Позорный инцидент в казанском отделе полиции "Дальний" и последовавшие за ним наказания полицейского начальства вызвали широкий общественный резонанс не только в Татарстане. В федеральных СМИ темы коррупции в полиции и сообщения о "полицейском беспределе" занимают в эти дни первое место, а оппозиция призывает к всероссийским митингам протеста.

Так или иначе, но личность министра внутренних дел Татарстана генерал-лейтенанта Асгата Сафарова, оказавшегося в центре внимания, заслуживает отдельного разговора. Не далее как в январе в Казани вышла книга Сафарова "Закат казанского феномена", где он решил рассказать о борьбе с преступностью Татарстане за 13 лет своего руководства министерством. Это стало своего рода скромным, но информативным отчетом о проделанной работе татарстанского министра.

"За это время мы ликвидировали 15 крупных преступных сообществ и несколько десятков банд. За решетку отправились более 400 криминальных лидеров, 18 из них - пожизненно", - рассказал Сафаров на презентации книги, и с этим трудно спорить. Так называемый "Казанский феномен" организованных преступных группировок действительно ушел в прошлое именно при Сафарове. Есть у него и другие заслуги, о которых он рассказывает довольно скупо, но те, кто наблюдает за событиями в республике, помнят, что возглавив республиканское МВД в 1998-м году, он сразу взялся ломать прежнюю систему в МВД (и это притом, что Асгат Сафаров получил свой пост благодаря Минтимеру Шаймиеву, при котором эта система и складывалась).

Уже через несколько месяцев на итоговой коллегии в январе 1999 года он уволил 12 руководителей подразделений МВД, в том числе и начальника УВД Казани - за масштабные искажения отчетности. В том же году, узнав, что начальник одного из РУВД присваивает изъятые вещдоки, добился возбуждения уголовного дела и отправил полковника под суд - дело до него неслыханное. Именно с Сафаровым связывают начало масштабной борьбы с организованной преступностью в республике. Результат - убийств сегодня совершается вдвое меньше, чем в 1999-м году, а разбоев и грабежей стало меньше в три раза.

При этом, как говорят сами подчиненные, их начальник "беспощаден к врагам и предан друзьям". Это касается и заботы о рядовых милиционерах, которые получали в республике жилье даже тогда, когда федеральное законодательство это не позволяло, и командировок республиканского ОМОНа на Северный Кавказ.

Сам Сафаров в книге вспоминает, что первое время при отправке татарстанской милиции в Чечню ее всегда сопровождал чуть ли не эшелон с гуманитарной помощью для местного населения, а также с провизией и стройматериалами для своих. В 2001 году, например, в этом составе в Гудермес уехали даже две буровые вышки, чтобы обеспечить сотрудников водой. Возможно поэтому к "татарам" у местного населения практически не было претензий, а боевые потери за десять с лишним лет на Кавказе были и остаются минимальными.

Что касается "беспощадности к врагам", то можно вспомнить, как генерал Сафаров в ноябре 2010 года лично принял участие в боевой операции по ликвидации исламских экстремистов в Нурлатском районе. А так же то, что подобная операция в республике до сих пор была только одна.

Тем не менее, последнее ЧП в казанском отделе полиции "Дальний" поставило безупречную, с точки зрения федеральных чиновников, репутацию министра под сомнение. Сафаров уже получил выговор от главы МВД Рашида Нургалиева. Не исключено, что через два-три месяца, когда страсти поутихнут, а инцидент в ОП "Дальний" забудется, Сафарова все же снимут с должности - в лучших федеральных традициях, чтобы "не идти на поводу у оппозиции".

Следует отметить, что ни местные, ни федеральные наблюдатели пока не задаются вопросом, как вообще инцидент с пытками в казанском отделе полиции получил известность. Не секрет, что подобные издевательства в различных ОП в регионах (да и, без сомнения, в самом Татарстане) попадают в поле зрения прессы редко и случайно, и в основном, с подачи правозащитников или неких отчаянных правдоискателей. Это касается и томского инцидента со шваброй в 2010 году, и похожего случая на Ставрополье в 2011. А здесь пресс-релиз о ЧП с указанием позорных подробностей - "разрыв прямой кишки у задержанного" - был разослан СУ СКР по Татарстану вечером 11-го марта. После того, как в тот же вечер об этом сообщило ИА REGNUM, новость подхватили другие федеральные СМИ.

В результате республиканское МВД, Казань и Татарстан оказались в центре федерального внимания. Рашид Нургалиев срочно созвал внеплановую коллегию МВД по ситуации в Казани, а московская "внесистемная оппозиция", которая вообще мало что слышала о Сафарове и Казани, сразу потребовала немедленной отставки и Сафарова и (что важно) Нургалиева. Одновременно по социальным сетям стали рассылаться предложения по регионам - провести акцию всероссийского протеста. Таким образом, татарстанский генерал - далеко не худший представитель полицейского начальства - стал заложником политического момента и большой игры на федеральном уровне. И в этом плане не следует думать об американском следе - в организации митингов с белыми ленточками заинтересованы не только в Госдепе США...

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе татарстанского МВД, члены Общественного совета при МВД республики обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву в защиту министра Сафарова. Еще одно письмо в его поддержку направили деятели культуры и искусства Татарстана.