Сегодня, 15 марта, в Санкт-Петербурге в Михайловском замке (Государственный Русский музей) открылась выставка "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов" - это совместный проект музея и первого в России закрытого паевого инвестиционного фонда (ПИФ) художественных ценностей "Атланта Арт". Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

эскиз к картине "Итальянское утро"

На выставке российские зрители впервые могут увидеть "Итальянский альбом" Карла Брюллова, известный как "Альбом Стефании Витгенштейн" - это 33 рисунка художника, сделанные им в Италии и подаренные в апреле 1832 года в Риме графине Стефании Витгенштейн, в девичестве Радзивилл. Стефания Витгенштейн была в то время очень молода, она была фрейлиной императрицы Марии Федоровны и женой Льва Витгенштейна, с семьей которого Брюллов был близок. Стефания Витгенштейн скончалась в тот же год, когда Брюллов подарил ей свои рисунки. Сейчас в Ленинградской области в поселке Дружноселье Гатчинского района в аварийном состоянии находится памятник архитектуры - костел-усыпальница Стефании Витгенштейн, созданная по проекту брата художника - архитектора Александра Брюллова, об этом недавно сообщало ИА REGNUM. Наследники Витгенштейнов сохранили альбом и увезли с собой в эмиграцию, в 1990 году российский коллекционер приобрел его в Лондоне. Рисунки были оценены в 4 млн долларов США. Именно 33 графических листа Карла Брюллова сформировали фонд "Атланта Арт".

В Государственном Русском музее с 1926 года хранится серия акварелей и сепий Карла Брюллова, изображающих итальянских натурщиков. 14 рисунков были обнаружены Александром Бенуа и Петром Нерадовским в 1920 году в Петрограде в бывшем особняке Нарышкиных. Ныне в музее хранится 13 работ, так как одна сепия была передана в 1932 году в Культурно-исторический музей Армении.

На выставке установлено пять интерактивных панелей, чтобы зрители сами могли провести исследовательскую работу - сравнить линии, детали, штриховку, наложение теней, особенность письма двух альбомов - из фондов Русского и принадлежащего "Атланта Арт".

Как рассказала заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, специалисты музея проводили сравнительный анализ в течение полутора лет, изучали возраст бумаги, изучали технику письма. Петрова отмечает, что во время своей первой поездки в Италию Брюллов решал для себя сложные задачи - рисовать с натуры и не в классах Академии художеств, а на улицах. "В Италии на Брюллова "навалилась" жизнь и надо было научиться рисовать эту жизнь, - отмечает Евгения Петрова. - В одном из писем художник сообщает, что он не сможет написать ныне известную картину "Итальянское утро", так как "не сможет точно запечатлеть сходство с натурой". Набросок к этой картине - женщина у окна, посылающая воздушный поцелуй - представлена на выставке".