В Нижнеколымском районе Якутии сложная ситуация: оставшегося топлива хватит только до 17 января, а зимник, по которому его можно будет привезти, откроют только в феврале, и то не точно. Власти республики и муниципалитета уже задумались о введении в районе режима ЧС, а пока придётся экономить: из-за нехватки топлива на электростанции в селе Колымское ограничена подача электричества в дома.

Читайте также: Дожить до зимника: В Якутии открытие дорог по льду сдвинули на 1,5 месяца

Как сообщили в АО «Сахаэнерго», электроснабжение населённого пункта ограничено с 7 января до 30%. Бесперебойно электричество подаётся только на социально важные объекты, а дома снабжаются им по графику. Топливо доставляют вездеходами из посёлка Черский, пока оттуда привезено три тонны.

По данным пресс-службы правительства республики, всего остаток топлива в Нижнеколымском районе составляет 12,4 тонны при суточном расходе 1,6 тонны. А это значит, что топливом муниципалитет обеспечен только до 17 января. Зимник между тем если и откроется, то только в феврале. Запустить зимнюю дорогу не позволяет погода. В село Колымское завозить топливо должны были по реке, но из-за аномального тепла лёд не замёрз достаточно для того, чтобы по водоёму смогла пройти тяжёлая техника с грузом.

Читайте также: В якутском селе кончается топливо — по зимнику уголь пока больше не повезут

По словам начальника Якутского гидрометцентра Александра Аржакова, погода лучше не станет: до конца января в Нижнеколымском районе температура днём будет составлять — 23−32°С, а февраль априори будет теплее января. В таких условиях есть риск того, что автозимники так и не будут функционировать в полную мощность.

Как сообщили в пресс-службе Госсобрания республики, в село Андрюшкино в этом же муниципалитете автозимник должен быть проложен по земле, но толщина снега составляет 1,5−2 метра, а под ним тундра не промёрзла, техника вязнет и проваливается.

Проблему с нехваткой топлива в муниципалитете обсудили на заседании регионального парламента. Депутаты Виктор Губарев и Елена Голомарёва считают, что в сложившемся положении нужно объявлять режим ЧС и выделать на доставку топлива дополнительные средства из резервных источников.

Министр ЖКХ и энергетики республики Гаврил Левин предложил расчищать снег, чтобы лёд на реке мог быстрее промёрзнуть. Делать это предполагается малотоннажной техникой. Между тем аналогичная проблема с переносом сроков открытия зимников возника ещё в четырёх арктических районах — Момском, Анабарском, Среднеколымском и Усть-Янском. При этом сохраняется и проблема нехватки кормов для коней и оленей: обильно выпавший снег сделал невозможным зимний выпас.

Читайте также: В Якутии начался падёж оленей, «улучшения ситуации ожидать не стоит»

Как сообщало ИА REGNUM, директор «Транссахамост» Василий Мазур уже более 20 лет предлагает более 30 способов существенно ускорять в Якутии сроки открытия автозимников. «При морозах в Якутии открывать переправы в такие сроки, наплевав на новации, опосредованные опытом, а также закрывать глаза на гибель людей и парализованную экономику более трех месяцев, разве это не беспредел? Как жаль простых людей», — отмечал он. По мнению мостостроителя, ситуация выглядит ещё более абсурдной в свете множества его патентов и статей, докладов, писем, заключений солидных учёных, опытов по увеличению времени работы переправ на 90 дней. Один из способов, предлагаемых Василием Мазуром, — очищать лёд от снега, чтобы не мешать рекам замерзать.