Реализована самая решающая часть проекта основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - азербайджанская нефть достигла турецкого порта Джейхан. Об этом сообщил государственный телеканал АзТВ, отметив, что в настоящее время в порту Джейхан ведется большая подготовка к поставкам азербайджанской нефти на мировой рынок. В первый танкер будет загружено 600 тысяч баррелей нефти. 30 мая после заполнения необходимых последних документов танкер вывезет из Турции азербайджанскую нефть марки "Light".

В предстоящей по случаю достижения нефтью порта Джейхан торжественной церемонии, которая состоится 13 июля, примут участие президенты Азербайджана, Турции, Грузии и Казахстана, а также представители правительств стран, к которым относятся участвующие в осуществлении проекта компании. По трубопроводу, строительство которого обошлось в $4 млрд., ежедневно будет транспортироваться один миллион баррелей нефти. От эксплуатации трубопровода в бюджет Азербайджана, Грузии и Турции поступят миллионы долларов дохода. Как пишет печать Турции, годовой доход, который получит от эксплуатации трубопровода только эта страна, превысит $300 млн.

Как напоминает ИА REGNUM, 18 сентября 2002 года тогдашние президенты: Азербайджана - Гейдар Алиев, Грузии - Эдуард Шеварднадзе и Турции - Ахмет Недждет Сезер вкупе с министром энергетики США Спенсером Абрахамом открыли на Сангачальском терминале (Азербайджан) мемориальные доски и опустили в землю капсулу из нержавеющей стали с секретными посланиями будущим поколениям. Тем самым был дан символический старт сооружению одного из самых больших нефтепроводов в мире Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) стоимостью $2,95 млрд., длиной 1760 км, пропускной способностью 50 млн. т нефти в год и сроком службы 40 лет. Вся добываемая нефть будет экспортироваться на Запад по нефтепроводу БТД, общая протяженность которого составит 1762 км, из которых 443 км приходятся на территорию Азербайджана, 249 км - Грузии, 1070 км - Турции.

Финансирование строительных работ БТД несколько раз оказывалась под угрозой срыва, пока не определился окончательный состав инвесторов - bp (30,1%, оператор проекта), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Total (5%), Itochu (3,4%), Inрex (2,5%), Conoco Philliрs (2,5%) и Amerada Нess (2,36%). Что же касается всех экономических дивидендов, которые обещает проект БТД, то они таковы. За время 40-летней эксплуатации трубопровода Грузия получит за транзит нефти чистую прибыль в размере 2 млрд. 500 млн. долларов. Хотя изначально, в соответствии с тарифной сеткой и длиной участков БТД, предполагалось следующее распределение - 1 млрд. 664 млн. долларов Азербайджану, 3 млрд. 981 млн. долларов - Турции, 836 млн. долларов - Грузии. Но в последний момент Шеварднадзе вдруг поднял резко стоимость транзита, поставив проект под угрозу срыва, чтобы не допустить этого Азербайджану пришлось уступить Грузии всю свою долю прибыли за транспортировку нефти.