Вдова советского офицера 70 лет искала пропавшего на войне мужа. ИА REGNUM предлагает вашему вниманию личные воспоминания родственников Мустакима Байбулатова

Фатыма Шайдуллина (1948 год)

Байбулатов Мустаким Мустафьевич родился в 1916 году в деревни Мустафино Белебеевского уезда Уфимской губернии. После окончания 7 классов Старо-Куручевской сельской школы поступил в политпросветшколу Стерлитамака. После окончания второго курса в 1935 году пошел служить в Советскую Армию. Службу проходил в Стерлитамаке, поэтому молодой военнослужащий Мустаким не прерывал связь с родным учебным заведением и частенько с друзьями его посещал. В 1937 году в политпросветшколе он заприметил «новенькую», красивую и жизнерадостную девушку Фатыму, познакомился с ней, и в 1939 году они поженились.

На службе Мустаким принял решение связать свою жизнь с армией. В 1940 году закончил полковое училище в звании младшего политрука и был направлен в Московское военно-политическое училище им. Ленина. Фатыма в 1940 году закончила политпросветшколу в Стерлитамаке с красным дипломом и как лучшая выпускница получила направление в Ленинградский политпросветинститут им. Н.Крупской. Мустаким поддержал желание жены в получение высшего образования. Молодые супруги разъехались: Фатыма — в Ленинград, Мустаким — в Москву.

В октябре 1940 г. председатель Исполнительного комитета ЦК СССР М.И. Калинин издал указ о платном обучении в вузах и техникумах. Мустаким сам учился в военном училище и не мог помочь жене оплатить обучение. Он позвонил Фатыме и сказал, чтобы она забирала документы и приезжала в Москву. Приехав в Москву, Фатыма устроилась техническим секретарем в многотиражную газету НИИ военно-химического института при наркомате обороны.

В конце мая 1941 года весь первый курс Московского военно-политического училища им. Ленина досрочно выпускают и в чине политруков направляют в западную Белоруссию, Гродненскую область, в местечко Сопоцкино, 68-й Гродненский укрепрайон. Мустаким перед своим отъездом отправил беременную Фатыму к своему отцу в Башкирию, в деревню Мустафино, пообещав в скором времени выслать вызов в военную часть.

Были два письма, пронизанные любовью и заботой о ней. Он писал, что в тридцати шагах находится граница, где польскую землю топчет фашистский сапог и предупреждал, что быстрой встречи не будет. И вот наступило 22 июня — начало войны. Узнав об этом, Фатыма горько расплакалась, представив первые минуты войны, где находился муж. В сентябре 1941 года пришло третье письмо от мужа. Фатыма надеялась, что с ним все в порядке, что он жив, но увидев дату на штемпеле отправленного письма, поняла, что оно было написано до начала войны. От сильнейших переживаний Фатыма потеряла ребёнка. Больше детей у этой красивой, статной женщины не было.

Фатыма Шайдуловна ждала мужа все военные и послевоенные годы, несмотря на извещение о том, что он пропал без вести. Она прошла большой жизненный путь. Женщина родилась в деревне Чуртанбашево Чекмагушевского района, работала учительницей в деревне Мустафино, первым секретарем Бакалинского райкома комсомола в. С 1944 года — вторым секретарем в Уфимском райкоме комсомола, инструктором комсомола, заместителем заведующего и заведующей отделом пропаганды в Советском и Кировском районах, директором учебного комбината треста «Башсантехмонтаж». Имеет награды: медали «За доблестный труд за период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», «100-летие со дня рождения В.И.Ленина» и юбилейные медали, почетные грамоты за добросовестный труд.

Все эти годы, в течение 70 лет, Фатима Шайдуловна неоднократно обращалась в Архив министерства обороны, пытаясь узнать, где погиб и похоронен её муж и получала один ответ — в списках погибших и умерших от ран не значится, пропал без вести.

В 2011 году родственники нашли информацию о Байбулатове Мустакиме Мустафьевиче в базе военнопленных на сайте Центра документации (ЦД) при Объединении Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора, город Дрезден. Сразу же родственницей Айслу Резвановой было написано письмо в Дрезден с информацией о Байбулатове Мустакиме. Вскоре пришло письмо, в котором сообщалось, что он попал в плен 28.06.41 г. (г. Лида, Гродненская область), находился в лагере для офицерского состава XIII D (62) Хаммельбург, 21.10.41 г. передан в гестапо Нюрберг-Фюрт и его дальнейшая судьба неизвестна, а также были приложены зеленая и желтая карточки военнопленного.

Поиски продолжались. Письма продолжали лететь в Архив МО РФ, в Бад-Аролсен — архив СС, в Министерство обороны. В октябре 2013 года из Управления Министерство обороны Российской Федерации по увековечиванию памяти погибших пришло письмо, в котором сообщалось, что установить судьбу и место захоронения Байбулатова Мустакима Мустафьевича на территории Германии установить не удалось.

Однако в январе 2014 года в газете «Комсомольская правда» была напечатана статья о стрельбище СС в Хебертсхаузене и список расстрелянных пограничников, переданных немецкими историками. Большую работу по поиску расстрелянных военнопленных провел немецкий историк Райнхард Отто. Документы о переданных военнопленных в гестапо в концлагерь Дахау отсутствовали. Райнхард Отто работал в немецких и российских архивах и пришел к выводу, что они расстреляны на стрельбище СС в Хебертсхаузене и сожжены в печах концлагеря «Дахау».

Первыми увидели статью и обнаружили фамилию земляка уфимские поисковики Гайнанов И.Р. и Зулькарнаев Р.М. Они проделали большую работу по поиску родственников Байбулатова М.М. Ведь только в Башкирии Байбулатовых — 1500 человек.

Фатыма Шайдулловна узнала о судьбе мужа, о последних месяцах его жизни на 95 году жизни, всего за несколько месяцев до своей смерти. Благодаря поисковикам семья познакомилась с Татьяной Сэкэй, которая в Германии работала с родственниками военнопленных, для подготовки выставки и экспозиции о расстрелянных военнопленных на стрельбище СС в Хебертсхаузене. Были высланы фотографии и биография М. М. Байбулатова.

На стрельбище СС Хебертхаузен была установлена памятная доска с информацией о том, что здесь в 1941-42 годах было расстреляно более 4000 советских военнопленных. Мемориал концлагеря «Дахау» в лице руководителя госпожи Габриэлы Хаммерманн пригласил родственников погибших на открытие мемориального комплекса «Стрельбища СС в Хебертсхаузене» Все расходы по поездке взяла на себя немецкая сторона.

2 мая 2014 года после реставрации был открыт мемориальный комплекс «Стрельбище в Хебертсхаузене» на территории памятника жертвам фашизма, расположенного в окрестностях бывшего концлагеря Дахау (Бавария) на юго-востоке ФРГ. В памятных мероприятиях приняли участие посол России в Владимир Гринин ФРГ, посол Белоруссии в ФРГ Андрей Гиро, а также родственники погибших.

К сожалению, Фатыма Шайдуловна в силу своего возраста не смогла принять приглашения. В поездку отправились родственники Мустакима — Айслу Резванова и Миляуша Муртазина — правнучка брата героя.

Директор мемориального фонда Габриэле Хаммерман выступила перед родственниками расстрелянных военнопленных. Она подчеркнула, что в настоящее время в памяти немецких поколений не присутствует факт массового уничтожения советских военнопленных на территории Германии. Открытие этого мемориала является очень важным для восстановления исторической справедливости и воспитания молодого поколения.

Госпожа Хаммерманн отметила, что ей неимоверно тяжело говорить происходившем на стрельбище. На полигон, через центральные ворота въезжал грузовик, в котором было около 70 военнопленных. Их раздевали догола. На валах стояли вооруженные эсэсовцы. Военнопленных выстраивали в шеренги по пять человек и по одной шеренге отводили за вал, где в расстрельной нише высокого бетонного сооружения, внутренняя стена которого была облицована досками пулеуловителя, было вкопано пять столбов высотой примерно по пояс. К этим столбам наручниками приковывали военнопленного. Это были живые мишени эсэсовцев, которые пристреливали свое личное оружие. Стреляли так — сначала в одно колено, потом в другое, в локоть и т. д. — пока не устанавливали окончательно прицел и только потом добивали последним выстрелом в голову. После чего трупы складывали в гробы и увозили в крематорий.

Фатыма Шайдуллина обратилась к молодому поколению Мустафино, к землякам её мужа, чтобы знали и помнили, что политрук Байбулатов Мустаким Мустафьевич защищал свою Родину с первых минут войны, когда армады превосходящих сил фашистких войск хлынули на нашу землю.

«С 22 по 24 июня 1941 года на территории Августовского канала в районе местечка Сопоцкино в Гродненской области Белоруссии шли ожесточенные бои, — взволнованно говорила вдова. — Наши солдаты оказались в окружении. При прорыве многие солдаты и офицеры попали в плен. Среди них был и мой муж. Ему было всего 25 лет. Это был честный, образованный, порядочный человек, горячо любивший свою Родину, первый офицер деревни Мустафино».

Фатыма-апа, родившаяся 10 ноября 1919 года, умерла 27 декабря 2014 года.

Родственники героя выражают огромную благодарность сотрудникам мемориала за кропотливую и скрупулезную работу в архивах России и Германии, которая позволила поднять из небытия фамилии советских военнопленных. Большую работу провели по поиску фамилий советских военнопленных директор фонда мемориала Дахау Габриэле Хаммерманн, историк Отто Рейнхард, сотрудник фонда мемориала Дахау Татьяна Секей и многие другие.