Во втором полугодии 2017 года нефтегазовая компания «Роснефть» и американская ExxonMobil могут начать проводить геологоразведочные работы на шельфе в такой потенциально богатой запасами черного золота и газа стране как Мозамбик. Об этом стало известно из годового отчета компании.

В документах говорится о том, что российская и американская энергетические компании в консорциуме выиграли три блока на шельфе республики: один в бассейне реки Ангоче и два — в дельте реки Замбези. В середине этого пока планируется заключить концессионные соглашения по разработке участков на шельфе, после чего будут подписаны концессионные соглашения с правительство Мозамбика и начаты геологоразведочные работы.

Чем обусловлен интерес двух крупнейших нефтяных компаний мира к шельфу Мозамбика? 11,7 млрд баррелей нефти, около 55 трлн кубометров газа и 5,6 млрд баррелей конденсата — таковы объемы технически извлекаемых ресурсов углеводородов в провинции Мозамбика, свидетельствуют данные Геологической службы США. Однако до недавнего времени не было известно, что республика обладает такими запасами нефти и газа. Только семь-лет лет назад в результате исследований выяснилось, что огромный энергетический потенциал страны сосредоточен в бассейне Ровума. По оценкам специалистов, здесь находится около 2,2 трлн кубометров голубого топлива. Также богаты газом и месторождения в бассейнах реки Мозамбик.

После этих открытий многие иностранные крупные компании захотели участвовать в проектах в Мозамбике. Например, в 2016 году британская нефтяная компания BP подписала контракт на покупку сжиженного природного газа из республики у консорциума во главе с итальянской Eni на протяжении 20 лет. Объем производства СПГ, предположительно, должен составить более 3,3 млн тонн в год. В консорциум инвесторов, которые разрабатывает участок, входят «дочка» итальянской Eni и китайской CNPC Eni East Africa (EEA), а также Galp Energia (Galp), Kogas и Empresa Nactional de Hidrocarbonetos (ENH). Ожидается, что один из участков на шельфе Мозамбика станет чуь ли не основным мировым экспортером СПГ. Согласно подсчетам Еni, газовых запасов этого участка может хватить для удовлетворения спроса домохозяйств США в течение почти 20 лет.

Что касается партнерства «Роснефти» и ExxonMobil, то оно носит стратегический характер. Так, в 2011 году стороны договорились сотрудничать в проектах по разведке и добыче углеводородов в России, США и третьих странах. В результате этих договоренностей, например, был реализован проект «Сахалин-1» в России и проект по добыче трудноизвлекаемой нефти в провинции Альберта в Канаде. В 2015 году дочерние предприятия «Роснефти» и ExxonMobil приняли участие в тендера на разведку углеводородов, организованного национальным нефтяным институтом INP Республики Мозамбик. В торгах приняли участие 23 компании, однако в итоге были выбраны российская и американская компании.

Позднее ExxonMobil также начала вести переговоры с катарской Qatar Petroleum о том, чтобы приобрести газовые активы в Мозамбике, а именно, доли в месторождениях, которые разрабатывают американская Anadarko и итальянская Eni. Эту информацию подтвердили СМИ несколько источников, но официальных заявлений по этому поводу не было.

Также ранее ИА REGNUM писало, что компания ExxonMobil обращалась в администрацию президента США Дональда Трампа для получение разрешения на возобновление работ с «Роснефтью» в Черном море в качестве исключения, так как против российской компании еще введены американские санкции. В результате группа республиканцев и демократов из Конгресса США обратилась в администрацию Белого дома с требованием отказать крупнейшей нефтегазовой компании страны в снятии санкций с ее совместных проектов с «Роснефтью». В частности, сообщалось, что сенатор Марко Рубио заявил, что сотрудничество с российскими компаниями не отвечает национальным интересам США. После консультаций с Трампом Минфин страны решил, что ExxonMobil не получит разрешение на работу с российской компанией.

Таким образом, совместный проект на шельфе Мозамбика является подтверждением намерения сторон развивать стратегическое сотрудничество, пусть и не в изначально запланированном формате.

Читайте также: США: «Роснефть» использует энергетику как политическое оружие

Читайте также: WSJ: Нефтяная отрасль России не пострадала от западных санкций