Через семь лет на основных дорогах Латвии не должно остаться ни одного километра в плохом состоянии. Такое обещание в беседе с изданием "Телеграф" и порталом telegraf.lv сделал министром сообщения Анрийс Матисс. Кроме того, он рассказал, почему вдруг вступил в переживающую не лучшие времена партию "Единство".

"Январь был очень хороший для отрасли, даже несмотря на погоду и то, что в портах скапливались неразгруженные составы, и с углем и с нефтепродуктами. По сравнению с январем прошлого года в этом январе рост грузооборота железной дороги составил где-то 11%. Пока нет никаких сигналов, что в этом году грузооборот будет падать. В прошлом году спад был вызван объективными факторами и заранее прогнозировался, в этом году снижения не будет. Мы смотрим за тем, чтобы наш транзитный коридор был конкурентоспособен, увеличиваем его мощность и пропускную способность, развиваем проекты модернизации", - пообещал министр.

Недавно латвийское предприятие Passažieru vilciens ("Пассажирский состав") объявило о том, что электрички будет брать в аренду, а дизель-поезда модернизирует. Отвечая на вопрос, значит ли это, что европейские деньги, выделенные на закупку поездов, Латвия потеряла, Матисс заявил: "Новые поезда нам нужны, старые свое уже отработали и требуют больших вложений. Было бы хорошо, если бы этот последний конкурс завершили раньше и можно было бы под него получить европейское финансирование, но к сожалению, ситуация такая, какая сложилась. Надеюсь, что в мае по итогам этого конкурса будет подписан договор и в ближайшее время, может даже в этом году, мы получим новые поезда. Каждый год Passažieru vilciens ремонтирует старые поезда, и теперь эти деньги будут направлены на аренду поездов, которые будут более экономичными. Но те европейские деньги, которые выделялись на закупку поездов, не потеряны. Заключен договор о капитальном ремонте дизельных поездов, будем также ремонтировать 16 перронов на юрмальском и елгавском направлении. Будет реализовано много коммерческих выгодных железной дороге проектов. Это реконструкция путей, узлов и т.д."

Рассуждая о возможном пути, по которому должна пройти железнодорожная линия Rail Baltic, министр скaзал: "Самый оптимальный маршрут - Таллин - Рига - Каунас. Тогда можно говорить о скоростной железной дороге. Но литовская позиция сейчас состоит в том, что к линии надо подключить еще и Вильнюс. Это логично, но вопрос, как именно подключить: это будет прямое соединение, и тогда поезд пойдет зигзагом, или же ответвление? Мы согласны с литовцами, что ответвление на Вильнюс необходимо, столицы должны быть соединены, но это не должен быть основной путь, ведь тогда скоростной дороги не получится. Думаю, что стороны придут к единому мнению".

Отвечая на вопрос о том, будут ли в этом году строиться новые дороги или только ремонтироваться уже существующие, Матисс отметил: "Все деньги, которые необходимы для реализации предусмотренных работ, выделены. Вопросы есть относительно 2015-2016 годов, здесь предстоит дискуссия. Правительственная программа предусматривает в течение семи лет остановить разрушение, чтобы на основных дорогах не было ни одного километра в плохом состоянии, региональные дороги тоже должны быть приведены в нормальное состояние, это второй наш приоритет. В этом году будет отремонтировано более 1 тыс. километров, на это в бюджете деньги есть. Что касается последующих годов, то все зависит от правительства и от парламента, который принимает решение о выделении финансирования. Нет механизма, который бы обеспечил выполнение программы на семь лет вперед. У следующего правительства могут быть другие приоритеты. Что касается новых дорог, то в этом году будет закончено строительство участка Лудза - Терехово, это будет совершенно новая дорога. В Программе развития автодорог до 2020 года за государственные и европейские деньги строительство новых дорог не предусматривается, но с помощью общественно-частного партнерства некоторые участки дорог могут быть построены заново. Это касается, например, окружной кекавской дороги, которая приобретает особое значение после того, как была закончена третья очередь строительства Южного моста. Проект уже подготовлен и подан в Министерство финансов".

Рассуждая о ситуации, при которой правительство постоянно вводит новые дорожные налоги, а деньги от них на дороги не направляются, министр указал: "На этот счет была дискуссия в парламенте, все осталось как есть. В этом году введены два новых налога. Деньги с налога на портовый оборот (мы были с этим налогом несогласны) будут направляться на улучшение дорожной инфраструктуры, которая выходит на порты. Это примерно 5-6 млн евро в год. С 1 июля этого года вводится также налог, который будет собираться с большегрузного транспорта, следующего через Латвию транзитом. Этот налог принесет около 7 млн евро, и все эти деньги точно пойдут на улучшение дорог".

Комментируя факт своего недавнего вступления в партию "Единство", Матисс пояснил: "Министерство сообщения и при прошлом правительстве и при нынешнем находится под руководством "Единства" и независимых депутатов. Добиться реализации поставленных приоритетов для транспортной отрасли, будучи беспартийным, очень трудно. Без конкретной политической поддержки это сделать нелегко. Поэтому, я и решил вступить в "Единство".

Как сообщало ИА REGNUM ранее, Сейм Латвии избрал Анрийса Матисса в министры сообщения 1 марта 2013 года в ходе внеочередного заседания. На момент назначения на новую должность Матисс являлся госсекретарем Министерства сообщения, а до этого он 15 лет проработал в Министерстве экономики. Его кандидатуру выдвинула партия "Единство", столкнувшаяся с яростными возражениями другой коалиционной силы - Национального союза VL-ТБДННЛ.

Сопредседатель Национального союза Гайдис Берзиньш напомнил, что, согласно коалиционному договору, Министерство сообщения находится в сфере ответственности "Единства" и "независимой группы Олштейнса" - в то время, как Матисс не являются членом какой-либо партии. "Нацсоюзники" призвали "Единство" выдвинуть кандидата из своих рядов - с тем, чтобы он смог нести политическую ответственность за отрасль. Однако, "Единство" сумело настоять на своем решении и, благодаря поддержке, в том числе и ряда депутатов от оппозиционных фракций Анрийс Матисс был утвержден во главе Минсообщения.