Причины нынешних беспорядков в прибалтийских странах порождены переплетением целого ряда политических и экономических аспектов. Такую точку зрения высказал 16 января корреспонденту ИА REGNUM российский политолог, специалист в области региональных проблем Прибалтики Владимир Симиндей.

"С одной стороны, именно прибалтийские государства, и, в особенности, Латвия, на сегодняшний день являются наиболее пострадавшими от финансово-экономического кризиса странами. Это, в свою очередь, наложилось на дефекты в сфере государственного и корпоративного управления, что поставило Латвию на грань суверенного дефолта. В связи с этим, накопившееся народное негодование затронуло и ту часть населения, которая традиционно считала себя неуязвимой. Люди привыкли к дешёвым кредитам и постоянным повышениям заработной платы, и фактически одномоментно в течение 2008 года всё это закончилось, сменившись ощущением бесконечного тупика", - отмечает эксперт.

"С другой стороны, есть политические силы, которые хотели бы воспользоваться это ситуацией. Однако это нужно им не для смены основ нынешнего режима, а для косметического ремонта и занятия мест во властной элите на волне популистских лозунгов. И с третьей стороны, безусловно, здесь можно выделить влияние "вашингтонского обкома". Известно, что применительно к Латвии и Литве заокеанские стратеги опираются на тезис о том, что те политические силы и экономические субъекты, которые пытались выстраивать хоть какие-то отношения с Россией, объявлялись врагами народа и коррупционерами. И борьба с этой "коррупционной средой" должна была снизить возможность тех или иных взаимодействий прибалтийских стран с Москвой, и, соответственно, укрепить позиции Вашингтона. Поэтому среди организаторов латвийской "революции булыжников" высвечивается и нос Джорджа Сороса, и рука "вашингтонского обкома", - утверждает политолог.

"Нужно отметить, что положение этих стран, в особенности Латвии, весьма и весьма тяжёлое. Обязательства, которые страна взяла перед МВФ и рядом других международных структур и государств, обрекают следующее поколение на очень обременительные долги, и это крайне тревожит общественное мнение. Безусловно, в этой ситуации высвечивается и нерешённый национальный вопрос, проблема правового положения неграждан. Позиция русскоязычных СМИ и основной массы русских общественно-политических организаций сводится к тому, что "революция булыжников" - это "не наш праздник", потому что значительная часть латышей и выразителей их политического недовольства ещё не готовы принять русских как равно пострадавшую от нынешних властей сторону. Они ещё не готовы признать, что только вместе с русскоязычной общиной в Латвии возможна санация государства на серьёзных основах, борьба с коррупцией и другие подобные действия. Безусловно, этой неготовностью пользуются политические силы, которые хотели бы пустить пар народного гнева в свисток националистических лозунгов и попытаться свалить вину на русских. Отрадно, что этот фокус, применительно к оценкам погрома, который случился в Риге, не удался. Даже те, кто говорил, что "латышам не свойственно кидать предметы" вынуждены признать, что абсолютное большинство активных бунтовщиков - это представители титульной национальности", - отмечает эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, какие именно политические силы заинтересованы в организации беспорядков в Риге, Симиндей заявил: "Руководители "Общества за другую политику" господа Айгар Штокенберг и Артис Пабрикс занимали посты в одном из прошлых составов кабинета министров, эти люди появились не с улицы. До этого они занимали весьма высокие должности, и поверить в то, что они вдруг резко переменили свои взгляды, довольно трудно. Их упрекают в желании вновь вернуться к властным рычагам, подкреплённом теми или иными популистскими лозунгами", - сказал эксперт.

"Хочется также обратить внимание на то, что многие пришли на эту площадь "со своим и для своего". Они не являются выражением чаяний всей той толпы, которая явилась на митинг. Безусловно, сегодня политическое пространство Латвии раздроблено, и какого-то явного лидера, который мог бы как обуздать народный гнев, так и возглавить его, на сегодняшний день нет. Наблюдается катастрофическое падение авторитета как власти, так и многих оппозиционных сил. Всё это может привести к фрагментации политического пространства, к резким и непродуманным шагам, которые ещё больше усугубят ситуацию", - предполагает политолог.

"Сейчас идёт процесс осознания того, что уровень реального суверенитета Латвии за эти годы был растерян. Сначала появились не совсем удачные условия вступления в Европейский Союз. Затем последовало участие в различных проектах по "экспорту демократии" и демонстрация "военной мощи" Латвии и Литвы в Ираке и Афганистане, которая не имела ничего общего с коренными интересами развития этих стран. Дала о себе знать и экономическая политика, когда банки могли делать, что хотели, стремясь к необузданному извлечению прибыли из раздачи кредитов. Рост макроэкономических показателей, жизнь "в кредит" в надежде на то, что так будет всегда - всё это в совокупности привело к тому, что на сегодняшний день в связи с финансовой помощью МВФ Латвии придётся еженедельно отчитываться по мельчайшим тратам. Безусловно, это серьёзно сужает политический инструментарий, который можно было бы применить для реального выхода из тупика", - подчёркивает Симиндей.

"Ни правящие силы, ни националистическая оппозиция не упоминает о том, что на сегодняшний день были испробованы все средства, но ни похлопывание по плечу со стороны США, ни кредиты МВФ пока не помогают. По сути, остаётся последнее - так или иначе выстраивать отношения с Россией, чтобы найти взаимовыгодные схемы, способные поддержать экономику и экспорт из этих стран. Но сегодня в Латвии ничего подобного не видно", - отмечает эксперт.

"В Литве более сложная ситуация. Тенденция "охоты на ведьм" и поиска пророссийских сил там себя не изжила, и, несмотря на смену состава правящей коалиции, она продолжает развиваться. Хотя какие-то намёки на то, чтобы попытаться изменить ситуацию, у нового правительства, наверное, можно заметить", - считает политолог.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, могут ли события, подобные происходящему в Риге и Вильнюсе, повториться на территории Эстонии, Симиндей отметил, что Эстония была в значительной степени напугана и полностью разделена на две части в связи с апрельскими событиями 2007 года. "Это накладывает свой отпечаток. Своеобразный страх перед "улицей" есть и у эстонской, и у русской части населения. Недовольство в связи с провокационной политикой правительства Андруса Ансипа было подавлено очень жестоко, и, несмотря на то, что сейчас выносятся оправдательные приговоры активистам "Ночного дозора", которых обвиняли в организации погромов, психологическая травма у эстонских русских, несомненно, присутствует. К тому же, стоит отметить, что Эстония пока в меньшей степени затронута волной экономического кризиса, который наблюдается в Литве и Латвии. Однако вполне возможно, что в будущем и там последуют острые проявления недовольства", - подвёл итог Владимир Симиндей.