В Санкт-Петербурге в новом креативном пространстве "Ткачи" на набережной Обводного канала открыта выставка "Затаившийся город", представляющая архитектурные объекты Санкт-Петербурга и скульптуры Государственного Эрмитажа в неожиданном ракурсе. Как сообщает сегодня, 28 апреля, корреспондент ИА REGNUM, в выставочном проекте принимают участие Алекс Антипин с видеоисталляцией "Ленинград. 1,9.29", известный дизайнер и главный редактор журнала "Проектор" Митя Харшак с фотопроектом "Город в лесах" и фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец с фотопроектом "Новый Эрмитаж".

"Город в лесах" - проект дизайнера Мити Харшака

Проект раскрывает тему переходного состояния городской среды. Митя Харшак стал фотографировать историко-архитектурные памятники Санкт-Петербурга в строительных лесах в 2002 году - во время подготовки к 300-летию города. "Для меня, как для краеведа, этот период реставрации был неожиданным и ценным подарком, - говорит дизайнер, - Городская среда преобразилась - в привычном классицистическом и барочном Петербурге вдруг явственно зазвучал голос молодого и по-хорошему наглого конструктивизма. Все наиболее ценные экспонаты питерской архитектуры одевались архаичными деревянными, а не современными лесами".

"Упаковка любого архитектурного объекта порождает новую архитектурную форму, основанную на прежней, но чудесным образом трансформированную. - прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM фотопроект "Город в лесах" член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель петербургского отделения ИКОМОС Сергей Горбатенко. - Этот художественный прием использовался, как известно в конце минувшего века в Германии, когда один из архитекторов "упаковал" Рейхстаг. И он же пытался подвизаться у нас - Манеж Конногвардейский "упаковать", но мы на Совете этому воспрепятствовали. Однако же строительные леса, затянутые тканью или пленкой, создают новую архитектурную форму. Историческое здание на время реставрации превращается в свой призрак, в фантом. Мы сознаем, что это - явление временное, но этому явлению можно удивляться и даже любоваться".

Укрытые лесами Адмиралтейство, здание БДТ на Фонтанке, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове и другие архитектурные памятники Санкт-Петербурга - вот объекты проекта "Город в лесах".

Фотограф с мировым именем, фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец впервые снимал классицистические бюсты, завернутые в полиэтилен, на Иорданской лестнице Эрмитажа. Так новый взгляд современного фотомастера разглядел новую красоту. Молодковец продолжил в своих фотоэкспериментах "соединять" классический мрамор и полиэтилен. В "Ткачах" Молодковец в затемненном пространстве на фоне белых экранов и огромных окон бывшей фабрики показывает, как мраморная скульптура, обернутая в прозрачную пленку, "дышит", обретая таинственность.

В креативном пространстве "Ткачи" корреспонденту ИА REGNUM пояснили, что проект "Затаившийся город" примет участие в традиционной "Ночи музеев".

Напомним, что "Ткачи" располагаются в комплексе "Новой бумагопрядильной мануфактуры" основан в 1846 году, построен по типу первых английских машинных фабрик и является ярким примером ранней "кирпичной" промышленной архитектуры XIX века. Строительство началось в 1844 году с закладки прядильного корпуса, фасад которого выдержан в стиле безордерного классицизма. По мере расширения производства до 1906 года к зданию пристраивались новые корпуса и башни, а над проектом работали ведущие архитекторы тех лет: Алексей Роков, Александр Занфтлебен, Николай Гаккель и Николай Басин.

После 1917 года фабрику национализировали и присвоили имя революционера Петра Анисимова. В 1937 году во время модернизации железобетонный каркас заменил старые металлические конструкции, а на заводском дворе сооружена "пыльная башня". С началом перестройки работа на производстве была приостановлена, многие элементы комплекса разрушены. Главный прядильный корпус в 2001 году включен КГИОПом в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Ныне "Ткачи" являются удачным примером приспособления промышленного здания под современные цели.