В Новосибирской области не достигнут показатель, указанный в «майских указах» президента по оплате труда социальных работников, педагогов школ и детских садов, мастеров производственного обучения — таковы результаты заключение Контрольно-счетной палаты региона, которая провела анализ исполнения указов в области в 2015 году.

Указом президента РФ от 7 мая 2012 года (№ 597) предусмотрено доведение средней заработной платы этим категориям до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Распоряжением правительства Новосибирской области установлен целевой показатель по отношению средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате в 2015 году в 112%, для мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования — 123,8%, для социальных работников — 63,4%."Согласно отчетным данным министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, среднемесячная заработная плата в области в 2015 году составила 26,3 тыс. рублей. Уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования в соответствии с «дорожными картами» в 2015 году должен был составить 112%, а фактически составил 108,5%. Уровень зарплаты мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования должен был составить 123,8% в 2015 году, а по факту — 117,2%. По социальным работникам «дорожные карты» предусматривали показатель в 63,4% на 2015 год, он составил 61,4%», — сказано в отчете КСП.

Кроме того, не достигнуты целевые показатели прошлого года по доле инвестиций в валовом региональном продукте (она сократилась с 21,6 до 15,7%, при целевом показателе — 18,2%) и заемных средств в инвестициях коммунального сектора, получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В документе, размещенном на сайте КСП области сказано, что в 2015 году был принят порядок рассмотрения результатов оценки населением деятельности руководителей органов, учреждений и предприятий, на областном сайте появились первые крупные закупки для обязательного предварительного публичного обсуждения. Предусмотрены мероприятия по информированию населения о преимуществах использования информационных и телекоммуникационных технологий, а с 2016 года осуществлен переход на долгосрочное (трехлетнее) тарифное регулирование в коммунальном хозяйстве. Также приняты новые областные законы по поддержке промышленности и инвестиционной деятельности, предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования. Завершен переход на «эффективный контракт» с работниками в учреждениях здравоохранения и образования.

Вместе с тем, указано, что фактически обсуждение крупных закупок не состоялось. Инвестиционная привлекательность коммунального хозяйства остается на низком уровне. Расходы на новую меру социальной поддержки (на третьего и последующего детей) увеличиваются высокими темпами. Из-за недостатка финансирования не проводились вставки областных музеев в других регионах и заграницей. Достижение целевого уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы достигнуто за счет изменения методики определения средней заработной платы (в реальном выражении заработная плата сократилась). И для реализации указов потребуется дальнейшее увеличение объемов бюджетных расходов либо нужны изменения подходов к реализации соответствующих мероприятий. Выборочный анализ показал, что в учреждениях культуры переход на «эффективный контракт» не завершен (в государственных учреждениях планируется с 2016 года). В большинстве муниципальных районов не достигаются целевые уровни оплаты труда. В учреждениях, перешедших на «эффективный контракт» в 2013—2015 годах, сохраняются недостатки в положениях об оплате труда и в практике назначения стимулирующих выплат — используются неизмеримые показатели, условия выплат в трудовых договорах не соответствуют положениям об оплате труда, практикуется частое изменение условий назначения выплат.

У КСП остался вопрос и по дифференциации объемов финансирования учреждений в зависимости от достигнутых показателей эффективности деятельности их работников. «Премии, в том числе не имеющие конкретных критериев выплаты, назначаются даже при низком уровне выполнения государственного (муниципального) задания», — говорится в отчете.

В свою очередь, министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области предоставило ИА REGNUM более подробную информацию по заработным платам.

«Согласно указу президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года, преподавателям и мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования необходимо обеспечить к 2018 году среднемесячную заработную плату на уровне 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе. Эта задача успешно выполняется уже сейчас. В 2015 году уровень составил 117,2%. И по другим категориям работников уровень среднемесячной заработной платы по отношению к среднемесячному доходу от трудовой деятельности демонстрирует устойчивое выполнение поставленной задачи: по педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования — 108,5%, по преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования — 167,2%, по научным сотрудникам — 181,8%, по педагогическим работникам образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей — 107%, по педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей — 90,9% (при плановом показателе 85,4%), по врачам и работникам медицинских организаций, имеющим высшее образование — 169,7%, по среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу — 96,8% (при плановом показателе 81,3%), по младшему медицинскому персоналу — 60% (при плановом показателе 52,4%), по работникам учреждений культуры — 81,9% (при плановом показателе 73,7%)», — заявило региональное минтруда.

В то же время, по данным публичной отчетности за 2015 год в Новосибирской области были достигнуты целевые показатели обеспечения местами в детских садах, доступности государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, повышения квалификации и профессиональной подготовки занятого населени, удельного веса высококвалифицированных работников, снижения смертности от болезней системы кровообращения.

По данным правительства Новосибирской области, все дети в возрасте от трех до семи лет в 2015 году были обеспечены местами в детских садах. В прошлом году построены 23 объекта дошкольного образования, шесть реконструировано. В общей сложности создано 5740 мест. На эти цели было предусмотрено более 4,1 млрд рублей. Всего в период с 2011 по 2015 год в регионе построено, реконструировано, капитально отремонтировано более 152 зданий, на это потрачено около 15 млрд рублей, из которых 15% средств направлены из областного бюджета.

Отметим, что указы президента РФ от 7 мая 2012 года предусматривают комплекс мер по совершенствованию государственной политики в различных сферах и отраслях, в реализации которых участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Расходы на реализацию указов составляют существенную часть консолидированного бюджета Новосибирской области.

«Майские указы» содержат 218 поручений, которые затрагивают практически все сферы жизни страны — от зарплат бюджетников до вопросов внешней политики. Они должны быть выполнены в период с 2012 до 2020 гг.

На исполнение майских указов президента в 2015 году в Новосибирскую область было направлено 58 млрд рублей. Их них 63% пошло на увеличение зарплат бюджетников, 23% — на поддержку инвестиционной деятельности и 7% — на ликвидацию очередей в детских садах.

Читайте также: Кремль в пику Медведеву напомнил о «майских указах» Путина по учителям