В интервью ИА REGNUM посол Латвии в России Андрис Тейкманис заявил о том, что никакого шествия бывших эсэсовцев в Риге не существует: "Те старые легионеры, которые отмечают для себя этот день, они не делают это публично, они не делают это на улицах". А что же они делают и как к ним относятся на государственном уровне?

Официальная оценка в Латвии истории Латышского легиона Waffen SS дана в принятой Сеймом в 1998 году Декларации "О латышских легионерах во времена Второй мировой войны". В ней безапелляционно утверждается, что легионеры "никогда не принимали участия в карательных акциях гитлеровских войск против мирного населения. Латышский легион подобно финской армии воевал не против антигитлеровской коалиции, а только против одной из ее стран-участниц - СССР, которая по отношению к Финляндии и Латвии была агрессором.". Такой подход значительно облегчает усилия национал-радикалов по превращению латышских эсэсовцев не только в "жертв истории", но и в "национальных героев", настаивая на однозначной юридической трактовке их положения в современной Латвии как почетной когорты "борцов с советским режимом за независимость страны".

Вместе с тем следует отметить, что статус "национальных воинов", принимавших гитлеровскую присягу, на законодательном уровне в Латвии установлен с определенной осторожностью, без какого-либо упоминания в нормативно-правовой базе о Waffen SS. Таким образом, воевавшие в рядах Латышского легиона, полиции и военизированных "отрядах самообороны" формально привилегий за свою службу нацистам не имеют, но пользуются льготами как "участники национального сопротивления" и "политрепрессированные". Практически поголовное причисление к данным категориям легионеров, не успевших в 1945 году бежать на Запад, связано с тем, что многие из них получили заслуженное наказание за военные преступления и участие в бандформированиях "лесных братьев", а остальные, как правило, прошли через фильтрационные (проверочные) лагеря после добровольной или вынужденной сдачи в плен.

В соответствии с законом "Об определении статуса политически репрессированного лица для пострадавших от коммунистического и нацистского режимов" от 26 апреля 1995 года на этот статус могут претендовать лишь граждане Латвии, Литвы и Эстонии, а также лица, постоянно проживавшие в них до 17 июня 1940 года, что в противовес утратившему силу закону Верховного Совета ЛР от 13 мая 1992 года автоматически исключает из этого круга лиц латвийских неграждан - выходцев из других республик бывшего СССР, даже если они были жертвами фашизма.

Стремление правонационалистического большинства в Сейме переписать историю наглядно проявляется и в регулярных демонстративных отказах поддержать законопроект левой оппозиции "О статусе проживающих в Латвии участников антигитлеровской коалиции Второй мировой войны", в том числе и в год 60-летия Победы над нацистской Германией. На этом фоне с 1996 года действует закон "О статусе участника движения национального сопротивления". К их числу отнесены те, кто в период с 17 июня 1940 года по 31 декабря 1960 года "участвовали в вооруженном сопротивлении оккупационному режиму, его администрации и пропагандировали идею восстановления независимости Латвии". Следует отметить, что данная норма применима практически к любому латышскому легионеру СС, способному подтвердить свидетельскими показаниями использование "патриотической риторики" на службе немецким оккупантам и, тем более, не сложившему оружия после капитуляции гитлеровской Германии.

Владельцам удостоверения политрепрессированного (участника "движения национального сопротивления") предоставлено право:
- на льготы по подоходному налогу (постановление правительства Латвии №138 от 8 апреля 1997 года) и 50% скидку в уплате налога на недвижимую собственность за землю и индивидуальную жилую застройку, если они не используются в хозяйственной деятельности (ч.2 ст.5 закона "О налоге на недвижимую собственность" от 4 июня 1997 года);
- на повышенные пенсии с зачетом времени, проведенного в местах заключения и ссылки, в трехкратном размере, а на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах - в пятикратном размере (закон ЛР "О государственных пенсиях" от 2 ноября 1995 года);
- на получение в дополнение к компенсационным сертификатам за конфискованное имущество большего числа приватизационных сертификатов из расчета по два - за год, проведенный в заключении и ссылке, по четыре - за год на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах и по одному - за год, прожитый вне Латвии (ст.7 закона "О приватизационных сертификатах" от 4 ноября 1992 года);
- на погашение приватизационных сертификатов деньгами по номинальной стоимости (ч.5 ст.9 закона "О приватизационных сертификатах" от 16 марта 1995 года);
- бесплатно пользоваться электропоездами и приобретать билеты с 50% скидкой на проезд междугородними автобусами, дизельными и пассажирскими поездами внутри страны (ст.VI "Правил о льготах на проезд в общественном транспорте" №370 от 2 ноября 1999 года);
- бесплатно получать медикаменты (постановление правительства ЛР №290 от 24 июля 1992 года);
- на освобождение от уплаты "взноса пациента" при лечении (п.27.7 "Правил финансирования здравоохранения" правительства ЛР от 12 января 1999 года).

С апреля 2005 года по инициативе действовавшего тогда министра обороны Латвии Эйнара Репше ("Новое время") Сеймом принято решение о ежемесячной выплате бывшим легионерам СС и "национальным партизанам" доплаты к пенсии в размере 50 латов (около 95 долларов США) из средств бюджета военного ведомства.

Кроме того, ряд дополнительных льгот репрессированным лицам и участникам "национального сопротивления" может предоставляться на муниципальном уровне. Так, Рижская дума постановлением № 7573 от 21 июня 1999 года предоставила им право получать пособие для внесения платежей за услуги водоснабжения и канализации в размере 50% от их стоимости, в правилах от 17 февраля 1998 года закрепила возможность освобождения от части налога на недвижимость, а в правилах от 7 мая 2002 года - право малообеспеченных репрессированных зарегистрироваться для получения помощи самоуправления в решении жилищного вопроса.

В сфере социальной поддержки бывших легионеров латвийское руководство осуществляет тесное взаимодействие с германской стороной. Еще в 1997 году было заключено соглашение между Равенсбургским учреждением социального обеспечения и Министерством благосостояния Латвии, в соответствии с которым денежные выплаты предусмотрены для бывших военнослужащих "Вермахта" и Waffen SS, здоровью которых был причинен ущерб во время боевых действий и в плену, а также их вдов и детей-инвалидов. Роль посредника с латвийской стороны в осуществлении данного соглашения исполняет Государственный фонд социального страхования, обеспечивающий за счет немецких средств прием документов, их перевод и отправку в Германию, а также организацию медицинского обследования заявителей в спорных ситуациях.

Создание комфортных условий для легионеров, рассчитывающих на германскую пенсию, значительно увеличило число успешных обращений. Так, если с 1991 года по 1997 год ветеранам Waffen SS удалось оформить около 400 пенсий, то с 1998 года - более двух тысяч. По оценкам экспертов, размер дополнительной германской пенсии в среднем составляет 100-120 евро.

В Латвии существует, по меньшей мере, три организации ветеранов войск СС, последовательно защищающих их интересы в политической и социально-экономической сферах, сохраняя при этом свою специфику. Так, латвийские "Ястребы Даугавы", опираясь на финансовую поддержку разветвленной сети эмигрантских отделений, сосредоточили внимание прежде всего на обеспечении юридической и социальной защиты бывших эсэсовцев, а также на издании мемуаров и "исторических исследований", открыто прославляющих "героизм" легионеров. Наиболее заметной фигурой в лагере "ястребов" является Висвалдис Лацис - бывший командир ударного взвода Латышского легиона СС, председатель "Движения за национальную независимость Латвии" в 1991-92 годы, автор пяти книг из цикла "Вторая мировая война", провокационной брошюры "Опять под русским сапогом?" и более 300 публикаций в СМИ, получивший из рук президента Латвии Гунтиса Улманиса высшую государственную награду - орден Трех Звезд. Латвийское общество национальных воинов (ЛОНВ) и Латышское объединение национальных партизан (ЛОНП) во главу угла ставят публичные акции по установке мемориалов легионерам и празднованию "тематических" дат, а также работу с военными и молодежью при поддержке со стороны депутатов Сейма от фракций Народной партии, Союза крестьян и "зеленых" и "Отечеству и Свободе"/Движение за национальную независимость Латвии. Следует отметить, что "заслуги" лидеров и активистов ЛОНВ и ЛОНП в "военно-патриотической" работе с молодежью периодически отмечаются почетными грамотами Министерства обороны и Земессардзе (ополчение). В 2004 году на похоронах председателя ЛОНВ легионера СС Николая Романовскиса, многолетнего организатора эсэсовских шествий, был возложен венок от президента Вайры Вике-Фрейберги, а также опубликован в газете "Diena" некролог, в котором от имени МИД Латвии выражена уверенность в том, что усопший легионер - "образец для подражания" и "пример" для латышской молодежи.

Пик активности в деятельности латышских легионеров пришелся на середину 90-х годов. Так, в 1995 году состоялось торжественное открытие памятника "Защитникам Елгавы в 1944 году" и перезахоронение на почетном месте у скульптуры "Матери-Латвии" на Братском кладбище в Риге привезенных из Германии останков группенфюрера СС Рудольфа Бангерскиса.

Наибольший размах и общественный резонанс приобрели ежегодные шествия ветеранов Waffen SS 16 марта. В 1998 году публичные торжества легионеров получили официальную поддержку: Сейм Латвии принял поправки к закону "О праздничных и памятных днях" и определил 16 марта - день первой совместной операции двух латышских дивизий Waffen SS против советских войск в 1944 году - как "День памяти латышских воинов". Следует отметить, что в числе депутатов, поддержавших это решение, был и будущий министр иностранных дел Индулис Берзиньш (1999-2002). Лишь после международного давления "военный праздник" был перенесен на другой день - 11 ноября.

Кульминацией единения власти и легионеров стали события 16 марта 1998 года. В Риге после богослужения в Домском соборе состоялось торжественное шествие и возложение венков к памятнику Свободы. Во главе колонны ветеранов войск СС и их сторонников, в которой присутствовали старики в эсэсовской форме, находились представители руководства одной из партий правящей коалиции - "Отечеству и Свободе", в том числе заместитель председателя Сейма 6-го созыва Айгар Йиргенс и председатель парламентской фракции этой партии Янис Страуме (затем - председатель Сейма 7-го созыва). В парадной форме приняли участие в мероприятиях также командующий Национальными вооруженными силами Латвии (НВС) Юрис Далбиньш и командующий морскими силами Гайдис Зейботс. В результате жесткой реакции влиятельных западных СМИ и международного давления на Латвию по дипломатическим каналам, а с российской стороны - и в торгово-экономической сфере, правонационалистическое руководство страны скорректировало свою позицию, отказавшись от видимого государственного участия в чествовании легионеров 16 марта. Иллюстрацией возвращения правящей коалиции к принципам "европейской политкорректности" стал символический жест увольнения с занимаемой должности Юриса Далбиньша.

Опасения руководства страны относительно негативных международных последствий новых проявлений активности легионеров привели в 1999 году к тактике "тотального отсутствия", в соответствии с которой практически все высшие официальные лица и ведущие политики "случайно" оказались в заграничных командировках. Тем не менее, присутствие во время возложения бывшими легионерами цветов к Памятнику Свободы ряда депутатов Сейма от "ОС"/ДННЛ (Ю.Добелис, О.Григс, П.Табунс, А.Сейле, П.Лаце, А.Пожарнов) и лиц в форме земессаргов (ополченцев) вызвало новую волну критики за рубежом, охарактеризовавшей "мартовские события" в Латвии как возрождение фашизма.

Несмотря на утрату официального статуса, торжественные мероприятия латышских легионеров СС 16 марта 2000 года вновь были проведены в центре Риги, при этом антифашистский пикет муниципальными властями был запрещен. По плану организаторов из ЛОНВ, стремившихся восполнить отсутствие официальных лиц "величием ритуалов", сбор участников шествия был запланирован на Домской площади и открывался освящением боевых знамен легионеров в Домском соборе. Следует отметить, что в этот день активисты молодежного отделения "ОС"/ДННЛ распространяли у памятника Свободы листовки в поддержку членов террористической группы "Перконкрустс", арестованных за взрыв у Монумента воинам Советской Армии - освободителям Риги и Латвии.

Министр иностранных дел Индулис Берзиньш, подчеркивая негосударственный характер мероприятий легионеров 16 марта 2000 года, заявил о том, что нет никаких оснований обвинять правительство и парламент Латвии в апологии нацизму. Разоблачающим диссонансом с заявлениями главы внешнеполитического ведомства стали слова почетного консула Латвии в Чикаго Норберта Клауценса: "Совершенно непонятно, как можно считать легионеров кем-то иным, как не величайшими героями нашего народа. Каждая выпущенная легионером пуля, нашедшая свою цель, уменьшала возможность повторения трагической ночи 14 июня 1941 года и повышала вероятность восстановления свободы и независимости нашей страны". Кроме того, косвенное участие в торжествах ветеранов Waffen SS приняло военное ведомство, позволив своему печатному органу "Тевияс саргс" стать спонсором концерта мужского хора "Волки", исполнявшего боевые песни легионеров и допустив легальную продажу аудиокассет с записями аналогичных песен ополченцев 51-го Добельского батальона Земессардзе.

По инициативе ЛОНВ и ЛОНП в Лестене (Тукумский район) на средства госбюджета сооружен и в ноябре 2000 года торжественно открыт мемориальный комплекс, посвященный латышским легионерам.

Из-за опасений негативного влияния мартовских шествий легионеров на деятельность правительства по продвижению Латвии в НАТО и ЕС, отчетливо обозначившегося еще в 2001 году, правящее большинство в последующие годы предприняло беспрецедентные усилия по нейтрализации публичной активности легионеров, добившись в ходе многочисленных консультаций с руководством их организаций отказа ветеранов войск СС от проведения организованных торжеств. В результате 16 марта 2005 года в Риге состоялось лишь богослужение в Домском соборе без эсэсовских регалий и торжественное возложение цветов к памятнику Свободе в индивидуальном порядке, но в присутствии нескольких десятков активистов ультрарадикальных организаций. Тем не менее, настойчивость ветеранов СС и их приверженцев в желании отметить этот день у главного памятника страны вызвало острую реакцию у антифашистов, попытавшихся не пропустить их к подножью монумента.

В "мартовских событиях" последних лет отчетливо прослеживается тенденция к сохранению правонационалистическими силами Латвии практики чествования бывших легионеров лишь в тех формах, которые не привлекали бы яркими картинками в телеэфире особого внимания международного сообщества и России.