Когда говорят, что коммунисты победили на местных выборах, то это некоторое преувеличение. Об этом заявил 9 июня в интервью украинскому изданию "День" молдавский политический аналитик Оазу Нантой, комментируя результаты прошедших 5 июня выборов в органы местного самоуправления Молдавии.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, согласно данным ЦИК Молдавии, после обработки 100% бюллетеней, поданных на прошедших 5 июня выборах мэра Кишинева, кандидат от Партии коммунистов Игорь Додон набрал 48,07% голосов, а представитель Либеральной партии Дорин Киртоакэ - 46,51%. Для определения победителя на выборах в Кишиневе на 19 июня назначен второй тур.

"У нас избирается 898 примаров - глав местных администраций и 11 740 советников - депутатов сельских, городских и районных представительных органов, - продолжил Нантой. - Было много эмоций вокруг выборов в мэрию Кишинева. Игорь Додон, который выступает от имени Партии коммунистов, сумел провести достаточно эффективную кампанию в столице. В целом же по стране нельзя говорить о том, что Партия коммунистов победила. Действительно, она взяла около 32-х процентов голосов, но на сегодняшний день в обществе существует более-менее устойчивый раздел между коммунистами и некоммунистами или антикоммунистами. Поэтому некоммунисты могут без особых проблем создать большинство в муниципальных советах, районных советах, не говоря о том, что большинство мэров на местном уровне будут избраны как кандидаты от некоммунистических партий. Поэтому сейчас пока вопрос, кто станет мэром Кишинева. Город Бельцы преимущественно русскоязычный и традиционно "красный". В этом смысле там победил без проблем представитель Партии коммунистов. Но апокалиптический сценарий и истерики по поводу результатов местных выборов несколько преждевременны. В первую очередь потому, что главная проблема на сегодня в Молдавии - недостаточная эффективность работы Альянса за европейскую интеграцию, что, собственно, в значительной степени объясняет и успех представителя Партии коммунистов Игоря Додона в первом туре голосования на пост мэра Кишинева".

Отвечая на вопрос о причинах "популярности коммунистов" в Молдавии, молдавский эксперт заявил: "В случае Республики Молдова это объясняется не очень просто и однозначно. Республика Молдова как государство является достаточно искусственным образованием. Если, например, прибалтийские республики имели прецедент государственности до их включения в состав СССР ("прецедент государственности" Эстонии и Латвии, подаренной им большевиками, до включения в СССР составлял 22 года - прим. ИА REGNUM) и в обществе существовали настроения по восстановлению государственности, то Советская Социалистическая Республика Молдова была создана по решению Москвы 2 августа 1940 года. И на территории бывшей Советской Молдавии был советский народ с местной спецификой, с уничтоженной исторической памятью. Поэтому после развала СССР здесь внутренний потенциал общества, направленный на построение правового независимого государства, оказался достаточно слабым, что мы и сегодня наблюдаем. Если прибалтийские страны в 2004 году стали членами НАТО и Европейского союза, то нам понадобилось 20 лет и достаточно турбулентные политические процессы, чтобы склеить весьма разношерстный Альянс за европейскую интеграцию. Поэтому Молдавия - это несколько специфический случай, здесь не удалось реализовать балтийский сценарий, не проходит и сценарий с объединением с Румынией. Поэтому здесь такой медленный противоречивый процесс освобождения от прошлого и слабые надежды на проевропейское будущее".

При этом, по мнению Нантоя, проевропейские настроения в молдавском обществе "достаточно наивны, но они более-менее стабильны на протяжении последних лет". "Даже коммунисты пытались имитировать проевропейские настроения после того, как Воронин не подписал Меморандум Козака в 2003 году. Хочу подчеркнуть, что главная проблема в Республике Молдова - это не результаты местных выборов, а тот факт, что Альянс за европейскую интеграцию, который был создан фактически дважды: после парламентских выборов 2009 и 2010 годов, недостаточно эффективен, в нем нет внутренней консолидации. Поэтому проевропейские оптимистические заявления не подкрепляются пока что реальными внутренними реформами. Здесь большая опасность, а не в том, кто будет примаром в том или другом селе", - считает эксперт.

Говоря о геополитических предпочтениях молдавских партий в целом и Партии коммунистов, в частности, молдавский аналитик отметил: "Правильнее говорить, что в Молдавии все серьезные политические партии ориентируются на власть. А для того, чтобы добраться до этой власти, они пытаются окучивать тот или иной сегмент общества. Насчет ориентации на Россию - это клише достаточно распространено. Начиная с 2006 года, Россия постоянно повышает цены на газ. Россия не предлагает никаких привлекательных проектов, в отличие от США и ЕС, которые дают деньги под какие-то проекты. Поэтому любая риторика, тот факт, что во время избирательной кампании кто-то из политиков едет в Брюссель, кто-то в Москву, а кто-то - и в Москву, и в Брюссель, - все это относится к внутриполитическим ритуалам, это слишком поверхностно для того, чтобы делать выводы о какой-то ориентации".

Комментируя заявление президента Румынии Траяна Бэсеску, сделанное им 7 июня в ходе визита в Лондон, о том, что к 2018 - 2020 гг. в составе ЕС будет 35 стран, в том числе страны Западных Балкан, а также Молдавия и Турция, Оазу Нантой заявил: "Если взять заявления всех президентов, что делаются на земном шаре, то можно прийти к выводу, что президенты не имеют монополии на мудрость. Поэтому Бэсеску имеет право на любые декларации. Для Республики Молдова о внятных европейских перспективах можно будет говорить с того момента, когда она получит статус страны-кандидата. У нас этого статуса нет. Поэтому говорить о чем-то подобном сейчас - несерьезно".