Совмин Белоруссии постановлением №560 от 18 июля утвердил республиканскую программу развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016−2020 годы, сообщает пресс-служба правительства постсоветской республики.

Задачами госпрограммы названы: повышение качества и комплексности логистических услуг; обеспечение развития логистической инфраструктуры и повышение эффективности ее использования; совершенствование правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала.

Госпрограммой доведены целевые показатели: объем логистических услуг должен увеличиться к 2020 году по отношению к 2015 году в 1,5 раза, общая складская площадь логистических центров различной функциональности вырастет в 1,64 раза и составит более 656 тыс кв. метров, а доходы от транзита, которые включают доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного транспорта), увеличатся до $1,5251 млрд (ранее правительство заявляло о приверженности «дедолларизации»).

План мероприятий госпрограммы включает 51 пункт. Среди них — меры по дебюрократизации и стимулированию конкуренции, внедрения принципа «одна остановка», привлечение средств других госпрограмм и реализация проектов в форме государственно-частного партнерства.

Заказчиком-координатором республиканской программы назначено министерство транспорта и коммуникаций. Персональная ответственность выполнение госпрограммы возложена на руководителей Минтранса, Минторга, госконцерна «Белнефтехим», а также других республиканских органов госуправления и госорганизаций. Госпрограмма содержит также методику оценки эффективности реализации.

Глава 3 госпрограммы посвящена оценке рисков её реализации. Среди них указаны: смещение товарных потоков с с центрально-европейского направления на южно-европейское, падение спроса в ЕС на товары из СНГ, низкая конкурентоспособность белорусской логистической системы, снижающие торговлю взаимные санкции РФ и ЕС, переориентация Россией своих товарных потоков на Ленинградскую область с Прибалтики и, соответственно, Белоруссии. Также отмечено, что Россия и Казахстан всё больше смещают экспорт с направления ЕС на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Минимизации рисков, по мнению разработчиков программы, послужит отмена санкций РФ и ЕС, что приведёт к оживлению взаимной торговли и, следовательно, позволит постсоветской республике заработать на транзите. Авторы документа указали также на возможный эффект по «реализации мероприятий по созданию привлекательных условий для основных грузоотправителей и грузополучателей в целях наращивания транзита высокодоходных грузов железнодорожным транспортом в направлении портов Калининграда, Клайпеды, Риги и Вентспилса, нефтепродуктов из Литовской Республики на Украину, а также развития контейнерных перевозок в сообщениях Китайская Народная Республика — Европа и Север — Юг».

Как сообщало ИА REGNUM, 12 июля на заседании Совмина Белоруссии под председательством первого зампреда СМ РБ Василия Матюшевского (председатель Совмина Андрей Кобяков в тот день проводил переговоры в Москве с Дмитрием Медведевым) был рассмотрен проект республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016−2020 годы. Тем временем КНР наращивает железнодорожные поставки в ЕС и имеет в виду строящийся крупный логистический центр для китайских товаров под Минском в КБИП «Великий камень». По всей видимости, именно перевалка китайских грузов, а не нанотехнологии и другой хайтек, как заявлял Александр Лукашенко, станут специализацией «Великого камня» и постсоветской республики в целом.

Также отметим, китайские товарищи устроили состязание между прибалтийскими этнократиями за право обслуживать товарные потоки из КНР в ЕС. При этом Западная Европа в состоянии самостоятельно принимать китайские грузы наименее затратным морским транспортом, что и делает до сих пор.