Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, Народный артист России Борис Эйфман выступил с обращением к коллегам и журналистам по поводу недавних кадровых изменений в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой и по ситуации в отечественной хореографии вообще. Об этом сегодня, 8 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В связи с назначением Николая Цискаридзе и.о.ректора "вагановки" Борис Эйфман пишет: "Наблюдая за тем, какие страсти разгорелись в связи с этим назначением, я понимаю, что любой мой комментарий вызовет любовь ко мне одних и ненависть других. Но и "те", и "другие" - мои коллеги, друзья. И поэтому я решил вместо какого-либо комментария опубликовать текст своего выступления, которое готовилось для заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 2 октября этого года. В нем я даю личную оценку современному хореографическому образованию в России".

В тексте, с которым балетмейстеру выступить на президентском совете не удалось, в частности содержится следующее:

"Сегодня мы говорим о культуре как о важнейшем начале, укрепляющем единство страны. Я хочу обратить Ваше внимание на консолидирующий потенциал хореографии, который заключен в уникальности языка танца, понятного людям разных национальных культур и религиозных конфессий. Танец - универсальный язык духовного общения, несущий вечные ценности и любимый миллионами. А что как не любовь сближает людей?

Балет - один из немногих видов искусства, с которым Россия ассоциируется в мире. Триумф русского балета в конце XIX века, его расцвет в советский период превратили нашу страну в балетную державу. Но сегодня мы сталкиваемся с проблемами, разрушающими наше искусство. Позвольте мне обозначить основные, на мой взгляд, болевые точки российской балетной действительности.

Прежде всего, никто сегодня не изучает проблему кадрового дефицита артистов балета. Только в Москве и Санкт-Петербурге 8(!) государственных балетных трупп. В России более 25. Балетные школы не справляются с поставленной перед ними задачей и не обеспечивают эти труппы профессиональными артистами. Академии танца должны готовить в 2-3 раза больше артистов балета. Необходим государственный заказ, который бы сбалансировал потребности театров и возможности балетных школ.

Не менее тяжелая ситуация сложилась с хореографами. За последние 20 лет ВУЗы страны выпустили около 1000 дипломированных специалистов. Назовите имя хотя бы одного хореографа, который мог бы быть продолжателем и наследником нашего славного прошлого.

Высшим достижением театров считается приглашение западных балетмейстеров, которые перенесут на наши сцены что-то из своих старых балетов. Я не осуждаю сам факт приглашения западных хореографов. Но где следующие за нами поколения хореографов отечественных? Они не появятся без нашей поддержки, без специальной государственной программы.

Отсутствие художественных лидеров даже в ведущих труппах страны, отсутствие талантливых хореографов, создающих балетный репертуар современной России, отсутствие звезд балета (2-3 имени - как трава, пробивающая асфальт), кадровый голод театров - все это проблемы, приближающие нас к кризису российского балета.

Государство вкладывает сегодня большие средства в наши театры. Не пора ли перейти от вялотекущего бесперспективного процесса к конкретным результатам, цель которых - создание высокохудожественных произведений отечественного искусства?" - пишет Борис Эйфман.

"Считаю целесообразным создание при Министерстве культуры РФ комиссии, которая провела бы анализ тревожной ситуации в отечественном балете и выработала комплекс мер по ее преодолению. Необходимо действовать сейчас, пока наметившийся кризис не привел к необратимым последствиям", - заявляет балетмейстер.