Официальный Минск может рассчитывать на получение финансовой помощи Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) при условии доработки программы реформ. Об этом 4 сентября проинформировала пресс-служба Евразийского банка развития (ЕАБР), являющегося управляющим средствами ЕФСР.

Группа экспертов ЕАБР во главе с директором проектной группы Алишером Мирзоевым 24−28 августа посетила Минск для продолжения консультаций с властями постсоветской республики «по доработке программы реформ, которая может быть поддержана новым финансовым кредитом ЕФСР», сказано в сообщении. Представители банка встретились с первым зампредом Совмина Василием Матюшевским, министром финансов Владимиром Амариным, а также руководством и экспертами других министерств и ведомств и Нацбанка и представителями международных финансовых институтов. В итоге «управляющий планирует вынести доработанное заключение по заявке Белоруссии на рассмотрение заседания Совета ЕФСР, планируемого на 4 квартал 2015 г», сказано в официальном сообщении.

«Основной целью программы правительства и Национального банка Республики Беларусь, представленной на рассмотрение заседания Совета фонда в начале июля т. г., является достижение макроэкономической стабилизации и создание основ для долгосрочного устойчивого роста путем проведения жесткой денежно-кредитной и консервативной налогово-бюджетной политики, сбалансированной политики доходов населения и реализации глубоких структурных реформ, нацеленных на снижение роли государства в экономике и активное развитие частного сектора, — сказано в сообщении ЕАБР. — В частности, программа предусматривает сокращение объемов финансирования новых государственных программ, что, наряду с уменьшением субсидий на поддержку ЖКХ через повышение уровня окупаемости затрат тарифами, будет способствовать не только сбалансированному исполнению государственного бюджета, но и высвободит ресурсы для развития предпринимательства».

По мнению банка, повышение эффективности использования всех ресурсов экономики, в т.ч. освободившихся финансовых ресурсов при сокращении госпрограмм, будет обеспечено за счет либерализации цен и рынков, разгосударствления и коммерциализации предприятий. В итоге повысится устойчивость платежного баланса, стабилизация и наращивание ЗВР, инфляция снизится, снизятся процентные ставки и ресурсы будут направлены в наиболее рентабельные сектора экономики.

Совет ЕАБР на основе заключения управляющего по заявке на предоставление финансового кредита официальному Минску констатировал «необходимость усиления программы для обеспечения устойчивости результатов преобразований, в том числе, на основании уроков, полученных в ходе выполнения предыдущей стабилизационной программы в 2011—2013 гг. (кредит $3 млрд, который был выделен во время предыдущего кризиса и в полном объёме не получен из-за несоблюдения официальным Минском условий кредитования, — прим. ИА REGNUM ).

«В соответствии с поручением Совета фонда, консультации в ходе визита сосредоточились на разработке дополнительных механизмов, снижающих риски невыполнения новой программы, — подчеркнули в ЕАБР. — Учитывая, что продолжение стимулирования внутреннего спроса на фоне сокращения внешних доходов было одним из ключевых факторов отступления от целей предыдущей программы, в рамках новой программы правительство и Национальный банк Белоруссии намерены придерживаться более осмотрительной политики внутреннего спроса».

Власти Белоруссии при угрозе возникновения новых шоков, усиливающих риски дестабилизации экономической ситуации», предполагает реализовать «выход на положительное сальдо государственного бюджета в расширенном определении; использование мер денежно-кредитной политики по нивелированию влияния монетарных факторов инфляции на фоне планируемой либерализации цен и рынков; и предусматривает другие меры», отметили в банке.

ЕАБР констатировал рецессию экономики постсоветской республики, отметив: за январь-июль 2015 г. сокращение ВВП составило 4% к аналогичному периоду 2014 г. «Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, включая негативные изменения в условиях торговли, и снижение конкурентоспособности несырьевого экспорта, преимущественно реализуемого в России, приводят к сокращению доходов от экспорта и притока иностранного капитала. В условиях ограниченных национальных сбережений и возможностей заимствования на внешнем и внутреннем рынках, это не позволяет финансировать и эффективно стимулировать экономический рост за счет внутреннего спроса. При этом надо отметить, что, несмотря на сокращение реального ВВП и номинальных доходов от экспорта в долларовом выражении, физический объём экспорта вырос. Рост произошел за счет экспорта продовольствия и нефтепродуктов. Появление в 2014 г. новых ниш на продовольственных рынках России, образовавшихся из-за контрсанкций России в ответ на санкции Запада, повысило конкурентные преимущества Белоруссии на этих рынках. Увеличение импорта нефти из России для ее переработки в нефтепродукты, на фоне падения цен на нефть, и снижение внутреннего потребления нефтепродуктов позволили Белоруссии нарастить их экспорт», — сказано в сообщении ЕАБР.

Эксперты банка отметили, что предпринятые в ответ на ухудшение платежного баланса ужесточение денежно-кредитной политики и переход к более гибкому режиму обменного курса, включая использование механизма двойного аукциона с июня т.г., «позволили стабилизировать ситуацию на валютном рынке в первом полугодии 2015 г., и не допустили дестабилизации в августе в условиях нового всплеска девальвации российского рубля». Они констатировали: «Рецессия, снижение внешних цен, сдерживание роста тарифов на ЖКХ и высокие процентные ставки привели к замедлению темпов инфляции. В июле т. г. инфляция в годовом выражении была самой низкой начиная с 2011 г., хотя все еще остается двузначной на уровне 12,5%».

«Снижение инфляции и сокращение внутреннего спроса способствовали увеличению профицита внешней торговли товарами и услугами по итогам первого полугодия 2015 г. до 4,2% ВВП, против 1,7% ВВП за аналогичный период 2014 г. Это, вместе с перечислением пошлин от экспорта нефтепродуктов в белорусский бюджет, ранее направлявшихся в бюджет России, позволило сократить дефицит счета текущих операций до 2% ВВП, против 7,1% ВВП за аналогичный период 2014 г. (предварительная оценка). Дефицит текущего счета сформирован, преимущественно, за счет начисления нерезидентам доходов от иностранных инвестиций (около 7,5% ВВП). Значительная часть этих доходов (4,1% ВВП) реинвестируются, и их влияние на состояние платежного баланса является нейтральным. Без учета этих операций, сальдо текущего счета в первом полугодии было положительным в размере 2,2% ВВП, что сформировало чистый приток иностранной валюты по операциям текущего счета», — отметили в банке.

Там также обратили внимание на то, что по итогам I полугодия госбюджет был выполнен с профицитом 3,9% ВВП «чему также способствовало перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты в бюджет Белоруссии». Помимо этого «значительную роль сыграло введение дополнительных сборов, в основном, на добычу природных ресурсов и на распределение газа, что стало возможным по причине сохранения тарифов на газ для внутреннего потребления промышленными предприятиями на уровне предыдущего года на фоне снижения цены на его импорт».

«Реализация планируемых структурных реформ, через снижение роли государства в экономике, коммерциализацию государственных предприятий и соответствующее сокращение их финансовой поддержки, сопровождаемые либерализацией цен и рынков, позволит использовать высвободившиеся финансовые и трудовые ресурсы в секторах с более высокой производительностью труда, усилит и раскроет потенциал наиболее конкурентоспособных и перспективных секторов экономики. Чрезвычайно важным для повышения конкурентоспособности являются продолжение сбалансированной политики доходов, наблюдаемой с середины 2014 г. и направленной на сокращение накопленного дисбаланса между ростом заработной платы и производительности труда, а также совершенствование политики рыночного курсообразования и механизмов таргетирования денежной массы, обеспечивающих и поддерживающих равновесный уровень обменного курса», — говорится в публикации ЕАБР.

Как сообщало ИА REGNUM, очередной кризис в Белоруссии наступил в конце 2014 года и продолжился в 2015 году, совпав с президентской кампанией. Александр Лукашенко неоднократно заявлял о незыблемости курса на построение «рыночного социализма», который, по мнению ряда независимых экспертов, является не более чем пропагандистским мифом. Он также заявил 4 августа о намерении «рассчитавшись по долгам в течение пяти лет, никогда не заимствовать — обходиться без заимствований».

Отметим также, МВФ проявил меньшую заинтересованность в оказании финансовой помощи официальному Минску, заявив о возможности предоставления новых кредитов не ранее, чем власти постсоветской республики перейдут от слов к делу — т. е. выполнению рекомендаций фонда, среди которых — структурные реформы. Миссия МВФ 8−15 июля провела переговоры с властями Белоруссии, констатировав шанс руководства постсоветской республики на получение финансовой помощи фонда, но не указала даже приблизительные сроки возможности реализации новой программы кредитования.