Россия играет в странах Центральной Азии роль третейского судьи, заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM таджикский политолог Парвиз Мулладжанов. Отвечая на вопрос о том, может ли быть, что без России противоречия между поставщиками и производителями энергии в Средней Азии будут расти и приведут к политическому взрыву, эксперт отметил: "Россия действительно сегодня является основным геополитическим игроком в регионе, играя во многих случаях роль третейского судьи в разрешении разногласий и трений между среднеазиатскими государствами. В частности, присутствие и влияние России позволяет сохранять относительный баланс во взаимоотношениях между более и менее развитыми странами региона, умеряя амбиции первых и поддерживая устремления последних", - считает политолог.

Вместе с тем, Мулладжанов считает, что экономика региона нуждается в крупномасштабных инвестициях извне. "Однако, вовсе не аксиома, что данные инвестиции и ресурсы должны быть или будут обязательно российскими. Конечно, для большей части населения региона российская ориентация представляется наиболее естественной и предпочтительной - все мы вышли из одной страны и продолжаем жить в едином информационном и цивилизационном пространстве. Но для того, чтобы упрочить свое политическое влияние в отдаленной перспективе, России (как и любому другому внешнему игроку) необходимо будет вкладывать в экономику региона - причем, с учетом интересов местной стороны. Потребность в инвестициях здесь настолько высока, что как бы пророссийски не было настроено местное общественное мнение, экономический интерес будет превалировать. Это вполне объяснимо, ибо для местных правящих элит обвал экономики может вполне обернуться политическим крахом и отстранением от власти. Поэтому геополитическая ориентация среднеазиатских государств, в конечном счете, будет определяться чисто прагматическими соображениями", - заявил политолог.

Отвечая на вопрос о возможности создания центральноазиатского союза и наличии ресурсов для этого, Мулладжанов отметил, что на самом деле недостаток или избыток ресурсов здесь ни при чем: региональная интеграция сегодня трудноосуществима из-за различного уровня экономического развития между странами региона и обусловленными данным фактором разногласиями. "Предлагаемый Назарбаевым вариант подразумевает, что в новом интеграционном образовании будет доминировать Казахстан, что неприемлемо, например, для Узбекистана, который сам традиционно претендует на роль регионального лидера", - считает эксперт.