Командующий миротворческим контингентом России в Приднестровье: инцидент в Ваду-луй-Водах - не первая провокация со стороны МВД Молдавии
Молдавия, 21 июля, 2005, 18:50 — ИА Регнум. Сегодня, 21 июля, командование российских миротворческих сил в Приднестровье провело в г. Бендеры пресс-конференцию в связи с инцидентом, произошедшим 19 июля на мосту через реку Днестр в районе поселка Ваду-луй-Воде, сообщает корреспондент ИА REGNUM. В пресс-конференции участвовали: командующий миротворческим контингентом России в Зоне безопасности полковник Анатолий Зверев, начальник объединенного штаба Совместных миротворческих сил полковник Олег Белокопытов, военный комендант северного и центрального участка Зоны безопасности подполковник Борис Крамченков, старший смены совместного миротворческого поста в районе поселка Ваду-луй-Воде майор Дудников. Полковник Анатолий Зверев рассказал журналистам о том, как развивались события.
В 20.10 19 июля к миротворческому посту "9-левый" (то есть расположенный на левом берегу Днестра) со стороны Молдавии (то есть с правого берега) подъехала темно-зеленая "Хонда" с кишиневскими номерами. Старший смены поста, майор Дудников, заметил вспышки фотосъемки из салона автомашины - женщина, находившаяся в салоне, снимала пост и прилегающую территорию, что категорически запрещено делать без специального разрешения Объединенного командования миротворческих сил. Зверев особо подчеркнул, что речь идет не о решении российского командования и не о российских миротворцах. Миротворческая операция проводится совместно, с участием военнослужащих России, Молдавии и Приднестровья. Состав миротворческих постов - тоже смешанный, а инструкции для миротворцев, равно как и перечень того, что запрещено делать в зоне поста, утверждались совместно. Таким образом, разговоры о "российском" миротворческом посте - уже искажение истины.
Старший смены совместного миротворческого поста, офицер российской армии, майор Дудников, заметив ведущуюся в районе поста фотосъемку, подал жезлом сигнал на остановку автомобиля. Однако водитель, не реагируя на его команду, попытался прорваться через пост, и только после применения "ежа" (который был применен молдавским солдатом-миротворцем) вынужден был остановиться.
В машине оказались три человека: двое мужчин и женщина, как впоследствии выяснилось, гражданка США Каролина Синкотта, производившая съемку. Синкотта не участвовала в последовавшем конфликте и, более того, сразу выразила готовность уничтожить на своем электронном фотоаппарате кадры поста. У военнослужащих, по словам Зверева, создалось впечатление, что Синкотту просто использовали, втянув ее в подготовленную провокацию без ее ведома.
Итак, Синкотта попыталась сразу же и без возражений выполнить требования Дудникова, после чего инцидент, как полагает Зверев, был бы в целом исчерпан. Оставалась, правда, еще и попытка прорыва через пост, вызвавшая необходимость применения "ежа" и, в принципе, дававшая право миротворцам открыть огонь, в том числе и по машине-нарушителю, но миротворцы в тот момент, по словам Зверева, были готовы списать этот инцидент на позднее время суток и усталость водителя.
Однако двое мужчин, находившиеся в машине, прямо запретили Синкотте уничтожать снимки и обрушились на Дудникова с угрозами и нецензурной бранью. Водитель автомобиля Александр Постикэ и пассажир Ион Маноле, оба из неправительственной организации "Promo Lex", зарегистрированной в Молдавии, вышли из машины и заблокировали двери, заперев Синкотту внутри. На российского офицера обрушилась нецензурная брань и заявления о том, что "гражданка США может снимать всюду, где хочет", а сам Дудников "может ехать к себе в Сибирь".
Дудников, не отвечая на оскорбления, спокойно объяснил вышеназванным лицам положения инструкции. Однако они не пожелали его слушать, сели обратно в автомобиль, заблокировали двери и начали звонить по мобильному телефону. Одновременно старший поста Дудников сообщил по линии оперативных дежурных об инциденте и попросил срочно вызвать на пост военных наблюдателей (которые, с учетом расстояния, прибыли, как сказал Зверев, очень оперативно - примерно через 15-20 минут).
Однако задолго до наблюдателей, буквально через 2-3 минуты, на пост прибыл командир молдавского миротворческого батальона майор Кузнецов. Он попытался оказать давление на Дудникова, принудив его отпустить задержанный автомобиль.
Примерно в это же время на пост стали прибывать граждане Молдавии из левобережных сел, находящихся под молдавской юрисдикцией. Первая группа, в составе примерно 20 человек, прибыла из левобережных сел Кошницы и Дороцкое. Ее возглавлял глава администрации кишиневского района Дубэсарь Григорий Поличинский.
Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, не странно ли само по себе выглядит подобное массовое появление "местных жителей", как на подбор - крепких, спортивного сложения мужчин в штатском, начальник объединенного штаба Совместных миротворческих сил полковник Олег Белокопытов ответил: "Это далеко не первый инцидент такого рода. "Представители местного населения", вступающие в конфликт с миротворцами, - всегда одни и те же люди. Это постоянная группа лиц, созданная в Дороцком и Кошнице. Мы давно знаем их всех, и в лицо, и по имени, и по роду занятий".
Как рассказал Зверев, прибывшие "местные жители" первые несколько минут вели себя совершенно спокойно. За это время Поличинский о чем-то переговорил с Кузнецовым. Сразу же, как только их разговор был окончен, "местные жители" как по команде начали наступление на миротворцев. Почти в это же время на пост со стороны Кишинева прибыл и глава Хельсинкской группы в Молдавии Штефан Урыту, также, по словам Зверева, выступивший в качестве подстрекателя.
Толпа "местных жителей", в которую постоянно вливались прибывающие к мосту люди, стала надвигаться на миротворцев, угрожая им и требуя отпустить машину. В этот момент Кузнецов предпринял попытку вывести с поста двух молдавских военнослужащих. Однако, как сообщил Зверев, несмотря на угрозы, высказываемые Кузнецовым в их адрес на молдавском языке, молдавские миротворцы заявили ему, что в настоящее время они подчиняются старшему поста, и остались на месте.
Еще через несколько минут на пост с правого берега подъехали молдавские полицейские - около 20 человек во главе с комиссаром полиции села Устье полковником Уцэ. С прибытием молдавской полиции, по словам Зверева, обстановка начала обостряться еще больше. В адрес миротворцев посыпались угрозы - "утопим в Днестре", "убьем", "забросаем пост гранатами". Когда же "местные жители" начали крушить оборудование поста, Дудников подал команду "пост - в ружье!" и привел личный состав в состояние готовности к отражению нападения. Однако толпа не оставляла попыток силой разблокировать автомобиль и продолжала громить пост. Тогда Дудников подал команду "стой, стрелять буду".
На Дудникова тут же набросились сотрудник полиции Молдавии майор Стратан и двое гражданских лиц из числа прибывших с Поличинским. О характере этого нападения можно судить по тому, что надетый на Дудникове бронежилет пришел в результате в полную негодность.
Как рассказал Зверев, Дудников успел дать в воздух предупредительный выстрел, после чего был вынужден вступить в борьбу с нападавшими, пытавшимися отобрать у него автомат. В ходе борьбы за автомат было непроизвольно сделано еще около 20 выстрелов - к счастью, в воздух, никого не задевших. После стрельбы, а также после того, как Стратан получил ожог руки от горячего ствола автомата, толпа немного отступила, но пост не покинула. Прибывший на место военный комендант Северного и центрального участка Зоны безопасности, подполковник Борис Крамченков и Дудников обратились за содействием к комиссару полиции полковнику Уцэ, на что получили ответ: "Это ваши проблемы, вы с ними сами разбирайтесь". В это же время, как по команде, почти все участники конфликта со стороны Молдавии вдруг перестали понимать по-русски. Общаться с ними приходилось через молдавских солдат-миротворцев, остававшихся в подчинении Дудникова.
Отступив от поста, лица в гражданском на глазах у полиции остановили следовавший через мост в Кишинев автомобиль "Нива" с надписью на борту "Молдтелеком", вытащили из него водителя и потребовали заблокировать автомобилем проезд. Когда же водитель отказался, он был жестоко избит толпой. Миротворцы нашли его уже после окончания инцидента, когда возник вопрос: чей это автомобиль блокирует проезд. Водитель, получивший тяжелые травмы, находился в бессознательном состоянии.
По словам Зверева, ситуацию удалось нормализовать к 24 часам. Попытка дать оценку произошедшему от имени Объединенного военного командования была сразу же заблокирована молдавской стороной.
Общее резюме российских военных, высказанное на конференции, звучало так:
- все случившееся на посту "9-левый" происходило с молчаливого согласия представителей местных органов власти, полиции и Хельсинкского комитета, которые всячески поощряли действия распоясавшейся толпы;
- тяжелые последствия удалось предотвратить только благодаря грамотным и выдержанным действиям всего состава поста, включая и миротворцев от Молдавии.
Зверев также отметил, что на посту "9-левый" уж не раз происходили инциденты с участием представителей правоохранительных органов Молдавии. Попытки сотрудников МВД Молдовы спровоцировать конфликт с миротворцами фиксируются, по его словам, очень часто. А 9 июля 2003 года произошел серьезный инцидент, когда двое пьяных сотрудников молдавской полиции, отказавшись остановиться на посту, сбили военнослужащего миротворческих сил ПМР и, зацепив автомобилем военнослужащего миротворческих сил России, протащили его за машиной более 100 метров, после чего попытались скрыться, рассказал Зверев.
Слева направо: старший смены совместного миротворческого поста в районе поселка Ваду-луй-Воде майор Дудников, военный комендант северного и центрального участка Зоны безопасности подполковник Борис Крамченков, начальник объединенного штаба Совместных миротворческих сил полковник Олег Белокопытов, командующий миротворческим контингентом России в Зоне безопасности полковник Анатолий Зверев
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- При бегстве из Селидово ВСУ расстреливали мирных жителей
- Есть ли «Южмаш»? Захарова призвала Киев определиться — 1004-й день СВО