Марс Сариев об экономической ситуации в Киргизии: «Поздно пить боржоми»
Бишкек, 8 февраля, 2016, 18:02 — ИА Регнум. «России надоело кормить вечно голодную элиту Киргизии. Представляете, что будет твориться в Москве, если россияне узнают, что деньги отбирают у их пенсионеров с бюджетниками и передают Бишкеку?», — заявил политолог Марс Сариев, комментируя корреспонденту ИА REGNUM последние законодательные инициативы правительства Киргизской Республики.
По словам эксперта, официальный Бишкек в настоящее время «ощущает нехватку двух ресурсов — денег и времени», и именно поэтому в республике лоббируются законы об обязательном страховании жилья, машин и растений. «Власти скребут по сусекам и пытаются этими крохами заткнуть дыры. Параллельно с этим они пытаются вытрясти хоть немного у внешних игроков — России, Китая, США и Ирана. Например, Россия ежеквартально выделяет $30 млн (2,32 млрд рублей) на поддержание национальной валюты Киргизии. Это грантовые деньги, которые, по меркам маленькой среднеазиатской республики, являются не самыми маленькими. И они уходят не на развитие промышленности, сельскохозяйственной отрасли или туризма, а просто на «поддержание штанов», — уточнил он.
Аналитик высказал мнение, что возглавляемое Темиром Сариевым правительство, по сути, продолжает политику проедания ресурсов, не пытаясь изменить ситуацию в экономике страны. «Но, справедливости ради, стоит отметить, что сейчас это едва ли не единственное, что премьер-министр Киргизии может сделать. Преимущества, которые были частично реализуемыми после вступления в Евразийский экономический союз, теперь похоронены. У партнеров, России и Казахстана, пока нет денег на поддержание более слабого соседа, который надеялся всю жизнь остаться на их иждивении. Для того, чтобы сейчас реализовать перспективы ЕАЭС, нужно иметь машину времени и перенестись хотя бы на год-полтора назад — тогда ускоренная индустриализация и введение кризисного управления могли бы частично смягчить ситуацию», — считает он.
Марс Сариев отметил, что ситуацию также могли исправить своевременные действия правительства Киргизии по развитию аграрного сектора и сферы туризма и привлечение инвестиций вне ЕАЭС в горнодобывающую промышленность. «У Киргизии есть несколько секторов экономики, которые стабильно приносят доход. При нормальной экономической ситуации этого, возможно, было бы достаточно, но сейчас кризис — инвестиции сокращаются или уходят вовсе. У республики есть несколько золоторудных месторождений, крупнейшие из которых «Кумтор» и «Джеруй». Но «Кумтор» постоянно сотрясают скандалы и судебные разбирательства, периодически рудник оказывается на грани закрытия. А второй по величине рудник «Джеруй» еще не запущен. Эти полтора производства, как бы ни было велико их значение для национальной экономики, не в силах в одиночку вытащить Киргизию из вечной финансовой ямы», — пояснил он.
Кроме того, добавил политолог, на эту основу нужно накладывать дополнительные схемы — например, внедрять модель мобилизационной экономики, как это делалось в некоторых странах, которые оправлялись после разорительных воин. «Для Киргизии эта мера необходима в мирное время. Одним из вариантов является реальная борьба с коррупционными схемами и нечистоплотными чиновниками. Показательные судебные разбирательства, которые происходят сейчас — это не выход. Если граждане увидят в СМИ вчерашних олигархов в наручниках, несмотря на все их неприкосновенности, то доверие к власти увеличится. Кроме того, сейчас на всех уровнях говорят о сокращении расходов и необходимости экономить. Почему бы власти Киргизии не начать с себя? Проблема в том, что они на такое не способны», — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что «киргизстанские политики — заложники собственного мышления, которые не могут что-то созидать, мыслить системно и на несколько шагов вперед». «Так было при СССР, когда республика фактически жила на дотации из Москвы. Тенденция продолжилась после обретения независимости. Тогда под вывеску «островок демократии в Средней Азии» США дали $1 млрд. Эти деньги снова пошли не на укрепление экономики, а частично проелись и превратились в особняки и дорогие машины для элиты. После этого наступил третий этап — реэкспортная экономика. Вместо наращивания производственных мощностей бизнес стал процветать на перепродаже товаров из Китая. Киргизия богатела и не думала о завтрашнем дне», — считает он.
По словам политолога, «после того, как эта лавочка закрылась, республика вступила в Евразийский экономический союз». «Иного выхода не было. Киргизские чиновники рассчитывали сесть на шею России, которая, исходя из геополитических соображений, продолжит их кормить. Но тут наступил кризис. Надежды не оправдались. А самостоятельно выживать за это время киргизстанская элита не научилась. Поэтому сейчас политики лихорадочно ищут спонсоров, готовых оплачивать их пребывание у власти. Но проблема в том, что денег нет почти ни у кого, кроме Китая и Ирана», — подытожил он.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- В Госдуме посоветовали США отказаться от поставок крылатых ракет Киеву
- Путин: средств противодействия «Орешнику» не существует — 1003-й день СВО