил", - сказал он.

Видимо, глава военного ведомства Молдавии не слишком-то и знаком с механизмом, по его мнению, "так называемой миротворческой операции", пишет "Приднестровье". Если бы был знаком, то этого не сказал. Приднестровской и молдавской бронетехники действительно после одесского соглашения о мерах доверия и развития контактов между Молдавией и Приднестровьем от 20 марта 1998 года в зоне безопасности нет. Тогда же были сокращены и контингенты Приднестровья и Молдавии. На Россию одесское соглашение никаких обязательств не накладывало. Россия добровольно сократила свой миротворческий контингент и число бронемашин в зоне безопасности. Позже, также по собственной инициативе, Российская Федерация вывела по экономическим соображениям и вертолётную эскадрилью.

Кстати, поводом к заявлению Маринуцы, о котором идёт речь, послужили сообщения в СМИ о намерении России вернуть в состав Совместных миротворческих сил винтокрылые машины, продолжает "Приднестровье". Здесь ни у одной из сторон не должно было возникнуть никаких возражений, так как в одесском соглашении о вертолётной эскадрилье ни слова, ни даже полслова не сказано. Договорённости о составе и численности контингентов решаются на высшем уровне. Текущие вопросы проведения миротворческой операции - на заседаниях ОКК. Но, как оказалось, министр обороны с этим не знаком.

Сами молдавские военнослужащие, несущие службу в составе СМС, от рядового-новобранца до командующего контингентом себя считают именно миротворцами, пишет "Приднестровье". На обложке уже упомянутого выше армейского журнала изображён солдат в каске с голубой полосой и буквами "МС" ("Миротворческие силы"), а рядом с фотографией подпись "Pacificatorii Moldovei - la datorie" ("Миротворцы Молдавии - на службе"). Вообще-то, как-то это всё не вяжется с заявлениями Маринуцы. Налицо факт явного пренебрежения части молдавских военнослужащих мнением вышестоящего начальника. Для армии любой страны, где принцип единоначалия должен быть превыше всего, - случай вопиющий.

Как поступит теперь Виталий Маринуца, предугадать трудно, продолжает "Приднестровье". Например, увольнения из рядов вооружённых сил шеф-редактора журнала "Oastea Moldovei" локотенент-колонела (подполковника) Иона Вулпе и всего коллектива издания, которые написали о молдавских фантомах-миротворцах, или же снятия последних с довольствия, как не существующих в природе. И то, и другое было бы логичным шагом после заявления руководителя Минобороны Республики Молдова, но логика в его высказываниях не прослеживалась и ранее. Поэтому ни редакции журнала, ни самим молдавским миротворцам опасаться, надеемся, нечего, подводит итог издание.

1 августа в Приднестровье отметили день окончания войны 1992 года, пишет "Рупор ПМР". До этого за несколько дней в ПМР прошёл ряд мероприятий, посвящённых 21-ой годовщине миротворческой операции на берегах Днестра. Главным её отличием, как отмечают все, кто хоть что-то о ней знает, от большинства миротворческих миссий является эффективность.

Вообще-то все ООН-овские или проводимые под эгидой других международных организаций операции можно по целям можно разделить на миссии по разделению сторон, по поддержанию миру, по принуждению к миру и откровенные боевые действия против одной из сторон конфликта, продолжает "Рупор ПМР". Также можно их классифицировать на относительно удачно, почти удачные, неудачные и абсолютно провальные. К относительно удачным можно, например, отнести ООН-овскую миссию на Кипре. Там, действительно, кровь не льётся уже давно. Но это было достигнуто тем, что остров был перегорожен несколькими рядами колючей проволоки. Если порой приходится слышать недовольство по поводу установленных приднестровской стороной постов, то с севера на юг на Кипре (равно как и в обратном направлении) вообще никак не попадёшь. "Почти удачными" можно назвать те миротворческие операции, которые таковыми считает сама ООН, пишет "Рупор ПМР". На самом деле причастие миротворцев к установлению мира в том или ином регионе в данных случаях представляется весьма сомнительным. Взять, например, Боснию и Герцеговину. Там послевоенное мирное устройство обусловлено уникальной государственной моделью. В БиГ роль главы государства выполняет президентский совет, куда входят руководители трёх национальных общин. В плане административного деления страна представляет собой мусульманско-хорватскую федерацию и отдельно от неё Республику Сербскую, кстати, имеющую свою армию, правда, с закрытой в боксах тяжёлой техникой. Что же касается ООН-овских миротворцев, то Босния и Герцеговина - один из тех регионов мира, где на их долю пришёлся наибольший позор. Постыдное потворствование бойне в Сребренице вряд ли когда-то будет смыто временем. То же самое можно сказать и о Руанде, где "пискиперы" безучастно наблюдали над тем, как людей рубили на улицах мачете...

Неудачными в разной степени можно считать подавляющее большинство миротворческих операций, проводившихся когда-либо ООН, продолжает "Рупор ПМР". Толку с того, что с 1956 года миротворцы стояли в зоне Суэцкого канала. Во время двух последующих арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов стороны вообще на их присутствие внимания не обратили... Ну и вряд ли можно назвать успехом Организации Объединённых Наций случаю, когда вверенные ей миротворческие силы прибегали к авиации и артиллерии. Например, катангских сепаратистов в бывшем Бельгийском Конго (нынешняя Демократическая Республика Конго) с воздуха активно "миротворили" лётчики из Швеции и Индии, а с земли утюжили опять же индийские артиллеристы. И уж совсем язык не повернётся назвать миротворчеством войну в Корее, а там многонациональные силы тоже действовали под ООН-овским флагом.

Совсем провальными стоит считать те операции, которые были наспех свёрнуты, а горе-миротворцам приходилось несолоно хлебавши бежать из конфликтных регионов, пишет "Рупор ПМР". Достаточно вспомнить, как миротворческие силы ООН пытались навести порядок в Сомали. Результат вышел обратный - были уничтожены все государственные институты. Более того, многонациональные силы можно назвать прародителями пиратства в данном регионе мира. После того, как Сомали лишилось регулярных Вооружённых сил, включая ВВС и ВМС, махровым цветом расцвело пиратство. Почему же тогда в Приднестровье миротворческая миссия оказалась удачной? - продолжает "Рупор ПМР". Корень успешности стоит искать в её уникальности. Это единственная миротворческая операция, в которой принимают участие военнослужащие противоборствовавших сторон. С определённой натяжкой можно было бы поставить в один ряд с миротворческой миссией на берегах Днестра операцию, проводившуюся в зоне грузино-осетинского конфликта. Но там осетинская составляющая Смешанных миротворческих сил была представлена контингентом из Республики Северная Осетия - Алания, то есть россиянами. Ещё одной особенностью является коллективное руководство миротворческой операцией. Если в ООН-овских миссиях руководство осуществляется единолично командующим миротворческими силами, то в рассматриваемой нами - Объединённой контрольной комиссией. Там же все решения носят консенсуальный характер.

Любой человек, который служил в армии ответственно заявит, что первоосновой армейской жизни являются уставы, пишет "Рупор ПМР". Теперь представьте, что у вас, как у командующего международными миротворческими силами, имеются подразделения, скажем, из Франции, Украины, Бангладеш и Фиджи. Не правда, ли управлять этим конгломератом военных будет чересчур сложно? Другое дело Совместные миротворческие силы в зоне молдавско-приднестровского конфликта, представленные контингентами, имеющими схожие уставы. Да, и языковых проблем не должно возникать.

Хотя, касаемо уставов, во время празднования Дня миротворца в расположении российского миротворческого батальона в Бендерах несколько диссонировали на общем фоне по-натовски выполняющие строевые команды молдавские военнослужащие, продолжает "Рупор ПМР". Кроме непривычной манеры строевого шага и выполнения команд "ровняйсь", "смирно" и "вольно" молдавский контингент предстал в обмундировании не совсем обычном для нашей местности. Получился своего рода униформистский атавизм, ведь со времён англо-бурской войны все армии мира только то и делали со своей униформой, что старались смимикрировать её под ландшафт. Тут же сложилось впечатление, что выполняют они свой миротворческих долг не в цветущих Приднестровье и Молдавии, а где-нибудь в Западной Сахаре. Видимо, молдавским военным перепали несколько комплектов "пустынки". Не отказываться же от "халявной" формы из-за такой мелочи как её демаскирующие свойства.

Вообще-то уже не первый раз командование молдавского миротворческого контингента пытается выделиться из общей массы своих коллег из России, Приднестровья, а также украинских военных наблюдателей, пишет "Рупор ПМР". Было время, что молдавские военнослужащие игнорировали все совместные мероприятия в рамках СМС, вплоть до разводов перед заступлением на пост. К чему может привести самоустранение от участия в миротворческой операции, мы уже видели на примере грузинского контингента в 2008 году. Опасная тенденция.

Ещё одним фактором, благотворно влияющим на эффективность миротворческой операции, является схожесть менталитета, включая и религиозный его аспект, продолжает "Рупор ПМР". Конечно, в составе контингентов могут быть как атеисты, так и представители разных религиозных конфессий, да и сам конфликт между Молдавией и Приднестровьем не несёт в себе никакой религиозной подоплёке. А вот в типично религиозном конфликте в Боснии и Герцоговине вероисповедание миротворцев имело очень большое значение. Как вы думаете, кому симпатизировали военнослужащие из мусульманских стран? Были и обратные примеры, когда несколько французских миротворцев из желания повоевать против мусульман в той же БиГ влились в ряды армии Республики Сербской.

К тому же каждый из миротворцев приднестровского и молдавского контингентов прекрасно осознаёт, что хранит мир на своей земле, пишет "Рупор ПМР". Он никогда не допустит, чтобы здесь опять началось кровопролитие. Так же мотивированы российские и украинские военнослужащие. Здесь проживают их сограждане. Украина мотивирована вдвойне. Она ещё и граничит с Приднестровьем. Все эти нюансы признаются даже теми, кто требует вывода миротворцев и замены их на гражданских наблюдателей. Россия и Приднестровье уже чётко высказали свою позицию - произойдёт это только тогда, когда будет окончательно урегулирован конфликт. Опыт использования наблюдателей в зоне молдавско-приднестровского конфликта уже был. Неудачный. К тому же, задумывался ли кто-нибудь, а что должно последовать, со стороны наблюдателей, если стороны вдруг начнут передислокацию в Зоне безопасности боевую технику или рыть окопы? Миротворцы могут помешать, а гражданские наблюдатели? Придётся срочно вызывать чьих-нибудь военных, а дальше - Катанга...

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.