Вопросы размещения американского радара или центров по обмену данными на территории России значатся в качестве возможных опций, обсуждение которых ведется в настоящее время между Вашингтоном и Москвой. Об этом заявил министр обороны США Роберт Гейтс 9 июня, выступая перед комитетом Сената США по бюджетным ассигнованиям. По словам главы Пентагона, перспективы сотрудничества между США и Россией в сфере противоракетной обороны (ПРО) несколько "улучшились". По сообщению Associated Press, причиной такого "улучшения" Гейтс назвал "опасения Москвы в связи с увеличивающейся угрозой со стороны Ирана".

"Факт в том, что русские вернулись к нам и признали нашу правоту относительно возможной угрозы, исходящей от Ирана, они признали, что ошибались на этот счет", - заявил Гейтс. При этом он поведал сенаторам некоторые детали своей встречи с премьер-министром России Владимиром Путиным. Как отмечает источник, о времени и месте этой встречи Гейтс не сообщил, но отметил, что Владимир Путин тогда занимал пост президента России. По словам главы Пентагона Путин на этой встрече "отверг мысль о том, что Иран до 2020 года сможет создать ракету, которая способна будет долететь до Западной Европы и большей части территории России". "После этого он показал мне карту, подготовленную сотрудниками российских спецслужб. Я посоветовал ему создать новую службу безопасности", - заявил Гейтс, добавив, что после этого "русские вернулись к нам и признали нашу правоту относительно возможной угрозы, исходящей от Ирана".

Стоит напомнить, что в первых числах июня в Женеве прошел второй раунд российско-американских консультаций по договору СНВ, подписанному между двумя странами в 1991 году, американская сторона назвала их продуктивными. Третий раунд переговоров по выработке нового договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ) пройдет во второй половине июня в Женеве. Срок действия нынешнего договора о сокращении СНВ истекает 5 декабря 2009 года.

Ранее старший научный сотрудник Трансатлантической группы Фонда Маршалла "Германия-США" Йорг Гиммельрайх заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости, что "руководители военных ведомств России уже осознали, что элементы ПРО в Европе размещаются для защиты от ядерных ракет Ирана, а не для защиты от России". "Выходом из ситуации может быть способ привлечь военный потенциал России в данной инициативе, исключительным же форумом для обсуждения этой проблемы, на мой взгляд, будет работа в Совете НАТО-Россия", - считает эксперт.

Вместе с тем, американский посол в РФ Джон Байерли в конце апреля сообщил в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что США готовы рассмотреть возможность использования РЛС в Габале (Азербайджан) и Армавире (Россия) в качестве элементов глобальной системы ПРО. "Мы готовы рассматривать такие варианты. Конечно, это будет довольно долгий процесс. Когда мы будем фактически говорить о том, чтобы построить, может быть, глобальную ПРО-систему, сбрасывать со счета такие возможные элементы как Габала и Армавир, было бы нецелесообразно", - заявил он. На уточняющий вопрос, предлагала ли Москва американской стороне рассматривать РЛС в Армавире как часть глобальной системы ПРО, американский дипломат ответил: "Я не знаю, не помню точно, было ли это предложено...".