В последние дни августа Карачаево-Черкесия готовится к началу нового учебного года. Родители обеспокоены ценами на учебники и школьную форму, правоохранители - возможным повторением бесланской трагедии. На время праздников все стационарные посты ДПС переведены на усиленный вариант несения службы. По милицейским постам проехал корреспондент ИА REGNUM в Карачаево-Черкесии Мурат Гукемухов.

Так называемый "харьковский" стационарный пост ГИБДД - это на границе КЧР и Ставрполья. В отличие от многих других постов, здесь нет навеса над трассой или хоть какой-нибудь приличной тени. Температура воздуха под пятьдесят. Испарения кипящего под ногами асфальта и выхлопные газы не спешат подняться в небо. Если существует ментовский ад, то он здесь. Три милиционера проверяют авто, проезжающие в обе стороны. Еще один сидит на стуле у обочины. Он чем-то напоминает карпа, выброшенного на песок - ртом ищет кислород, которого нет. В ногах плавится автомат Калашникова. Если 1 сентября его заставят надеть бронежилет - он умрет.

Техпаспорт, права, страховка, техосмотр. Фейс-контроль. Пока существует угроза терроризма, моей "черной" небритой физиономии его не пройти. Я сижу на переднем сидении, рядом с водителем. Мимо проезжает фура. Для них отдельная площадка на посту и особые правила проезда. Один из дальнобойщиков открывает двери прицепа. Его прицеп пустой и отъезжает раньше остальных. Остальные -груженые, содержимое кузова не демонстрируют, но признают свою вину в рамках установленного "тарифа".

Перед нами гаишник проверяет содержимое багажника "жигулей". В расплавленных глазах "моего" сержанта - борьба с ленью, извечный вопрос: проверять багаж или нет. Усталый взмах жезлом - мы отъезжаем.

"Я так и не понял, чего ты здесь хотел увидеть?" - спрашивает мой друг, водитель "десятки", которого я уговорил проехаться по постам.

Я отвечаю вопросом на вопрос: "Если бы ты был террорист, ты бы смог проехать этот пост?"

"Если бы я был террорист, я бы объехал его по полям - чего себе нервы трепать? Здесь, по полям можно до Краснодара доехать и не встретить ни одной патрульной машины. Грунтовые дороги в хорошем состоянии. В сухую погоду на легковушке можно ехать со скоростью 60-80 километров в час".

Мой друг знает, о чем говорит: два года занимался не вполне законной торговлей. Завозил из Ставропольского и Краснодарского краев левый товар без документов. Ездил по полям. За все время ни одной встречи с милицией.

"А все-таки, ты бы смог провести через этот пост оружие или бомбу?" - не унимаюсь я. "Стационарный пост - не таможня, а милиционер -не волшебник. За день здесь проезжают сотни автомобилей - всех не проверишь."

В марте 2001 года гаишники на этом посту остановили жителя КЧР Арасула Хубиева, направлявшегося в Невинномысск на автомобильный рынок. Парень "повелся" и предложил милиционерам 10 тысяч долларов за проезд. Щедрость водителя задрипанных "жигулей" вызвала подозрение. Автомобиль обыскали и обнаружили адскую машину - самодельное взрывное устройство. В этот день многим жителям Невинномысска сильно повезло.

В 2005 году в Карачаево-Черкесии правоохранители и чекисты постоянно предупреждали население об угрозе терактов и необходимости быть внимательными к подозрительным личностям и предметам. Позже местное УФСБ провело проверку бдительности населения. "Террористы" травили водозаборы, оставляли "бомбы" на вокзалах и т.п. И ни одной осечки. Результаты учений показали: беспечное население, как могло, помогало "террористам".

30 августа МВД Карачаево-Черкесии объявило о переходе на усиленный вариант несения службы 1 и 2 сентября "в целях недопущения захвата заложников общеобразовательных школ". Накануне праздника школы будут обследоваться кинолгами и блокироваться постами ДПС. Милиционеры попросили жителей обращать внимание на лиц с подозрительным поведением и подозрительные коробки.