Как неоднократно сообщало ИА REGNUM, 10 мая, сразу после празднования 60-летия Победы, в Москве состоится расширенный саммит Россия-ЕС. Предполагается, что именно к 10 мая будут полностью сформированы "дорожные карты" по четырем общим пространствам взаимодействия (экономическому, свободы и правосудия, внешней безопасности, научных исследований и образования). Напомним, что решение по созданию "дорожных карт" было принято на саммите в Санкт-Петербурге в 2003 году.

Вместе с тем, взаимоотношения России и ЕС нельзя назвать идеальными или очень хорошими. Выступая на конференции в Дипломатической академии МИД РФ 15 марта, заместитель министра иностранных дел России Владимир Чижов подчеркнул, что четыре "дорожные карты", совместное заявление о последствиях расширения организации и совершенствование механизмов взаимодействия являются основными задачами для России сегодня. Однако В.Чижов сразу же добавил, что существуют серьезные разногласия: речь идет о проблемах с близлежащими с ЕС странами, о решении "замороженных конфликтов", к тому же Россию и ЕС беспокоит так называемый "фактор 2007 года". Ожидается, что именно в 2007 году вступит в силу новая европейская конституция, предварительно одобренная 25 странами-участницами. "Это означает появление новых модальностей в наших взаимоотношениях с ЕС", - сказал дипломат. Помимо этого, по словам В.Чижова, к 2007 году "видимо, будет какое-то расширение ЕС", а также вступление России в ВТО. Тогда же, 1 декабря, Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) исполнится 10 лет, и, как отметил глава Комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев, очевидно, что документ нельзя автоматически пролонгировать, поскольку он устарел и требует изменений и уточнений.

К.Косачев, выступая на конференции в Дипакадемии МИД РФ, высказал "свою личную точку зрения" на перспективы дальнейших взаимоотношений России и ЕС. Депутат нарисовал печальную картину будущего: "У нас нет никакой внятной перспективы". Он отметил, что у России самое непонятное положение при диалоге с ЕС, поскольку мы вроде бы не нацелены на вступление в организацию, как, например, Турция, даже вопреки своим традициям, но и не готовы заявить позицию, аналогичную позиции Китая: в ЕС никогда и ни при каких условиях. "Я вижу отсутствие перспектив и кризис недоверия в наших взаимоотношениях", - сказал депутат.

Касаясь претензий России к ЕС, К.Косачев заявил, что Россию не устраивает регулярные высказывания организацией субъективных оценок по поводу внутренней ситуации в нашей стране. Порой у них просто менторский тон, сказал парламентарий, назвав среди таких высказываний ЕС комментарии по Чечне и ЮКОСу. По мнению главы думского комитета по международным делам, в ЕС просто не пытаются искать общие темы для взаимной интеграции: "только ждут, что мы станем членом организации". Однако, отметил К.Косачев, россияне разочарованы ЕС, поэтому ожиданий вступления и соответствующего давления общественности на политиков нет, а "ЕС делает вид, будто этого не замечает". По наблюдениям депутата, аналогичные настроения блуждают в стенах Государственной Думы РФ: "на 1 евроэнтузиаста приходятся 10 евроскептиков. И ситуация меняется не в пользу ЕС".

Нас беспокоит отсутствие реальных проектов со стороны ЕС по улучшению экономики России, сказал К.Косачев. Депутат отметил, что речь идет о проблеме бедности и о списании долгов России. "ЕС активно выступал за списание долгов Ираку, Польше, однако России не дают даже выплатить долги вперед Парижскому клубу", - сказал К.Косачев, подчеркнув, что причиной такой позиции ЕС является то, что организация до сих пор воспринимает механизм списания долгов как бизнес-проект, а не политический. Нас не устраивает, что вы поддерживаете политмаргиналов и ведете диалог с бандитами, продолжил К.Косачев. Критикуя политику ЕС, депутат также отметил различие оценок ситуации в странах СНГ: в Грузии, Молдавии, на Украине. "Очевидно, что мы лучше понимаем там ситуацию", - сказал парламентарий. - "Там происходит смена кланов... сомнительные смерти...". К.Косачев назвал политику ЕС в отношении стран СНГ некорректной: "вы заманиваете их". Он напомнил, что Украина уже, под воздействием ЕС, где ее все равно не ждут, "охладела к ЕЭП". Рассуждая о вопросах взаимной безопасности, депутат подчеркнул, взглянув на Полномочного и Чрезвычайного Посла Великобритании в РФ Энтони Брентона. что Россия не понимает, когда некоторые страны позволяют себе давать убежища людям, разыскиваемым в нашей стране. "Мы также не понимаем, почему ЕС "не заметил" высказываний Польши в отношении гибели Масхадова", - сказал К.Косачев.

Глава думского Комитета по международным делам отдельно отметил наличие двойных стандартов в политике ЕС в отношении прав нацменьшинств в прибалтийских странах. Наглядный тому пример, сказал он, прошедшие муниципальные выборы в Риге, где 60% населения не смогли принять участия в голосовании. "Конечно же, ЕС признает их результаты", - сказал К.Косачев, отметив, что гражданам стран ЕС, проживающим в столице Латвии всего 6 месяцев, почему-то позволили проголосовать. "Происходит балтизация ЕС", - заявил депутат. Отвечая на реплики Посла Королевства Нидерландов в РФ Тиддо Хофстее о равных возможностях России в ЕС, в том числе и в защите русскоязычного населения прибалтийских государств, председатель комитета Госдумы по международным делам отметил, что у нас есть равные возможности тогда, когда наши интересы с ЕС совпадают.

К.Косачев сослался на свой разговор с "первым президентом Эстонии" Леннартом Мэри о возможности облегчения визового режима с Россией. Экс-глава Эстонии сказал: да, мы, например, идем на сближение с Турцией. Т.к. "для того, чтобы лучше жить, надо лучше работать". Аналогичное по результату заявление сделал сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества "Европейский союз - Россия" Кэмил Эрлингс. Он заявил К.Косачеву, что после решения о льготных визах Украине Йошки Фишера (глава МИД Германии - ИА REGNUM) украинцы "уже заполонили Испанию и Португалию", поэтому "мы не пойдем на облегчение визового режима с Россией".

Завершая выступление, депутат заявил о том, что России необходимо определиться, каким путем она пойдет: будет вступать в ЕС, никогда не будет вступать в ЕС или же выберет прагматичную позицию "цель - ничто, движение - все". Но для этого необходима и четкая позиция ЕС. К.Косачев призвал также пересмотреть работу таких организаций-механизмов, как ОБСЕ и СЕ. По мнению парламентария, такие их функции, как, например, надзор за ситуацией в России или Беларуси, не нужны. Депутат предложил, чтобы голосование происходило 1 голосом, тогда, по его мнению, "удастся избежать предопределенности результата". К.Косачев призвал страны ЕС к диалогу, но сам стремительно покинул конференцию, не выслушав ответа Посла Литвы в России Римантаса Шидлаускаса, заверявшего парламентария, что кризиса недоверия нет, и проблемы Калининграда решаются.

Однако кризис налицо. И в подтверждение этого Посол Великобритании в России, отвечая К.Косачеву о предоставлении политического убежища Борису Березовскому, заявил, что "мы не понимаем друг друга". Т.е. Великобритания, которая с 1 июля станет вместо Люксембурга председателем ЕС, не понимает Россию. Тогда как тому, кто является председателем ЕС, в России придают большое значение. Именно Люксембург выступил инициатором проведения саммита Россия-ЕС в Москве. Именно в Люксембурге 1 марта смог состояться первый раунд консультаций между Российской Федерацией и Европейским союзом по правам человека, где, как подтверждают в МИД России, были предметно обсуждены актуальные вопросы международной правозащитной повестки дня. В частности, произошел "углубленный обмен мнениями по положению русскоязычного населения в Латвии и Эстонии". Помимо этого, представителям Евросоюза была предоставлена подробная и обстоятельная информация по ситуации с правами человека в России. Именно Люксембург способствовал принятию Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, где в первую очередь речь шла об обеспечении прав русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии и проблемах калининградского грузового и пассажирского транзита.

Таким образом, на саммит в Москве 10 мая Россия выходит в ожидании разрастания кризиса недоверия и непонимания, без Литвы и Эстонии и без осознания своей роли в Европейском Союзе.