Министерство транспорта России не исключило участия дочерних компаний ОАО "РЖД" - ОАО "Росжелдорпроект" и ОАО "Зарубежстройтехнология" - в строительстве железной дороги между Ираном и Арменией. Таков, по сообщению газеты РЖД "Гудок", один из результатов прошедшего в Ярославле очередного заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией.

Начальник департамента международных связей ОАО "РЖД" Алексей Аверин рассказал газете, что переговоры о возможном участии дочерних компаний в строительстве дороги идут уже около полутора лет. "Основная проблема сейчас - необходимость привлечения серьёзных средств, так как дорога будет проходить по горным участкам, что сильно повышает её стоимость", - сказал он. По предварительным оценкам РЖД, цена строительства составляет около $1,5 млрд. Форма финансирования проекта пока не выбрана. Заказчиком строительства будет, скорее всего, правительство Армении, возможно, вместе с правительством Ирана.

По словам Алексея Аверина, РЖД заинтересовано в новой дороге из-за возможностей, которые она предоставит ещё одной "дочке" - Южно-Кавказской железной дороге. "Сейчас Армянской железной дороге, находящейся у нас (через ЮКЖД. - ИА REGNUM Новости) в концессии, требуется существенное увеличение грузооборота", - говорит он. Но для этого в первую очередь нужно открыть прямое железнодорожное сообщение Армении с соседними странами. Пока же связь с ними республика держит за счёт железной дороги Грузии.

Как неоднократно указывало ИА REGNUM Новости, РЖД практически готовит свою сеть и к открытию армяно-турецкой границы и, следовательно, к созданию сквозного движения из Ирана через Армению - в Турцию.

Вчера в интервью ИА REGNUM Новости азербайджанский эксперт Расим Мусабеков заявил, что другой железнодорожный проект - Север-Юг через Иран, Азербайджан и Россию - задерживается из-за Ирана, в то время как "делаются широковещательные заявления о намерении начать абсолютно фантастические и тупиковые проекты типа строительства железной дороги в Армению стоимостью чуть ли не в 2 млрд. долларов. А найти 400-500 млн. долларов и достроить на своей территории участок железной дороги Казвин-Решт до пограничной азербайджанской Астары - Тегеран никак не может. Дело дошло до того, что Тегеран, предложил Баку и Москве взять на себя строительство отдельных участков на иранской территории, чтобы ускорить реализацию проекта". Эксперт напомнил, что альтернативная транзитная железная дорога Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс через Азербайджан, Грузию и Турцию (в обход Армении) "не теряет своей актуальности ни в коем случае, к тому же он не требует больших затрат - около 400 млн.долларов со стороны Турции и 200 с небольшим млн. со стороны Азербайджана, для которого это небольшая сумма".