Депутат Сейма Латвии, замглавы парламентской комиссии по внешним делам Сергей Потапкин ("Центр согласия") выступил с обращением, в котором призвал сбалансировать внешнюю политику государства, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ЦС

"Когда мы говорим о внешней политике, многие хотят упростить и пытаться привести всё к понятной двуполярной модели мира. Учитывая нашу принадлежность, всё сводится к понятиям - "правильный" запад, и "неправильные" остальные. Мы правильные, и поэтому должны вместе отстаивать общие западные ценности, ядра, демократию и тому подобное. 
Предполагается, что на едином европейском пространстве у нас общие интересы, а именно - общие европейские ценности. Но на практике оказывается, что интересы у немцев, французов, и даже ближайших наших соседей эстонцев и литовцев - совсем не общие, и могут отличаться от латвийских интересов очень сильно, несмотря на наши общие европейские ценности

После позора с закупкой поездов (неудавшаяся сделка по закупке Латвией пассажирских поездов у испанской компании - ИА REGNUM), не только дипломаты и министры, но теперь и каждый житель Латвии убедился, что интересы испанского, швейцарского, канадского производителя, и латвийского производителя, латвийского пассажирского перевозчика, и латвийского пассажира отличаются существенно. Из-за несовпадения интересов жители Латвии остались без новых поездов, и продолжают за чужие интересы платить из своих налогов. В ближайшее время каждый житель начнёт платить так же за чужие интересы от либерализации газового рынка. Пока у Латвии нет возможностей альтернативных поставок газа, это приведет к дополнительным расходам потребителей в Латвии, поскольку придется содержать более сложную и дорогостоящую газовую систему. О том, как это бывает, свидетельствует опыт Латвии в либерализации рынка электричества, которое тоже станет дороже в этом году, уже для каждого домохозяйства", - пишет депутат.

"Кто-то скажет, что эти случаи не относятся к внешней политике. Но в обоих случаях главные факторы находятся за пределами нашей страны - это коммерческие интересы зарубежных производителей, лоббисты, договор о свободной торговле, и наша неспособность защитить свои интересы в рамках этого законодательства. Современная внешняя политика Латвии намного более сложна, чем отношения запад - все остальные. Внешняя политика Латвии многовекторная и многоуровневая. И первый уровень - это защита своих экономических интересов в своём ближнем окружении. Один пример - вместо того, чтобы договориться и уровнять автомобильные налоги и сборы с Эстонией и Литвой - включить акцизный налог в стоимость топлива, привести ставки налогов к одинаковым цифрам, мы запрещаем своим гражданам ездить на эстонских номерах. Но мы же сами сначала сделали так, чтобы у эстонцев было выгодно, а теперь боремся с последствиями своих глупых решений. Отношения с соседями - Литвой и Эстонией - давно за рамками только министерства иностранных дел. Наши страны настолько близки, что премьеры могут вместе пить кофе хоть каждую неделю. У нас есть личные отношения на каждом уровне власти. В нашей ситуации уже пора министерства объединять и вместе дороги содержать, но мы по-прежнему перетягиваем на себя одеяло, как в случае с Rail Baltic или терминалом сжиженного газа

Второй уровень нашей внешней политики - это уровень всего ЕС, где у нас тоже есть инструменты влиять на европейскую политику. Выступая сейчас от лица фракции "Центр согласия", я озвучиваю так же и позицию Фракции Европейских социал-демократов, второй крупнейшей фракции в Европейском Парламенте. Мы выступаем за единую сильную Европу, но мы не поддерживаем европейскую политику в том виде, как она существует сегодня. Мы считаем, что политика экономии ведёт к усилению неравенства внутри ЕС и ещё большему разделению Европы на Европу двух скоростей. Наша цель - установление единых социальных стандартов на общеевропейском уровне. 
Этот вопрос актуален в первую очередь для Латвии - одной из беднейших стран еврозоны. Мы должны на уровне европейской внешней политики добиваться минимальных стандартов размера пенсий, социальных пособий, пособий по безработице, которые должны быть привязаны к прожиточному минимуму. Отсутствие единых стандартов, ведёт к росту социально-экономического неравенства внутри ЕС и к оттоку населения, что становится серьезным препятствием для дальнейшего развития", - заявляет депутат. 

"И здесь хочу отметить, что тот факт, что мы являемся беднейшей страной еврозоны - помешает нам в достижении ближайшей заявленной внешнеполитической цели - вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития. Захочет ли клуб богатых стран дискредитировать себя, приняв в свои ряды беднейшую страну Европы с глубоким демографическим кризисом? От понимания того, что европейские страны по-прежнему переживают кризис, и внутри ЕС мы не обладаем достаточными преимуществами, чтобы привлечь инвестиции на развитие производства "изнутри" ЕС, приходит понимание третьего уровня внешнеэкономических отношений. Я уверен, мы не должны быть в хвосте европейской внешней политики. Мы должны научиться выдвигать инициативы и лидировать в тех областях, где у нас есть преимущество перед другими странами ЕС, или там, где наша страна может получить большую пользу от развития двусторонних отношений. 

В прошедшие годы мы получили такой пример, а именно инициатива по развитию отношений с Центральной Азией. И это позитивный пример. Благодаря этой инициативе мы сможем повысить качество своего президентства в ЕС и показать свой практический вклад в осуществление европейской внешней политики. Вместе с тем нужно, чтобы политическая инициатива принесла в итоге прямую экономическую выгоду в первую очередь нашей стране. Мы открыты и дружелюбны, и наша инфраструктура, наши порты и железная дорога должны стать "выбором номер один" для входа стран Центральной Азии в Европу. По той же причине мы должны совместно с другими странами ЕС сделать ревизию, и, возможно, серьёзно изменить те инициативы, которые более не приносят пользу. Очевидно, что после саммита в Вильнюсе программа Восточного партнёрства будет подвергнута серьёзной критической переоценке. И я очень не хочу, чтобы Латвия, глубоко связанная с этой программой, оказалась к 2015 году в роли простачка, уверенного в своей значимости, тогда как большие силы уже договариваются у нас за спиной", - считает Потапкин.

"И говоря о больших силах - главным игрокам европейской политики удаётся успешно и прагматично строить диалог с Россией. Европа не мыслит своего развития без большего и большего взаимопроникновения России и Европы. Будем честны - с момента восстановления независимости Россия не создаёт угроз латвийской независимости ни де юре, ни де факто. Нам нечего делить, кроме общего прошлого, а предъявлять счета за прошлое - это не то, что нужно для успешного развития будущего. Торговля Латвии и России превышает 2 миллиарда евро, в 2012 году Россия была вторым по значимости торговым партнёром. Это один из немногих партнёров, с кем мы имеем сбалансированный торговый оборот. В 2013 году по данным третьего квартала наш экспорт в Россию превысил импорт. В соседских отношениях должен преобладать прагматичный и добрососедский подход. 

Я не могу не сказать об отношениях с Китаем. Прошедший 2013 год был назван руководителем Латвийского Института внешней политики Андрисом Спрудсом годом Китая и Азии. А в этом году Латвия может выбрать, к какому из направлений Европейской политики в отношении Китая присоединиться - протекционистской, или поддержать шаги ЕС по созданию зоны свободной торговли с Китаем. Учитывая, что в Латвии уже практически нет производства, которые мы могли бы защищать, а то, что осталось - задыхается без инвестиций - мне выбор кажется очевидным", - пишет Потапкин. 

"ЕС сегодня смотрит на Китай, как на инвестора. В последние два года китайские инвестиции в Европе - больше, чем европейские инвестиции в Китае. Для нас это уникальная возможность получить технологии и развивать производство с высокой добавленной стоимостью. Мы можем для этого сделать простые прагматичные шаги:
-Продолжать активное участие в диалоге северо-европейских стран, и не оставаться в стороне переговорного процесса. 
-Убрать из условий свободных закупок ограничения против китайских производителей там, где они реально не требуются. 
-Исключить Гонконг из "чёрного списка" офшорных территорий, как это сделано в Бельгии, Франции, Италии, Нидерландах, Швейцарии и США и многих других. Так же и по классификации OECD Гонконг это юрисдикция, которая в достаточной степени внедрила налоговые стандарты, принятые на международном уровне. 
 
Кроме этого мы должны так же оценивать влияние внутренних законов на наши внешнеполитические позиции: частые изменения законодательства, повышение налогов, усложнение бюрократических процедур приводят к ухудшению бизнес среды и имиджа государства. Ситуации вокруг закона о видах на жительство для инвесторов в очередной раз показала, что мы чемпионы по стрельбе себе в ногу", - считает депутат Сейма.