В центре Симферополя на площади у Верховного Совета встретились лицом к лицу сторонники интеграции с Россией и проукраински настроенные активисты, среди которых было много крымских татар. К счастью, аналитики ошиблись. «Крымская весна» прошла без жертв среди мирных жителей. Почему столкновение таких разных культур не привело к кровопролитию? Как этого удалось достичь? Ведь регион по своему этническому составу является уникальным, но и потенциально взрывоопасным. По материалам переписи 2014 года в Крыму проживает 175 национальностей.

Крымцы, къырымлы или къырымтатарлар

В сознании большинства россиян можно обнаружить устойчивый стереотип, что в Крыму живут изгнанные Сталиным крымские татары, в настоящее время промышляющие самозахватами. Еще кто-то что-то слышал о таинственной организации Меджлис.

Крымские татары — третья по численности группа населения в Крымском Федеральном округе. Их язык является государственным. Этнос сформировался на территории полуострова еще в период средневековья в результате слияния тюркских племен с оседлым населением горных и прибрежных районов Крыма. Верующие крымские татары в основном мусульмане-сунниты, однако в религии сохранились некоторые христианские элементы. Значительное влияние на крымских татар оказала турецкая культура. Крымское ханство, возникшее в первой половине XV в. (1475 г. до 1774 г.) находилось в вассальной зависимости от Османской империи.

Присоединение Крыма к Российской империи вызвало отток крымских татар. Процесс переселения фактически не прекращался до 20-х гг. XX в. Однако, уехавшие не перестали считать Крым своей Родиной. В Турции, Румынии, Болгарии создавались организации, которые вели дискуссии по крымскому вопросу. После установления советской власти была создана Крымская АССР, государственными языками которой являлись крымско-татарский и русский.

В результате выселения крымских татар в мае 1944 г. только за первые 2 года погибло около половины его численности. Национальная культура и язык оказались на грани исчезновения. Официально причиной депортации были объявлены факты коллаборационизма и сотрудничества крымскотатарского населения в период оккупации Крыма в 1941 — 1944 годах с немцами. Из крымских татар были созданы полицейские батальоны для охраны порядка на оккупированных территориях, которые весной 1944 года были преобразованы в Татарский горно-егерский полк СС.

Однако выселяли не только коллаборационистов, депортированы были также крымские татары, воевавшие в частях Красной Армии, после демобилизации и работники Крымского обкома и Совнаркома, проведшие войну в эвакуации. Это было объяснено тем, что на новом месте нужны руководящие работники, примечательно, что из партии они не были исключены. С конца 80 — х годов на Родину в Крым вернулось около 300 тысяч человек.

Крымский диалог

В апреле 2014 года во время прямой линии Владимир Путин заявил: «Крымско-татарский народ — это народ, который действительно серьезно пострадал в период сталинских репрессий, был депортирован из Крыма, из мест своего традиционного проживания, со своей родной территории. Мы безусловно должны сделать все от нас зависящее, чтобы процесс вхождения в Российскую Федерацию был связан с реабилитацией и с восстановлением законных прав и интересов крымско-татарского народа».

И процесс пошел. За минувший год действительно были сделаны конкретные шаги для налаживания диалога с крымско-татарским сообществом. Был принят Указ Президента «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В настоящее время разработаны и запущены программы по поддержке этнокультурной самобытности крымских татар.

Но есть нюанс. Активная роль в реализации положительного сценария должна принадлежать именно крымским татарам. Эксперты подчеркивают, что в отличие от татарского народа крымское сообщество (русские, украинцы, греки, болгары и др.) интернационально и открыто для диалога. Пока можно констатировать, что в своем большинстве крымские-татары выжидают. А ведь, формирование единого сообщества без размывания этничности — это самый положительный сценарий из всех возможных. Очевидно, что для продуктивного диалога необходимо два собеседника.

Негативный сценарий

В результате проведенных в Крыму глубинных интервью и фокус-групп было выявлено, что противостояние возможно. Причины тому стереотипы национального самосознания. В первую очередь, это активно внедряемый долгие годы стереотип «Россия враг». Суть его сводится к тому, что русские — пришлые нежелательные элементы, которые присвоили достояние крымских татар, пользуются тем, что по праву принадлежит крымским татарам. При этом культивируется стереотип о крымско-татарской исключительности.

Так участники фокус-групп и глубинных интервью отмечают следующее.

«Крымско-татарскому поколению вбивалось в голову: «Крым — это ваша Родина, вы там самые главные», и вот это все передавалось, передавалось из поколения в поколение. И им психологически очень тяжело понять (даже молодежи), что в Крыму не только они имеют права на Крым, есть и другие». Если дать этим стереотипам развиться, добавить дополнительных аргументов извне на существующую базу, то возможно глухое противостояние и межэтнический взрыв.

По мнению экспертов, конфликты могут быть спровоцированы и на религиозной почве. «Если не считать, когда религию использовали как шантажирующий элемент, то, в принципе, никаких проблем с этим нет. У нас последние несколько лет начинался этот процесс. Потому что Хизб ут-Тахрир (запрещенная в РФ организация — прим. ИА REGNUM ) развели здесь очень активную деятельность. И если бы не вхождение Крыма в Россию, то они бы развивались по нарастающей, и сторонников у них становилось всё больше и больше. Поскольку это очень радикальная исламская группировка, то, я думаю, до конфликта они рано или поздно бы дожили».

Большинство жителей полуострова признают, что в основе межнациональных конфликтов лежат территориальные, экономические и бизнес-интересы, а этнический фактор является вторичным. Крым, благодаря своей древней истории, смешению этносов, религий и культур, является регионом с наименьшей вероятностью возникновения межэтнической напряжённости. При всем этом многообразии, население Крыма толерантно настолько, что это может служить примером для всей России.

Однако, по мнению одного из опрошенных экспертов: «пожара — нет, но если спички носить в кармане, то все может быть».

Справка

По материалам социально значимого проекта «Исследование потенциала Крымского полуострова (культуры, традиций и характеристик населения) для последующего создания регионального бренда». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ».