"В этом есть какая-то политическая воля, чтобы ВТБ и Газпромбанк участвовали в развитии Санкт-Петербурга. Кроме того, эти компании уже ассоциируются с городом". Такое мнение высказал сегодня, 2 июля, корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор петербургского отделения международной консалтинговой компании Colliers International Николай Казанский по поводу того, что пока только ВТБ и Газпромбанк объявили о своем участии в конкурсе на строительство и эксплуатацию участка платной скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург на въезде в Санкт-Петербург.

"С одной стороны, хорошо бы иметь какую-то диверсификацию, с другой стороны - если эти компании (ВТБ и Газпромбанк - прим. ИА REGNUM) готовы участвовать, то почему бы и нет," - полагает Николай Казанский.

По словам Казанского, в международном опыте есть успешные примеры подобной монополизации: "В Австралии, к примеру, самый крупный застройщик - частный девелопер Гарри Тригубов. Поэтому в каких-то странах это, в основном, частные девелоперы, где-то окологосударственные, как ВТБ и Газпробанк".

Кроме того, у ВТБ и Газпромбанка, по мнению эксперта, "есть больше возможностей переварить такие крупные проекты именно из-за их масштаба компаний", учитывая, что окупаемость таких проектов колеблется около 20 лет. "Надо понимать, что инфраструктурные проекты - это не самые доходные инвестиции, но при этом очень ресурсоемкие. Этим можно объяснить, что за реализацию инфраструктурных проектов берутся окологосударственные банки и компании. Привлечь частного инвестора на такой масштабный проект не так-то просто", - отметил Казанский.

Конкурсный участок автомагистрали Москва-Санкт-Петербург пройдет по территории Московского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга и по территории Ленинградской области вблизи пригородов Павловск, Пушкин и Аннолово, затрагивая Тосненский район. Николай Казанский считает, что с победителями конкурса будет заключен либо двух-трехсторонний договор о государственно-частном партнерстве, либо заключены отдельные договоры с Санкт-Петербургом и Ленобластью. "Так как это федеральная трасса, я думаю, в этом случае можно будет утвердить какие-то подзаконные акты, которые могли бы упростить этот процесс", - считает эксперт.

Также, по мнению Николая Казанского, скандалы, связанные со многими проектами ВТБ (в частности, с административно-деловым центром "Невская Ратуша", многофункциональным центром "Набережная Европы", задержка строительства аэроэкспресса до "Пулково") явились результатом смены власти, когда были закрыты или пересмотрены не только проекты ВТБ. "Я думаю, что это проблема не конкретно ВТБ. И это вряд ли скажется при выборе победителя конкурса," - подчеркнул эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, во время Петербургского международного форума министр транспорта РФ Максим Соколов и глава "Автодора" Сергей Кельбах объявили очередной конкурс по выбору концессионера для строительства и эксплуатации участка платной скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, который проходит как по Санкт-Петербург (Московский и Пушкинский районы города), так и по Ленобласти (пересекая Тосненский район). Контракт с концессионером будет заключен в 2013 году на 30 лет. Общая стоимость проекта составляет 37,8 млрд рублей, из которых 28,39 млрд рублей - доля федерального бюджета. Выбор концессионера будет обусловлен, в первую очередь, максимальным снижением доли бюджетного финансирования проекта, которая не должна превышать 75%. Минимальная ежегодная выручка проекта должна составить около 1 млрд. рублей в год без учета НДС в ценах на 1 января 2012 года. Планируется, что строительство участка идти в 2014-2016 годах. Также власти рассчитывают, что к 2019 году по участку будут проезжать 26 тыс. автомобилей в сутки, а к 2042 году - до 57 тыс. автомобилей. Полностью платная дорог Санкт-Петербург - Москва должна быть построена до 2018 года.

Напомним, что новая скоростная платная трасса "Москва-Санкт-Петербург" длиной 650 км с проектной скоростью движения в 150 км в час позволит разгрузить движение на федеральной автомобильной дороге М10 "Россия". Планируется, что полностью дорога будет введена в эксплуатацию в 2018 году - к Чемпионату мира по футболу, страной-организатором которого стала Россия. Ориентировочная стоимость проекта составляет 1,2 трлн рублей. В сентябре 2011 года началось строительство головного участка - от 15-го до 58-го километра - со стороны Москвы.

Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства, концессионером выступает ООО "Северо-Западной концессионной компанией", созданным под проект группой "Н-Транс" и французской компанией Vinci Group. Стоимость строительства участка оценивается в 60 млрд рублей, из которых 22,850 млрд рублей направлены из Инвестиционного фонда Российской Федерации, более 8 млрд. рублей - собственные средства акционеров, привлеченные ими заемные средства по кредитной линии Сбербанка и Внешэкономбанка в размере до 29,2 млрд рублей и долгосрочные проектные облигации (в размере 10 миллиардов рублей). Участок дороги 15-58 км проходит по Химкинскому лесу, что вызвало многочисленные протесты местных жителей и экологов.