Аблязову было бы проще выпустить пару ракет по резиденции Назарбаева: интервью Бахытжана Кетебаева
Казахстан, 30 марта, 2012, 10:53 — ИА Регнум. Генеральная прокуратура Казахстана 28 марта 2012 года обнародовала пресс-релиз, в котором обвинила приближенных Мухтара Аблязова - Муратбека Кетебаева и Александра Павлова в подготовке к терактам в Алма-Ате. Более того, надзорный орган республики сообщил "о попытках названных выше лиц установить контакты с представителями радикально настроенных религиозных групп, в том числе и за рубежом, в целях совершения совместно с ними в Казахстане террористических акций, а также разжигания конфликтов на межрелигиозной и межнациональной почве". Прокомментировать эти обвинения, несколько необычные для казахстанского политического поля, корреспондент ИА REGNUM попросил живущего за пределами Казахстана руководителя телекомпании К-плюс, Бахытжана Кетебаева, младшего брата Муратбека.
ИА REGNUM: Как вы лично расцениваете обвинения в терроризме, выдвинутые против Муратбека Кетебаева? Ведь власти, вешая тяжкое обвинение, способны создать условия для дискомфортного существования за пределами Казахстана?
Если по сути обвинений, то - как смешные, если с точки зрения последствий для людей внутри страны, которых будут сейчас принуждать к признаниям - то страшные. Что касается дискомфортного существования за границей, то - хотел бы вам напомнить: в цивилизованных странах во главу угла ставится принцип презумпции невиновности, то есть такие обвинения нужно доказать. Так что, в основном, пострадают те, кто внутри Казахстана.
ИА REGNUM: Как вы считаете, будет ли доведено дело до суда, а затем до Европола, скажем?
Внутри Казахстана, наверное, да - будет и суд, будет и приговор. Проблемы у казахстанских властей начнутся, когда нужно будет эти решения реализовать в Европе, ведь кроме чистосердечных признаний нужно будет предоставить хоть какие-то доказательства.
ИА REGNUM: Что вы и ваш брат собираетесь предпринять в качестве контрмер?
Что можно противопоставить идиотизму? Наверное, только максимальную открытость, пытаться максимально освещать ход дела. Стараться хоть как то помочь людям, которых будут ломать на "чистосердечные признания".
ИА REGNUM: Вы знаете, где находится Александр Павлов и как он относится к выдвинутым против него обвинениям? Как к таким обвинениям относится Мухтар Аблязов? Очевидно же, что это, прежде всего, игра против него?
Я не знаю, где находится Александр Павлов, равно как и Мухтар Аблязов. Не знаю их реакции. Вы знаете, у Мухтара Кабуловича четверо детей и представить его замышляющим взрыв в Фэмили Парке... И выделяющим на это 15 или 25 000 долларов... Я думаю, можно по разному относиться к Аблязову - от обожания до ненависти, так сказать - возможен весь спектр эмоций. Но, думаю, никто не может обвинить его в идиотизме.
Мне кажется, если бы уж Аблязов захотел заниматься терроризмом, с его ресурсами ему проще было бы купить пару ракет и выпустить их по резиденции Нурсултана Назарбаева. Или Боинг 757 начинить взрывчаткой. А минировать пешеходные переходы на проспекте Аль-Фараби - это уровень фантазии районного оперуполномоченного ГПУ.
ИА REGNUM: Понятно, что вы связываете обвинения с политической и общественной деятельностью - ведь даже ваша работа - телекомпания К+, которую вы возглавляете, создает вокруг вас предельно политизированный фон. Хотел задать немного нетривиальный вопрос - насколько сложно жить в состоянии противостояния с целым государством? Ведь, судя по уголовному делу, противостояние будет усугубляться?
Хотел бы вас поправить - противостояние не государству, а ОПГ, возглавляемой Нурсултаном Назарбаевым, захватившей государственные структуры Казахстана и использующей ресурсы всей страны на решение своих частных задач, а не на благо граждан Казахстана. Потому что без поддержки граждан, как обычных людей, так и изнутри властных структур, в том числе и силовых органов, даже изнутри КНБ, такое противостояние этой ОПГ было бы невозможно. Все больше и больше казахстанцев осознают, что происходит в стране. Можно долго обманывать часть народа, можно недолго - весь народ. Но невозможно долго обманывать весь народ. А мы уже больше 20 лет слышим обещания хорошей жизни и видим что хорошая жизнь только у семьи и родственников Нуреке. Даже акимы и министры начинают задумываться: а все ли правильно в стране? Что будет, когда он умрет, кто ответит за все, что натворили?
ИА REGNUM: Каков ваш прогноз - в отношении незарегистрированной партии "Алга", журналистов республики и журналистов вашей партнерской организации - видеопортала "Стан"? Ситуация будет ухудшаться? Каковы перспективы внесистемной оппозиции в стране? Существует ли вероятность, что внесистемная оппозиция будет радикализироваться?
Трудно делать прогнозы, но думаю что судьба всех этих организаций - это ничто по сравнению с судьбой страны. Поэтому как говорится: делай, что должно - и будь, что будет.
ИА REGNUM: И последний вопрос - он напрямую касается ваших заявлений о том, что К+ существует на деньги людей, которым небезразлична наша страна. Я понимаю, что говорить о финансах трудно - но все же задам этот вопрос - ведь при таком принципе финансирования - количество спонсоров - это барометр внутриэлитных отношений. Как по вашим ощущениям и счетам - количество латентного протеста в элите увеличилось за последнее время или уменьшилось? И с чем вы это связываете.
Да, у нас был спад поддержки, он пришелся на весну прошлого года. Теперь же, особенно после событий в Жанаозене, поддержка увеличилась. Идет запрос от более среднего бизнеса, они не всегда поддерживают нашу деятельность целиком, но готовы финансировать отдельные проекты. Небезразличных людей все больше.
А вообще я завидую поколению моего отца, они строили основу того Казахстана, который сейчас разворовывают. Это они создавали все, чем мы богаты, создавали красавицу Алма-Ату, совхозы - миллионеры, дома культуры в самых отдаленных поселках, поголовную грамотность и гигантов отечественной промышленности. Это было счастливое, оказывается, поколение, они трудились на благо страны. Они были созидатели. Теперь у власти поколение расхитителей и транжир. Надеюсь, согласно законам диалектики на смену им придут патриоты страны. Появится молодежь, которая не будет гордиться своей национальной принадлежностью, а сделает все, чтобы Казахстан гордился ими.
Михаил Пак, Алма-Ата