Ивановский эксперт: Дети с болезнью Дауна должны ходить в обычные сады
Ивановская область, 30 ноября, 2007, 17:27 — ИА Регнум. Ивановский областной суд подтвердил решение райсуда об удовлетворении иска ивановки Людмилы Вавиловой против управления образования мэрии города. Суд обязал управление образования обеспечить реализацию права 4,5-летнего ребенка с врожденным синдромом Дауна на дошкольное образование в саду общего типа, расположенном недалеко от его места жительства, и выплатить компенсацию морального вреда матери. В суде истицу представляла председатель совета ивановской областной общественной организации инвалидов с детства "Солнышко" Ольга Литвак. 30 ноября она рассказала корреспонденту ИА REGNUM о деталях разбирательства.
"Член "Солнышка" Людмила Вавилова, когда ее Мише исполнилось три года, обратилась в городское управление образования, - сообщила Ольга Литвак. - Ей сказали "нет таких садов" и предложили отдать сына в шуйский детдом. Она написала об этом губернатору. Ивановский мэр Александр Фомин, которому было спущено письмо, ответил, что пребывание детей с синдромом Дауна в садах общего типа противопоказано согласно типовому положению. В типовом положении ни о подобном противопоказании, ни о синдроме Дауна ничего не говорится".
После этого за переписку взялась организация "Солнышко". Его члены писали в областное правительство и его комплекс соцсферы, областную прокуратуру, мэрию, областной департамент и городское управление образования.
"В такой переписке прошел год, продолжила Ольга Литвак. - В мае мы подали заявление о понуждении управления образования реализовать право ребенка на дошкольное образование в суд, другого пути не осталось. Дело слушалось в Ленинском райсуде с 1 июня, прошло пять заседаний. То, что назначались все новые и новые заседания, нам не нравилось, но, с другой стороны, судья очень внимательно исследовала дело. 24 сентября было объявлено решение о частичном удовлетворении наших требований. Суд обязал управление образования обеспечить реализацию права ребенка на дошкольное образование путем создания условий в детском саду общего типа, приближенном к его месту жительства".
Что касается морального ущерба, то его решено компенсировать не в том размере, какой был указан в заявлении. Организации "Солнышко" удалось доказать факт причинения вреда матери, но не ребенку. В заявлении говорилось о целом годе, потерянном для развития ребенка по вине управления, о дискриминационном подходе к нему.
"Людмила Вавилова не работает, испытывает постоянный стресс от борьбы за права своего ребенка при том, что воспитывает его одна, живет с родителями-пенсионерами", - отметила председатель совета ивановской областной общественной организации инвалидов с детства "Солнышко". Кроме морального, она понесла и материальный ущерб, об этом вообще не говорилось. 50 тысяч рублей, указанные в заявлении, можно было заработать за прошедший период, однако Людмиле Вавиловой приходилось самой сидеть с ребенком. Кроме того, она платила частным специалистам за то, что могла получать бесплатно от государства.
"Хоть требования удовлетворены не в полном размере, важен сам факт признания судом, что был нанесен моральный вред, - подчеркнула Ольга Литвак. - В решении написано: суд учитывает, что истица в течение двух лет борется за права своего сына, лишена возможности устроиться на работу, получить дополнительное образование, улучшить материальное положение семьи".
"После начала суда управление образования предложило для Миши 12-й сад восьмого вида для детей с умственной отсталостью, - продолжила Литвак. - Оно мотивирует свою позицию тем, что дети с особенностями в развитии должны быть в специальном учреждении, где есть специалисты. Многих детей с синдромом Дауна и туда не берут, а в этом случае, после начала судебного разбирательства, они предложили этот вариант на противоположном конце города (Вавиловы живут в Минееве, а сад находится на Харинке). Но для детей с синдромом Дауна полезно общество здоровых. Специалистов по этой болезни нет ни в одном дошкольном учреждении. Мише нужен логопед, психолог, ни того, ни другого в предложенном саду нет. Есть дефектологи, но это в некотором роде минус: они видят в ребенке, прежде всего, умственно отсталого".
На одном из судебных заседаний, 28 июля, юрист мэрии категорически ответила "нет" на предложение судьи пойти на мировую. Она заявила: "Будем судиться с каждым". "Теперь ради других детей и мы решили не идти на мировую, - отметила Ольга Литвак. - Проблема в том, что инвалиды, их родители хотят быть среди здоровых. Это непривычно, пугает. Притом особых условий мы не требуем. Все, чего бы хотелось - доброжелательное отношение. 80% родителей отказываются от детей с синдромом Дауна уже в роддоме, те, кто этого не сделал, намерены реабилитировать их, адаптировать в социуме. Кроме того, речь идет каждый раз не более чем об одном ребенке в один детсад. И далеко не в каждый".
Кроме того, для Миши Вавилова выигран грант национального благотворительного фонда по проекту "Ступеньки к общей жизни" в рамках Общественной палаты РФ. Теперь организация "Солнышко" может доплачивать воспитателю или искать специалиста, ей есть, что предлагать.
"Прецедентов воспитания детей с синдромом Дауна в обычных садах достаточно, - заявила председатель совета ивановской областной общественной организации инвалидов с детства "Солнышко". - Специально к суду "Солнышко" бросило клич на некоторых форумах в интернете "дайте имена, фамилии", мы приложили эти данные к исковому заявлению. Есть некоторые регионы, к примеру, Самара, Томск, где все дети с синдромом Дауна ходят в обычные детсады. В Самаре распоряжением правительства доплачивается тем, кто с такими детьми занимается. В Москве и Петербурге некоторые сады накопили огромный опыт воспитания детей с этим синдромом, проводят для желающих учебу. Есть и один судебный прецедент - в Реутове был подобный процесс, суд также вынес решение предоставить ребенку место в обычном детском саду. Мы знакомили с этим решением управление образования, чтобы в нашем случае не довести до суда. И в Ивановской области несколько детей с синдромом ходят в обычные детсады (одну девочку взяли уже во время процесса, мама с двумя высшими образованиями пошла в этот сад воспитательницей)".
"Среди аргументов против таких решений - "жестокость" детей", - отметила Ольга Литвак. Однако она считает его не достаточно основательным. "Сколько мой ребенок с синдромом Дауна ни ходил в детсады, никто его нигде не обижал, - продолжила она. - Дети относятся к своим сверстникам часто именно так, как к ним относятся взрослые, воспитатели. Чем младше ребенок, тем легче он приживается среди обычных детей. К внешним особенностям дети очень быстро привыкают. В Мишином случае скорее будет вызывать насмешки то, что он полненький, чем синдром. Кроме того, то, что дразнят - тоже школа. В той или иной форме с недоброжелательностью окружающих людям приходится сталкиваться всю жизнь, мы же не хотим запереть своих детей в четырех стенах".
В городе существует нехватка детсадов, многие из них были распроданы или закрыты, воспитателей, готовых работать за мизерную зарплату, тоже не хватает. "Мы - дополнительная проблема, - заявила в заключение член "Солнышка". - Понять управление образования, конечно, можно, но если они хотят разобраться - мы предлагаем круглые столы, семинары. Московские педагоги, специалисты готовы выехать в Иваново или принять ивановских коллег у себя. Но пока желания принять эти предложения мы не увидели. Кроме того, дети-инвалиды принимаются в сады без очереди и бесплатно. Если проблема в том, что количество детей не совпадает с количеством садов, ее надо решать, не касаясь категорий, которые и так уязвимы".
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тывы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Пожары вынудили внука Пугачёвой Никиту Преснякова покинуть Лос-Анджелес
- США утроили объём импорта шоколада и конфет из России
- Россиянам порекомендовали поменять пароли от своих аккаунтов