Системный конфликт между мэрами и главами регионов в России существует давно, однако если в 90-е годы для его решения требовалось мнение населения, избиравшего обоих руководителей, то в последнее время помощи ищут в Кремле и Следственном комитете РФ. Такое мнение высказал корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, отвечая на вопрос о последствиях противостояния мэров и губернаторов в связи с отставкой мэра Томска Николая Николайчука.

"Что было отличительной чертой конфликтов в то время [начиная с 90-х] - конфликтующие и губернатор, и мэр обращались не в федеральный центр, а обращались напрямую к жителю. Они пытались доказать жителю, что он хороший, а вот этот плохой. Теперь идут апелляции к следственные органы, в федеральный центр", - сказал Хомяков.

Полномочий отзывать мэров у губернаторов нет, хотя были попытки такие возможности главам регионов предоставить. "Депутат Госдумы РФ Владимир Мокрый, возглавлявший комитет по местному самоуправлению, пытался внести изменения в законодательство с тем, чтобы у губернаторов было право отставки мэров, - говорит он. - Но не прошло".

В 90-е годы легитимность и областного, и городского руководителей была примерно одинакова, так как оба избирались большинством населения. Поэтому тогда эти конфликты носили более масштабный характер, чем сегодня, говорит эксперт. "Это, допустим, Омская область, Новосибирская область, Свердловская область. Также Ярославль, теперь ставший знаменитым (мэр Ярославля Евгений Урлашов, конфликтовавший с областными властями арестован в июле - ИА REGNUM), тогда был Лисицын с одной стороны, Волончунас - мэр города - с другой - тоже находились в длительном конфликте, но они как-то договаривались. Не помню, чтобы кто-то уходил в отставку именно из-за этого". Хомяков также не припоминает случаев, когда возбуждались уголовные дела в отношении мэров - чаще всего дело ограничивалось информационными войнами. "Были попытки посадить мэров, - уточняет он. - В Омске один канал губернаторский, другой - наоборот, обвиняли во всех тяжких: в воровстве и взяточничестве. Но дело до следствия не доходило. В основном, это были информационные войны: у каждого были свои СМИ. Но чтобы до уголовных дел доходило - не могу вспомнить".

На сегодняшний день в большинстве случаев мэры находятся в положении зависимых от глав регионов, распределяющих бюджет. Однако, подчеркивает эксперт, есть случаи и обратной зависимости - когда основной вклад в областной бюджет идет от налогоплательщиков города. "Взять Рязанскую область. Рязань вносит основной вклад в бюджет, а в области практически ничего нет, так как всю ранее имевшуюся там промышленность - допустим, Сасовский машиностроительный завод, разворовали. Налогооблагаемая база за пределами областного центра ничтожна".

Напомним, что мэр Томска Николай Николайчук сегодня, 22 июля, объявил о своем уходе в отставку из-за продолжающегося конфликта с областной властью. Досрочные выборы пройдут 13 октября.