В Екатеринбурге в закрытом режиме проходит судебное заседание по делу о подбросе наркотиков, с которым хотят связать активистов фонда «Город без наркотиков» (президент фонда Евгений Ройзман избран мэром Екатеринбурга). Основной подозреваемый — Евгений Маленкин, долгое время занимавший пост вице-президента фонда, по некоторым данным, протеже мэра, передает корреспондент ИА REGNUM. СМИ сообщают, что Маленкин уже принес извинения нескольким реабилитанткам за те методы, которые применяли активисты фонда к наркозависимым. В это же время проблемы возникли и у самого Ройзмана — его диплом о высшем образовании могут признать недействительным.

Особенность процесса в том, что он впервые не имеет политического подтекста Маленкина обвиняют по трем статьям УК РФ. Самый незначительный эпизод — «нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений». Эта история касается наручных часов с функциями фото — и видеозаписи, найденных во время обыска в офисе фонда на Белинского. Этими часами записывались, например, журналисты компании НТВ.

Еще две статьи УК РФ: «Незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору» и «Незаконное приобретение, хранение и сбыт наркотического средства в особо крупном размере». В первом случае речь идет о лишении свободы реабилитанток фонда, которых запирали в помещениях, использовали наручники и хомуты. Во втором — об эпизоде с подбросом героина.

Изначально и Маленкин, и его сторонники отрицали вину. Вице-президента представляли как невиновного и непричастного к правонарушениям человека. Характерен комментарий его супруги Екатерины на одном из первых заседаний: «Я не согласна с обвинением. Это все бред. Какие могут быть у бреда перспективы? Мы надеемся, что все будет хорошо. Маленкин держится очень достойно и тем самым дарит мне надежду». Примерно таковы и комментарии всех его сторонников: все — бред, Маленкин — наш герой.

Процесс так бы и шел своим чередом процессов над «угнетаемыми властью оппозиционерами», но 20 августа на очередном заседании грянула сенсация: Маленкин несколько раз извинился перед свидетелями обвинения.

Второй раз Маленкин просил прощения перед реабилитанткой, которая провела в Сарапулке (женский реабилитационный центр) около двух недель. Затем извинился и в третий раз, отметив, что намерения были благими, но в способах, вероятно, он заблуждался. Маленкин говорил искренне, возможно, понимая, что отпираться нет смысла, дело фонда гиблое и играть в героя уже поздно — времена изменились.

3 сентября Маленкин продолжил давать сенсационные показания и, по сути, признаваться в содеянном. Пусть реабилитацией занимаются наркологи, звучало в его речи.

Затем он еще раз попросил у суда прощения и сказал, что раскаялся в содеянном. Вероятно, он с самого начала понимал, что юридически его действия незаконны. Вице-президент фонда всегда был искренним человеком, журналистам он редко отказывал в комментариях, поэтому и его признания и извинения все принимают как искренние. Маленкин в своих выступлениях обращается к реабилитанткам, к судье, но на самом деле его слова предназначаются общественности.

«Задумывалось все иначе», — говорит Маленкин и отмечает, что изначально его позиция была иная, но сейчас она изменилась.

Он говорил, что в реабилитационном центре применялись наручники и наказания — «приседали все». Маленкин утвердительно ответил на вопрос о нарушении конституционных прав. Как можно понять из показаний обвиняемого, деньги за работу давал Евгений Ройзман.

В это же самое время реабилитантки фонда продолжали рассказывать жуткие вещи про свою жизнь в поселке Сарапулка — о многодневном карантине, о наказаниях, унижениях. "Я находилась в карантине 2 недели. Одна реабилитантка рассказала, что однажды Маленкин даже часы сломал после побоев девочек. В целом большинство девушек говорили, что фонд им не помог и только угробил здоровье окончательно.

Казалось бы, все, после таких признаний и таких показаний взгляд общественности на это дело и на фигуру Ройзмана должен поменяться. Но фанаты Ройзмана продолжают оставаться с ним, а сам мэр, который приходит на заседания по делу Маленкина, подолгу разговаривает с его женой и адвокатами, заходит в зал, машет своему другу и уходит (присутствовать он не может, так как является свидетелем защиты), продолжает убеждать всех, а, наверное, и себя в том, что Маленкин — это народный герой, невинно попавший «под замес».

Ройзман в эфире радиостанции «Эхо-Москвы-Екатеринбург» заявил, что фразы Маленкина вырваны из контекста, и якобы тот вины своей не признает. Кого Ройзман хочет в этом убедить, непонятно. Ходят слухи, что мэр Екатеринбурга просто боится, что Маленкин его сдаст и ему придется переехать из «серого дома» в «казенный». Пока этот вопрос открытый. Заседания по делу Маленкина продолжаются.

Надо отметить, что у самого Ройзмана параллельно возникли серьезные проблемы. 22 октября Кировский районный суд Екатеринбурга рассмотрит иск прокуратуры о признании недействительным диплома о высшем образовании мэра Екатеринбурга, сообщил представитель суда. «Предварительное судебное заседание назначено на 14:30 22 октября», — рассказали журналистам в суде. Как сообщили накануне СМИ, прокуратура Кировского района Екатеринбурга направила в Кировский районный суд иск с требованием признать диплом о высшем образовании мэра Евгения Ройзмана недействительным.