Большинство молдаван идентифицируют себя именно как молдаване, а не "румыны" и называют свое государство молдавским, а не "румынским". Об этом заявил 13 августа в интервью кишиневскому информационному агентству Infotag сопредседатель партии "Третья сила", политический аналитик Николай Киртоакэ, комментируя призывы президента Румынии Траяна Бэсеску к молдаванам называть себя "румынами", а молдавский язык - "румынским".

По словам Киртоакэ, "никто в Европе сейчас не ставит в число первоочередных вопрос о национальной идентичности". Кроме того, отметил эксперт, "существует молдавское государство, его конституция, и попытки интерпретировать или подменять ложными понятиями - это положение вещей, равносильное вмешательству во внутренние дела государства". Он выразил мнение, что использование Бэсеску "такого менторского, покровительственного тона по отношению к Молдавии и ее населению не будет способствовать улучшению его политического имиджа в республике".

В свою очередь, политолог Оазу Нантой отметил, что тема объединения Молдавии с Румынией эксплуатируется различными молдавскими политиками и политиканами с 1988 года. "За эти четверть века в Республике Молдова состоялись не одни парламентские выборы, признанные демократическими и прозрачными. Обращу внимание, что ни одна партия, использовавшая в предвыборных целях лозунг "объединения с Румынией", не преодолела минимальный избирательный порог. Это показательно. Да, существует до 15% граждан РМ, в силу разных причин называющих себя румынами или ностальгирующих по общему прошлому двух стран. Но - и только", - отметил Нантой.

В то же время, по его словам, на фоне этих спекуляций "из карманов молдавских налогоплательщиков были украдены за эти годы миллиарды евро". "На внутреннем политическом рынке тема "объединения" стала инструментом запугивания политиками населения. Вспомним поведение ПКРМ (Партия коммунистов Молдавии, - прим. ИА REGNUM), не раз успешно "седлавших" эту тему", - отметил эксперт.

Он заявил, что "по аналогии с австрийцами и немцами, признающим существование одного языка и двух разных народов, у молдаван и румын есть единый литературный язык - румынский". "От этого умозаключения никак нельзя перебрасывать "этнический мостик" на то, кто и как себя идентифицирует по обе стороны Прута. Я устал все эти годы повторять одно и то же. Никто - ни партия, ни политик не имеет право навязывать населению Республики Молдова коллективную идентичность, какими бы благими намерениями это не прикрывалось", - подвел итог Оазу Нантой.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, выступая накануне в рамках летней школы в трансильванском городе Извору Мурешулуй, президент Румынии Траян Бэсеску призвал молдаван называть себя "румынами". Румынский лидер также признал, что вопреки проводимой Бухарестом политике значительное большинство населения Молдавии не желают объединения с Румынией. Он также призвал власти Молдавии внести в конституцию изменения о переименовании молдавского языка в "румынский".

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным молдавским Национальным бюро статистики, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.